г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2024 г. |
дело N А56-18762/2023/ |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Н.А. Морозовой,
судей А.Ю.Серебровой, М.В. Тарасовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Воробьевой,
при участии судебном заседании:
от заявителя: Жареновой О.В. по доверенности от 09.01.2024 (посредством веб-конференции),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39982/2023) Федерального государственного казённого учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2023 по обособленному спору N А56-18762/2023/тр.3, принятое по заявлению кредитора ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина Романенко Валерия Николаевича
УСТАНОВИЛ:
Романенко Валерий Николаевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).
Определением от 17.03.2023 суд первой инстанции заявление принял к производству и возбудил дело о банкротстве.
Решением от 17.03.2023 (резолютивная часть от 10.03.2023) арбитражный суд признал должника несостоятельным (банкротом), открыл в отношении него процедуру реализации имущества гражданина, утвердил финансовым управляющим Мельникова Юрия Алексеевича - члена ассоциации арбитражных управляющих "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 93(7538) от 27.05.2023.
Федеральное государственное казённое учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 29.09.2023 подало в суд заявление о включении требования в размере 995 руб. 71 коп. в реестр требований кредиторов должника, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на предъявление требования.
Определением от 09.11.2023 суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением, признал требование кредитора установленным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр.
Не согласившись с законностью судебного акта, учреждение направило апелляционную жалобу, настаивая на уважительности пропуска срока.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел". Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для проведения судебного заседания в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов и включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как указано в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - постановление N 45), по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в процедуре реализации имущества должника кредиторы вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Таким образом, возможность восстановления арбитражным судом пропущенного кредитором срока закрытия реестра требований кредиторов по уважительной причине прямо предусмотрена Законом о банкротстве.
При исчислении предусмотренного пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона о банкротстве информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве.
При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения (пункт 25 постановления N 45).
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В рассматриваемом случае разногласий относительно обоснованности требования учреждения между участниками процесса не имеется.
Суд первой инстанции установил и подтверждается материалами дела, что сведения о судебном акте о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы на сайте ЕФРСБ 19.05.2023, а в газете "Коммерсантъ" N 93(7538) - 27.05.2023.
Тем самым срок на предъявление требований в реестр требований кредиторов должника начал течь с 29.05.2023 (с учётом того, что 28.05.2023 выпало на воскресенье) и истёк 29.07.2023.
Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением в электронном виде 29.09.2023, то есть с пропуском срока на два месяца.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона о банкротстве не содержат перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему ходатайство, при этом сами причины пропуска срока должен указать заявитель.
Вместе с тем, отсутствие названного перечня уважительных причин для восстановления пропущенного срока не означает возможность произвольного усмотрения суда, поскольку, оценивая, является ли то или иное основание достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд проверяет и учитывает все обстоятельства конкретного дела, не позволившие лицу своевременно обратиться в суд за разрешением спора.
Уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий.
В рассматриваемом случае учреждение сослалось на то, что пропуск срока обусловлен объективными причинами, а именно: о процедуре реализации имущества Романенко В.Н. ему стало известно из поступившего 30.08.2023 поручения Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2023 N 207/5/а/4176.
Вместе с тем, означенное обстоятельство не свидетельствует о наличии условий для восстановления срока на предъявление рассматриваемого требования, а касается внутренней организации работы самого заявителя и порядка его взаимодействия с иными структурными подразделениями и компетентными органами. Само учреждение обладает достаточно широкими возможностями по получению, обработке информации о своих контрагентах и должниках. Задолженность возникла задолго до введения в отношении Романенко В.Н. процедуры банкротства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.06.2009 N 755-О-О, закрытие реестра требований кредиторов обусловлено необходимостью создания определенности имущественного положения кредиторов и должника в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. По смыслу указанного разъяснения определенный в законе срок закрытия реестра направлен на соблюдение разумного срока формирования перечня кредиторов, имеющих требования к конкурсной массе, в целях осуществления расчетов с соблюдением очередности и пропорциональности, гарантированных Законом о банкротстве.
Следовательно, восстановление срока закрытия реестра для отдельных кредиторов должно иметь исключительный характер, когда в силу объективных причин или субъективных особенностей более слабого участника оборота он, по общему правилу, был не в состоянии обратиться с требованием в установленный законом срок.
Подобных обстоятельств в настоящем споре судом не выявлено, ввиду чего ходатайство о восстановлении срока на включение требования в реестр требований кредиторов правомерно отклонено арбитражным судом.
Суд первой инстанции вынес законный и обоснованный судебный акт, оснований, включая процессуальных, для отмены которого суд апелляционной инстанции не выявил.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2023 по делу N А56-18762/2023/тр.3 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
А.Ю. Сереброва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18762/2023
Должник: Романенко Валерий Николаевич
Кредитор: Романенко Валерий Николаевич
Третье лицо: Романенко Ольга Александровна, Ассоциации арбитражных управляющих "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса", Мельников Ю.А., ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК", ПАО "СОВКОМБАНК", Росреестр по СПб, УФНС по СПб, ф/у Мельников Ю.А., ф/у Мельников Юрий Алексеевич, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации