г. Киров |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А17-4012/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Ремизовой Ю.С., действующей на основании доверенности от 04.09.2019, Турлаповой О.Н., действующей на основании доверенности от 12.02.2019,
представителя ответчика Филиной Е.С., действующей на основании доверенности от 01.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2019 по делу N А17-4012/2018, принятое судом в составе судьи Пичевой Д.К.,
по иску муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (ОГРН 1023701393374, ИНН 3706001530)
к обществу с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003" (ОГРН 1133706001219, ИНН 3706020830)
о взыскании задолженности, неустойки,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003" (ОГРН 1133706001219, ИНН 3706020830)
к муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (ОГРН 1023701393374, ИНН 3706001530)
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (далее - Предприятие, МП ЖКХ г. Шуи, заявитель,) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003" (далее - ООО УК "Горизонт-2003", Общество) о взыскании 159533 рублей 03 копеек задолженности за холодную воду, поставленную в период с ноября 2017 года по февраль 2018 года, 45932 рублей 15 копеек неустойки, предусмотренной пунктами 6.4. статей, 14 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении".
ООО УК "Горизонт-2003", в свою очередь, обратилось с встречным иском о взыскании с МП ЖКХ г. Шуи 228615 рублей 31 копейки неосновательного обогащения, составляющего сумму, собранную МП ЖКХ г. Шуи в период с 01.08.2017 по 31.01.2018 в качестве повышающего коэффициента (1,5) в связи с отсутствием в квартирах индивидуальных приборов учета.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2019 исковые требования Предприятия и встречный иск Общества удовлетворены, произведен зачет взаимных требований, в результате которого с МП ЖКХ г. Шуи в пользу ООО "УК "Горизонт-2003" взыскано 23150 рублей 13 копеек неосновательного обогащения, 457 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате встречного иска госпошлиной.
Не согласившись с принятым решением, МП ЖКХ г. Шуи обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения встречного искового требования ООО УК "Горизонт-2003", проведения зачета взаимных требований и взыскании с МП ЖКХ г. Шуи 23150 руб. 13 коп. неосновательного обогащения, 457 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате встречного иска госпошлиной; принять по делу новый судебных акт об отказе в удовлетворении встречного искового требования ООО УК "Горизонт-2003".
По мнению заявителя, основания для вывода о возникновении на стороне МП ЖКХ г. Шуи неосновательного обогащения у суда отсутствовали. Обращая внимание на вступление в силу 30.06.2015 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 176-ФЗ), указывает, что ООО УК "Горизонт-2003" является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, находящихся под его управлением; поскольку МП ЖКХ г. Шуи в отсутствие индивидуальных приборов учета воды произвело с бытовыми потребителями расчеты за объем холодной воды по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5, на стороне МП ЖКХ г. Шуи сложилось неосновательное обогащение. Указывает, что договор на приобретение холодной воды, предоставление услуг по водоотведению в целях оказания коммунальных услуг собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Шуя, ул. 2 Южная, д.6; ул. 2 Южная, д.10A; ул. 4 Восточная, д.7; ул. Аникина, д.1; ул. Аникина, д. 16; ул. Блакова, д.82; ул. Вихрева, д.27; ул. Вихрева, д.72; ул. Ген. Белова, д.31; ул. Ген. Горбатова, д.32; ул. Кооперативная, Д.14А; ул. Кооперативная, д.19; ул. Кооперативная, Д.37А; пер. Фабричный, д.11; пер. Фабричный, д.15; ул. Свердлова, д.22; ул. Свердлова, д.36А; ул. Свердлова, д.36Б; ул. Сверлова, д. 103; ул. Свердлова, д. 104; ул. Строителей, д.5Б; ул. Строителей, д.7Б; ул. Васильевская, д.6: пл. Ленина, д.9; ул. Вихрева, д.5; ул. 2 Северная, д.17; пер. Кохомский, д. 13/3; ул. Свердлова, д.36А; д. Филино, ул. Набережная, д.4; ул. Набережная, д.8; ул. Набережная, д.12, между МП ЖКХ г. Шуи и ООО УК "Горизонт-2003" не заключался; в последующем (после 30.06.2015) способ управления указанными многоквартирными домами, и соответственно, порядок предоставления коммунальных услуг не изменялся. Считает МП ЖКХ г. Шуи исполнителем коммунальных услуг по отношению к многоквартирным домам, расположенным по указанным выше адресам. МП ЖКХ г. Шуи полагает, что истец по встречному иску не доказал факт обогащения МП ЖКХ г. Шуи за его счет; в исковой период МП ЖКХ г. Шуи осуществляло начисление платежей, ведение лицевых счетов собственников, получение платежей на свой расчетный счет, время порядок по сбору денежных средств изменен не был, собственниками решение о сборе повышающего коэффициента силами управляющей компании не принималось, соответственно, повышающий коэффициент подлежит оплате МП ЖКХ г. Шуи.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил заявленные доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поддерживая выводы суда первой инстанции, Общество указывает, что в отсутствие в спорном периоде в жилых помещениях управляемых ООО УК "Горизонт-2003" многоквартирных домов индивидуальных приборов учета холодной воды при наличии технической возможности их установки плата за холодную воду подлежит определению с учетом повышающего коэффициента, соответствующая разница направляется исполнителем коммунальных услуг на проведение мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности; увеличение размера платы собственников жилых помещений за холодную воду за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации энергоресурса, поставленного ресурсоснабжающей организацией; поскольку МП ЖКХ г. Шуи в отсутствие индивидуальных приборов учета холодной воды произвело с бытовыми потребителями расчеты за объем холодной воды по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5, на стороне МП ЖКХ г. Шуи сложилось неосновательное обогащение в размере 228615 рублей 31 копейка, поэтому встречный иск о взыскании в пользу ООО УК "Горизонт2003" 228615 рублей 31 копейки неосновательного обогащения обоснованно удовлетворен.
Истец в дополнении к апелляционной жалобе от 19.09.2019 указывает, что при наделении управляющей организации статусом исполнителя в отношении многоквартирных домов, не включенных в договор холодного водоснабжения и водоотведения N 269 от 25.03.2014, суд не учел п.2, 8, 9. 10, 14, 15, 16 и 17 Правил N 354. Считает, что управляющая компания не может быть наделена статусом исполнителя коммунальных услуг до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, а также необходимо учитывать, что между потребителями и РСО сложились фактические договорные отношения. Обращает внимание, что стороны предпринимали попытки к заключению договора за рамками искового периода (с 30.01.2017 по 13.03.2017, т.к. исковой период - 01.08.2017-31.01.2018), за судебной защитой стороны не обращались. Полагает недоказанным наличие сложившихся договорных отношений по снабжению ресурсом и, соответственно, неправомерным удовлетворение встречных требований управляющей компании.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы жалобы и дополнения, ответили на вопросы суда, представитель ответчика отклонила доводы жалобы, пояснила правовую позицию; апелляционным судом отказано в удовлетворении устного ходатайства истца о перерыве в рассмотрении дела, о чем сделана запись в протоколе судебного заседания.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МП ЖКХ г. Шуи в силу пункта 3 постановления Администрации городского округа Шуи от 25.06.2013 N 960 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", обеспечивает холодное водоснабжение и водоотведение в отношении объектов капитального строительства абонентов присоединенных в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации.
