г. Москва |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А40-111555/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2019 по делу N А40-111555/19, принятое судьей О.Ю. Немовой,
по заявлению ФГУП "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
к Московской таможне (ИНН 7728679951, ОГРН 5087746672800)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Белкин Д.В. по дов. от 05.06.2019; |
от ответчика: |
Чурсина М.А. по дов. от 28.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" (заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об изменении постановления Московской таможни (заинтересованное лицо, таможенный орган) от 08.04.2019 N 10129000-818/2019 в части размера назначенного административного штрафа.
Решением от 27.06.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что утрата международного отправления является незначительным нарушением, а штраф в размере 350 000 руб. несоразмерен нарушению.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о снижении штрафа.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.03.2019 уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Московской таможни В.И. Паршин, при осуществлении расследования по делу об административном правонарушении N 10129000-818/2019 в отношении ФГУП "Почта России" возбужденного 25.02.2019 государственным таможенным инспектором (далее - ГТИ) отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 таможенного поста Международный почтамт Московской таможни (далее - ОТО и ТК N 1 т/п МП МТ) Р.Н. Мироновым по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), обнаружил следующее.
Исходя из сведений, полученных из программного средства "Внуково ММПО Администратор", 12.06.2018 находящееся под таможенным контролем международное почтовое отправление (далее - МПО) N RB236072061RU, адресом отправления которого является: Российская Федерация, г. Великий Устюг, ул. Гагарина, д. 18 кв. 1., адрес назначения: США, прошло регистрацию в УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" MP ЛЦ "Внуково".
Из письма УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" MP ЛЦ "Внуково" от 04.12.2018 N 2.1.19.20.1.07-01/999 установлено, что 12.06.2018 МПО передано из зоны "Регистрация и вскрытие экспорта" в зону "Приём таможни экспорта", однако в Дальнейшей обработке заказной мелкий пакет N RB236072061RU не значится. На основании изложенного, указать точное местонахождение МПО не представляется возможным, в связи с чем УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" MP ЛЦ "Внуково" подтверждает утрату указанного МПО.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", ответственность за утрату МПО, порчу (повреждение), недостачу вложений в МПО, недоставку или нарушение сроков пересылки МПО несет ФГУП "Почта России".
Согласно п. 2 ст. 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
Следовательно, данное МПО RB23 6072061RU, имея статус находившегося под таможенным контролем, было утрачено.
В соответствии с п. 1 статьи 14 Таможенного кодекса ЕАЭС, товары ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Таким образом, в действиях ФГУП "Почта России" имеются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 KoAП России.
По данному факту, должностными лицами административного органа в отношении предприятия 25.03.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10129000-818/2019 по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Постановлением Московской таможни от 08.04.2019 г. N 10129000-818/2019 ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 350 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.
Отказывая в снижении штрафа, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении принято уполномоченными должностными лицами в рамках полномочий государственного органа.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Извещение законного представителя заявителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 25.4, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ и разъяснениями п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные доказательства подтверждают соблюдение требований закона при осуществлении названных процессуальных действий.
Таким образом, судом не установлено нарушений процедуры привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 статьи 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Аналогичные требования указаны в п.26 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии с п.п. 5 п.2 статьи 96 ТК ТС товары указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза. Аналогичные требования указаны в п.1 и п.п.2 п.7 ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза, товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, не признанные товарами Союза, находятся под таможенным контролем до фактического вывоза этих товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с п. 6 статьи 92 ТК ЕАЭС, при убытии международных почтовых отправлений с таможенной территории Союза в отношении таких почтовых отправлений перевозчик представляет документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза, и сведения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 286 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 223 ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров. Аналогичные требования указаны в п.1 ст. 150 ТК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 236 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), обязанности перевозчика при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, установлены ст. 223 ТК ТС.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу -. Таможенного союза (далее - ТС) в МПО регламентируется ТК ТС (глава 44), а также Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ТС в МПО (далее - Правила), утвержденными приказом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее-ГТК РФ) от03.12.2003 N 1381.
В соответствии с пп.16 п.1 ст.4 ТК ТС под МПО для целей применения главы 44 ТК ТС понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории ТС, поступающие на таможенную территорию ТС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, п.1 ст.312 ТК ТС закреплен перечень объектов относящихся к МПО, в число которых также входят посылки.
Согласно п.3 Правил пересылка через таможенную границу ТС МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN23, форма которой установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.
Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена, определяемых ГТК РФ (ФТС России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (п.п. 4, 5 Правил). В данном случае пунктом международного почтового обмена являлся согласно приложению N J к Правилам -Международный почтамт.
Для таможенного оформления и таможенного контроля МПО, в соответствии с п.29 раздела IV Правил, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, при проведении таможенного контроля вынимает таможенные декларации CN23, пересылаемые внутри МПО и прикрепляет способом, исключающим их утерю, к сопроводительным документам, направляемым вместе с МПО в объект почтовой связи (почтамт) для выдачи адресату.
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена (далее - таможенный орган отправления), также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п.53 Правил).
Согласно п.п. 54, 55, 56 Правил на накладной ф.16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный" и письменную отметку "С уведомлением". Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф.22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Согласно п.58 Правил полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.
Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством Таможенного союза порядок осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, прибывших на таможенную территорию Таможенного союза.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.9 КоАП России, выражается в утрате товаров, находящихся под таможенным контролем.
Субъектом ответственности в данном случае выступает ФГУП "Почта России".
Субъективная сторона данного правонарушения выражена виной ФГУП "Почта России". Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ФГУП "Почта Россию" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Согласно положению ч. 2 ст. 2.1 КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ФГУП "Почта России" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного предприятием правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд не усматривает, как и не усматривает суд и какой-либо исключительности рассматриваемого случая с целью применения правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда от 25.02.2014 г. N 4-П и установления штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
При этом при назначении административного наказания административный орган правомерно учел повторность совершенного правонарушения, что является в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим административную ответственность обстоятельством.
Судом первой инстанции правильно установлено отсутствий оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ФГУП "Почта России" от административной ответственности.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих обязанностей, что как следствие посягает на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области предпринимательской деятельности.
Исходя из положения ст. 2.9 КоАП РФ, положений Постановления Пленума ВАС РФ N 10, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Рассматриваемый случай не является исключительным в целях освобождения от административной ответственности.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд не усматривает, как и не усматривает суд и какой-либо исключительности рассматриваемого случая с целью применения правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда от 25.02.2014 г. N 4-П и установления штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
При этом при назначении административного наказания административный орган правомерно учел повторность совершенного правонарушения, что является в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим административную ответственность обстоятельством.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Иное толкование норм права, изложенные подателем апелляционной жалобы, не опровергают правильные выводы суда.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2019 по делу N А40-111555/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111555/2019
Истец: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