г. Хабаровск |
|
23 сентября 2019 г. |
А73-8569/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал": Маркова М.Ю. по доверенности от 05.06.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
на решение от 30.07.2019
по делу N А73-8569/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (ОГРН-1022700524637, ИНН-2727080370)
к территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко и Ульчском районах
о признании незаконными и отмене постановления,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Горводоканал") зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1022700524637, ИНН 2727080370 и согласно Уставу осуществляет следующие виды деятельности: бесперебойное обеспечение населения, учреждений, предприятий и организаций города в питьевой воде и отвод сточной жидкости; эксплуатация объектов и сетей водопровода и канализации предприятий коммунально-бытового обслуживания населения, содержание и ремонт зданий, оборудования, сетей водоснабжения и канализации.
На основании поступившего обращения о некачественном водоснабжении в разводящей сети кв. 2 жилого дома 78 по ул. Володарского, 78 в г. Комсомольске-на-Амуре, 12.02.2019 специалистом-экспертом Ганаза Е.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ в отношении МУП "Горводоканал" и назначена экспертиза, производство которой поручено филиалу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе".
Согласно экспертному заключению от 18.02.2019 N 2720/54/54-07/173/2019, проба питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранная - из крана сбросника колодца ВК-2 (ближайшая точка отбора на разделе границ юридической ответственности МУП "Горводоканал" и совместной эксплуатационной собственностью жителей домов 74, 76, 78, 80 по ул. Володарского) на вводе в жилой дом N 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края не отвечает требованиям санитарных правил по железу (факт 2,7+/-0,67 мг/дм3, гигиенический норматив не более 0,3 мг/дм3); по марганцу (факт 0,134+/-0,033 мг/дм3, гигиенический норматив не более 0,1 мг/дм3); по мутности (факт 61.7 ЕМФ, гигиенический норматив не более 2,6 ЕМФ).
26.02.2019 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко и Ульчском районах (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, уполномоченный орган) в отношение МУП "Горводоканал", при участии представителя предприятия Галюченка Н.Н. по доверенности от 25.02.2019 N 382, составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ.
Определением уполномоченного органа от 06.03.2019 (врученным представителю предприятия 19.03.2019) МУП "Горводоканал" извещалось о времени и месте рассмотрения дела.
29.03.2019 уполномоченным органом вынесено постановление N 193 о привлечении МУП "Горводоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Так же, 29.03.2019 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в отношение МУП "Горводоканал" выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 29.03.2019 N 1130.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением суда от 30.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным решением, уполномоченный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что, будучи ресурсоснабжающей организацией, МУП "Горводоканал" обязано обеспечить поставку воды надлежащего качества во исполнение обязательств, принятых перед потребителями по договору на водоснабжение частного дома из коммунального водопровода от 03.08.2016 N 1057-и.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Горводоканал" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя уполномоченного органа.
В судебном заседании представитель предприятия отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя МУП "Горводоканал", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 6.5 КоАП РФ).
Из части 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) следует, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой; качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру; питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (пункты 7, 10, 18 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (статья 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ)).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2 статьи 19, пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного систем питьевого водоснабжения, а также правила контроля качества воды, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного питьевого водоснабжения; направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава.
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу пункта 2.2 указанных СанПиН качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих СанПиН.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункты 3.1 и 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (пункт 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Как установлено судом по материалам дела, 14.02.2019 при проведении административного расследования по жалобе гражданина по некачественному обеспечению питьевой водой жителей кв. 2 дома 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре, осуществлен отбор проб холодной воды централизованной системы водоснабжения из крана ванной комнаты жилой квартиры N 2, дома N 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и из крана сбросника колодца ВК-2 на вводе в жилой дом N 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре.
Пробы воды переданы для лабораторных исследований в Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе".
Согласно экспертному заключению от 18.02.2019 N 2720/54/54-07/173/2019, проба питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранная - из крана сбросника колодца ВК-2 (ближайшая точка отбора на разделе границ юридической ответственности МУП "Горводоканал" и совместной эксплуатационной собственностью жителей домов 74, 76, 78, 80 по ул. Володарского) на вводе в жилой дом N 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края не отвечает требованиям санитарных правил по железу (факт 2,7+/-0,67 мг/дм3, гигиенический норматив не более 0,3 мг/дм3); по марганцу (факт 0,134+/-0,033 мг/дм3, гигиенический норматив не более 0,1 мг/дм3); по мутности (факт 61.7 ЕМФ, гигиенический норматив не более 2,6 ЕМФ).
Как следует из пунктов 2.1, 2.2 договора энергоснабжения N 1057-и от 03.08.2016 на водоснабжение частного жилого дома из коммунального водопровода заключенным между МУП "Горводоканал" (Поставщик) и физическим лицом Барановой Валентиной Аркадьевной, зарегистрированной по ул. Володарского, д. 78, кв. 2 в г. Комсомольске-на-Амуре (Абонент), вода подаваемая "Абоненту" должна соответствовать действующим санитарным правилам.
По договору горячего или холодного водоснабжения организация осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (статьи 539, 543, пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644):
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод. То есть границей эксплуатационной ответственности является линия раздела систем водоснабжения и канализации между "Поставщиком" и "Абонентом" по признаком ответственности за их эксплуатацию, устанавливаемая соглашением сторон.
Как следует из пункта 7.1 договора от 03.08.2019 заключенного между Барановой В.А. и МУП "Горводоканал": "Поставщик" несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и давление в системе только до точки присоединения водопроводной системы "Абонента" к водопроводной сети "Поставщика".
Судом первой инстанции установлено, что жители двухквартирных домов N N 80, 78, 76, 74 по ул. Володарского в г. Комсомольске-на-Амуре самостоятельно на основании выданных МУП "Водоканал" технических условий провели трубопровод для холодного водоснабжения и при участии МУП "Водоканал" подключили к сетям центрального водоснабжения; заключили договоры на водоснабжение частного жилого дома из коммунального водопровода.
В материалах дела имеется договор энергоснабжения N 1057-и от 03.08.2016 на водоснабжение частного жилого дома из коммунального водопровода заключенным между МУП "Горводоканал" (Поставщик) и физическим лицом Барановой Валентиной Аркадьевной, зарегистрированной по ул. Володарского, д. 78, кв. 2 в г. Комсомольске-на-Амуре (Абонент).
Приложением к данному договору является схема раздела границ эксплуатационной ответственности на сети водопровода и канализации к жилым домам N N 80, 78, 76, 74 по ул. Володарского, согласно которой водопроводная сеть --ТВ--, канализационная сеть --К--, канализационные выпуска --К--, находятся в совместной эксплуатационной ответственности жилых домов NN 80, 78, 76, 74. Граница раздела устанавливается по водопроводу - "ВКсущ".
В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора взята проба воды из крана сбросника колодца ВК-2 на вводе в жилой дом N 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре, которая, как считал административный орган и указано на схеме, соединен трубой с водопроводом - ВКсущ.
Однако, как следует из акта обследования водопровода от 27.03.2019, составленного комиссией в составе работников МУП "Горводоканал", водопровод находящийся в коллективной собственности жильцов проходит по теплотрассе, подключен к сети ХВС на территории дома Пирогова, 7/2 кв. 2. Врезки от водопровода ВОДЧ-4 со стороны ул. Володарского от ВКсущ к ВК-2 не существует.
Совместным актом МУП "Горводоканал" и Управления Роспотребнадзора с привлечением представителя Администрации г. Комсомольска-на-Амуре и собственником дома N 78 по ул. Володарского установлено, что врезки от водопровода ВОДЧ-4 со стороны ул. Володарского от ВКсущ к ВК-2 не существует, труба от ВКсущ до ВК-2 отсутствует, трубопровод ВОДЧ-4 юридической принадлежности не имеет. Границы совместной эксплуатационной ответственности жильцов домов NN 74, 76, 78, 80 - не определены. Схема границ эксплуатационной ответственности не соответствует действительности.
При таких обстоятельствам, как верно отмечено судом первой инстанции, проба из крана сбросника колодца ВК-2 на вводе в жилой дом N 78 по ул. Володарского г. Комсомольска-на-Амуре не может быть принята во внимание как обстоятельство доказывающее событие административного правонарушения, поскольку не является границей эксплуатационной ответственности.
Согласно акту обследования водопровода от 27.03.2019 водопровод находящийся в коллективной собственности жильцов проходит по теплотрассе, подключен к сети ХВС на территории дома Пирогова, 7/2 кв. (возможная граница эксплуатационной ответственности).
То есть Управлением Роспотребнадзора фактически не установлено, какого качества вода была на границе эксплуатационной ответственности, колодец ВК-2 на вводе в жилой дом N 78 не является контрольной точкой забора пробы.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).
Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление и представление уполномоченного органа незаконны и подлежат отмене.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 30.07.2019 по делу N А73-8569/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8569/2019
Истец: МУП "ГОРВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Территориальный отдел Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольск-на-Амуре, Территориальный отделРоспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольск-на-Амуре, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю