город Воронеж |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А14-9905/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Новохоперск-Агро-Инвест": Волкова В.В. - представителя по доверенности N ДНХП-1854/19 от 05.06.2019;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям: Забровской А.В. - представителя по доверенности N 68 от 08.07.2019, Орловой О.И. - представителя по доверенности N 56 от 23.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новохоперск-Агро-Инвест" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2019 по делу N А14-9905/2019 (судья Ловчикова Н.В.), по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (ОГРН 1093668009973, ИНН 3661046666) к Обществу с ограниченной ответственностью "Новохоперск-Агро-Инвест", Воронежская область Новохоперский район, с.Красное (ОГРН 1073629000554 ИНН 3617007675) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Новохоперск-Агро-Инвест" Воронежская область Новохоперский район, с.Красное (далее - лицо, общество, ООО "Новохоперск-Агро-Инвест") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 16.07.2019 заявленные требования удовлетворены. ООО "Новохоперск-Агро-Инвест" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Новохоперск-Агро-Инвест", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что административным органом не учтено, что на складе хранилось не зерно, а зерноотходы. Ссылается на то, что судом не дана оценка доводу Общества о возможности применения в данном случае ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
В представленных суду апелляционной инстанции возражениях Управление Россельхознадзора возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управление Россельхознадзора на основании поручения заместителя председателя Правительства РФ Гордеева А.В. от 28.11.2018 N АГ-П11-8385 и в соответствии с Распоряжением от 30.01.2019 N173-р проведена внеплановая выездная проверка ООО "Новохоперск-Агро-Инвест" (юридический адрес: г. Воронежская область Новохоперский район с. Красное, ул. Карла Маркса д. 2а).
При проведении проверки ООО "Новохоперск-Агро-Инвест" установлено: в помещении склада (с.Красное) обнаружены выбоины в полу, присутствуют голуби, на бетонном покрытии и оборудовании имеются перья, следы голубиного помета, что может привести к загрязнению и заражению зерна; нарушена герметичность дверей, складов напольного хранения, что не обеспечивает предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов, как следствие этого нарушения на полу имеются затеки талой воды, заметы снега у дверных проемов. Имеется слой пыли на насыпи зерна; в помещении склада имеются посторонние предметы; журналы по контролю условий хранения зерна отсутствуют; наблюдения за хранящимся зерном по зараженности, цвету, запаху, влажности и температуре не проводятся.
Данные факты являются нарушением статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктов 3, 6, 7, 11, 12 TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
Указанные нарушения обязательных требований Технического регламента и законодательства РФ в области безопасности и качества зерна были зафиксированы государственными инспекторами Управления в акте проверки от 28.02.2019 N 173. По результатам проверки государственным инспектором отдела внешнего и внутреннего карантина, надзора за качеством зерна и семенного контроля растений Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям Орловой О.И. в отношении ООО "Новохоперск-Агро-Инвест" составлен протокол от 12.03.2019 N 09/409 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении проверки присутствовал генеральный директор Ремнев А.В., который вину в совершении выявленных нарушений не признал.
Материалы об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к ответственности, направлены в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статьей 6 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011) названный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Согласно части 1 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011 от 09.12.2011) зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
В силу части 2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011 от 09.12.2011) каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации.
В соответствии с ч. 2, 6, 7, 8, 11, 12 ст. 4 ТР ТС 015/2011:
- показатели токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на кормовые цели, не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложениях 4, 5 к настоящему техническому регламенту (ч. 2);
- хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства члена Таможенного союза (ч. 6);
- поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов (ч. 7).
- технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние (ч. 8).
- в зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха (ч. 11).
- в зернохранилищах при хранении зерна должны обеспечиваться условия, позволяющие исключить возможность самовозгорания зерна, а также условия, обеспечивающие взрыво- и пожаробезопасность (ч. 12).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возложены задачи по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
На основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
ООО "Новохоперск-Агро-Инвест" вину в совершении правонарушения при составлении протокола не признало. В своих доводах указывает на то, что в складских помещениях находились не зерно, а зерноотходы. Зерно отправлено на хранение на элеватор.
Данный довод является несостоятельным, поскольку он не исключает установленные техническим регламентом требования к складским помещениям и условиям хранения.
Кроме того, административным органом и судом установлено, что Обществом, в нарушение требований ст. 4 ТР ТС 015/2011, исследование нута, ячменя и кукурузы на остаточное количество пестицидов не проводилось.
Наличие состава административного правонарушения подтверждается доказательствами, собранными Управлением в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках проверки по правилам Закона N 294-ФЗ, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, равно как и доказательств того, что неисполнение установленных законом требований связано с обстоятельствами, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.43 КоАП РФ, доказано.
Процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдена.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Судом первой инстанции не установлено оснований для применения статьи 2.9, КоАП РФ к содеянному обществом правонарушению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Учитывая характер правонарушения и обстоятельства его совершения, при назначении штрафа суд первой инстанции применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и привлек Общество к ответственности в виде штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Управлением требования.
Суд полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Новохоперск-Агро-Инвест" по приведенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2019 по делу N А14-9905/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9905/2019
Истец: Управление Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям
Ответчик: ООО "Новохоперск-Агро-Инвест"