26 сентября 2019 г. |
Дело N А84-1774/2019 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чертковой И.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКрымСтрой" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 11 июня 2019 года по делу N А84-1774/2019 (судья Морозова Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску государственного бюджетного учреждения "Дирекция капитального строительства" к обществу с ограниченной ответственностью "ЭлитКрымСтрой" о взыскании денежных средств,
установил:
государственное бюджетное учреждение "Дирекция капитального строительства" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭлитКрымСтрой" о взыскании излишне уплаченных денежных средств в размере 356 888,32 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11 июня 2019 года исковые требования государственного бюджетного учреждения "Дирекция капитального строительства" удовлетворены. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКрымСтрой" в пользу государственного бюджетного учреждения "Дирекция капитального строительства" излишне уплаченные денежные средства в размере 356 888,32 руб. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКрымСтрой" в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 10 138 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЭлитКрымСтрой" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что спорные затраты и работы по возведению титульных временных зданий и сооружений обоснованно включены в акты выполненных работ, которые подписаны заказчиком без возражений.
От ГБУ "Дирекция капитального строительства" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Апелляционная жалоба ООО "ЭлитКрымСтрой" на основании положений пункта 1 ст. 272.1 АПК РФ рассматривается единолично судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, без вызова сторон, по правилам статей 228, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, по результатам электронного аукциона государственным казенным учреждением "Капитальное строительство" (заказчик) и ООО "ЭлитКрымСтрой" (подрядчик) 30.05.2017 подписан государственный контракт N 0174200002717000078_313067 (далее -контракт на выполнение СМР), согласно которого подрядчик обязуется своевременно выполнить строительно-монтажные работы (далее-работы) по объекту "с.Полюшко. Благоустройство (дороги с твердым покрытием) (далее - объект), а заказчик принять и оплатить результат работ.
Согласно пункту 1.2 контракта на выполнение СМР состав и объём работ определяется проектно-сметной документацией (приложение N 1 к контракту).
В п.1.4 контракта стороны указали адрес выполнения работ: ул. Луговая и ул. Решидова, с. Полюшко, Нахимовский район, г. Севастополь (далее - место выполнения работ).
Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 2) (пункт 1.3 контракта на выполнение СМР).
В пункте 2.1 контракта на выполнение СМР закреплено, что цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных контрактом.
Цена контракта составляет 32 074 959 руб. 30 коп., включая налог на добавленную стоимость (18%) в размере 4 892 790 руб. 40 коп. (пункт 2.3 контракта на выполнение СМР).
Цена контракта включает сметную стоимость выполняемых работ в текущих ценах с учетом всех расходов, определяемых в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)" Госстроя России, в том числе: затраты на уплату налога на добавленную стоимость и другие обязательные платежи, компенсацию издержек и вознаграждения, командировочных расходов и непредвиденных затрат подрядчика, то есть является конечной (п. 2.4 контракта).
Исходя из пункта 3.1 контракта на выполнение СМР, работы, предусмотренные контрактом, выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 2). Начало работ определено с даты заключения контракта, окончание работ -30.11.2017.
Согласно п.8.5 контракта подписание заказчиком актов приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 не является приемкой этих работ в эксплуатацию, это лишь подтверждает факт их надлежащего и качественного выполнения подрядчиком и определяет сумму текущего финансирования.
Подрядчиком были выполнены работы на сумму 28 709 431,02 руб., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ N 1 от 28.07.2017, N 2 от 18.08.2017, N 3 от 22.09.2017, N 4 от 17.10.2017, N 5 от 07.11.2017, N 6 от 27.11.2017, N 7 от 30.11.2017, N 8 от 30.11.2017 по форме КС-3; актами о приемке выполненных работ N1-7 от 28.07.2017, N 8-13 от 18.08.2017, N 14-15 от 22.09.2017, N 16 от 17.10.2017, N 17 от 07.11.2017, N 18-25 от 27.11.2017, N 26-39 от 30.11.2017 на общую сумму 28 709 431,02 руб., подписанными сторонами.
Таким образом, заказчиком были приняты работы на общую сумму 28 709 431,02 руб.
В силу пункта 12 контракта на выполнение СМР за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16.1 контракта на выполнение СМР он действует с даты заключения и до 20.12.2017. Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств.
По результатам проведенной Федеральным казначейством проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета установлено завышение стоимости принятых и оплаченных заказчиком работ.
Ссылаясь на то, что обществом необоснованно включена стоимость титульных временных сооружений в акты выполненных работ в размере 356 888,32 руб. с НДС, учреждение направило ему претензию от 12.02.2019 N 979, предложив вернуть излишне уплаченные по контракту денежные средства в течение 30 календарных дней с даты её получения.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения ГБУ "Дирекция капитального строительства" в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно положениям статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1 статьи 743 ГК РФ).
При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
В силу пункта 4.73 МДС 81-35.2004 в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по перечисленным 12-ти главам.
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, введенном в действие с 15.05.2001 (ГСН 81-05-01-2001), указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Согласно пункту 4.83 МДС 81-35.2004 в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70 (СНиП 12-01-2004), состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Согласно ПОС шифр N 2016.6-ПОС-5.1, 2016.6-ПОС-5.2, перечислены сооружения административного и санитарно-бытового назначения (место временной стоянки строительной техники, зона общецелевого складирования вдоль участка работ, стенды с противопожарным инвентарем, бытовка, биотуалет, контейнер для хозяйственно-пищевого мусора, бак для воды, дизель генератор), которые не относятся к титульным сооружениям и, следовательно, стоимость их возведения учитывается в составе накладных расходов подрядчика согласно положениям Раздела III МДС 81-33.2001.
Пунктом 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции предусмотрено, что размер средств на возведение временных зданий и сооружений определяется: по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения, в установленном порядке, применяемом от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункты 3.2 - 3.4 Сборника ГСН).
Указанные подрядчиком в актах выполненных работ временные здания и сооружения в эксплуатацию не принимались, ответчиком истцу не передавались, в его основные средства не зачислялись.
Подрядчиком не предоставлены доказательства возведения титульных временных зданий и сооружений.
В проекте организации строительства титульные временные здания и сооружения не предусмотрены
Условиями контракта установлена фиксированная, твердая договорная цена.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности сторон, согласно которому риск наступления последствий не совершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3.4 ГСН 81-05-01-2001 построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом названной статьи, суд, установив отсутствие доказательств возведения подрядчиком титульных временных зданий и сооружений и передачи данных объектов заказчику, пришел к выводу о наличии на стороне общества неосновательного обогащения в сумме 356 888,32 руб.
Довод общества о документальном подтверждении выполнения спорных работ отклонен судом апелляционной инстанции как несостоятельный и противоречащий установленным по делу обстоятельствам.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ГБУ "Дирекция капитального строительства" о взыскании с ООО "ЭлитКрымСтрой" излишне уплаченных денежных средств в размере 356 888,32 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 11 июня 2019 года по делу N А84-1774/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКрымСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Черткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1774/2019
Истец: Государственное Бюджетное Учреждение "Дирекция Капитального Строительства"
Ответчик: ООО ЭЛИТКРЫМСТРОЙ