ООО УК "Горизонт-2003" является управляющей компанией в отношении МКД в городе Шуе Ивановской области по следующим адресам: улица 2 Южная дома N 6, N 10 "а", улица Васильевская, дом N 6, улица 4 Восточная дом N 7, улица Аникина, дома N 1, N 1-Б, улица Балакова, дом N 82, улица Вихрева, дома N 27, N 72, N 78, улица генерала Белова, дома N 31, N 33, N 37, N 67, улица генерала Горбатова, дом N 32, улица Кооперативная, дома N 14 "а", N 19, N 37 "а", переулок Красноармейский, дом N 6, переулок Фабричный, дома N 11, N 15, N 17, пос. Арсения, дома N 23, N 25, улица Свердлова, дома N 22, N 36 "а", N 36 "б", N 102, N 102 "а", N 103, N 104, площадь Ленина, дом N 9, улица Советская, дом N 99, улица Строителей, дома N 5 "б", N 7 "б", Филино, Набережная, дома N 4, N 8, N12 (далее - спорные МКД).
Согласно договорам управления (пункт 3.1.26), заключенным ООО УК "Горизонт-2003" (управляющая организация) договора управляющая организация обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством РФ, в том числе холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, отопление; ООО УК "Горизонт-2003" обязуется защищать интересы собственников перед организациями предоставляемых коммунальных услуг. Плата за все виды коммунальных услуг вносится собственниками и нанимателями помещений в доме непосредственно в ресурсоснабжающие организации (пункт 4.9. договора).
25.03.2014 между МП ЖКХ г. Шуи (организация водопроводно-канализационного хозяйства, организация ВКХ) и ООО УК "Горизонт-2003" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 269, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду; осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду, водоотведение в сроки, порядке и размере, предусмотренные договором; приобретение услуг по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляется абонентом для дальнейшего оказания коммунальных услуг потребителям (гражданам) по холодному водоснабжению и водоотведению в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в Приложении N 8 к договору.
Оплата расходов холодной воды на общедомовые нужды осуществляется абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем (пункт 3.1. договора).
Согласно пункту 3.2. договора на основании решения общего собрания собственников жилых помещений объектов абонента и переданных абоненту прав, организация ВКХ самостоятельно осуществляет сбор денежных средств за водоснабжение и водоотведение с потребителей - собственников и нанимателей жилых помещений домов.
Количество поданной холодной воды и принятых организацией ВКХ сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет холодной воды и сточных вод, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством РФ, коммерческий учет осуществляется расчетным способом; сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод, снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет, в случаях, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством РФ, расчет объема поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод расчетным способом, а также вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в организацию ВКХ не позднее последнего дня месяца (пункты 5.4, 5.6. договора).
Во исполнение принятых обязательств Предприятие в период с ноября 2017 года по февраль 2018 года (далее - исковой период) поставляло в спорные МКД холодную (питьевую) воду; осуществляло прием сточных вод абонента, направило акты о количестве отпущенной/полученной холодной воды, оказанных услугах по приему сточных вод, сформированные на основании поданных Обществом сведений о показаниях общедомовых приборов учета холодной воды от 05.09.2017, от 03.10.2017, от 02.11.2017, от 04.12.2017, от 27.12.2017, от 05.02.2018; выставило к оплате счета-фактуры на оплату стоимости холодной воды и услуг водоотведения в объеме, использованном при содержании общего имущества многоквартирных домов: N 6770 от 30.09.2017, N 11954 от 31.10.2017, N 12758 от 30.11.2017, N 189 от 19.01.2018, N 899 от 31.01.2018, N 1647 от 28.02.2018.
Претензионными письмами от 25.08.2017, от 30.10.2017 МП ЖКХ г. Шуи потребовало у ООО УК "Горизонт-2003" оплатить холодную воду, услуги водоотведения.
15.03.2019 Предприятие направило претензию с требованием оплатить задолженность в размере 984593 рубля 21 копейки за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года.
Ненадлежащее исполнение ООО УК "Горизонт-2003" обязательств по оплате послужило основанием для обращения МП ЖКХ г. Шуи в суд с иском по настоящему делу.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции установлены обстоятельства заключения между сторонами договора от 26.01.2017 N 51 на водоснабжение и прием сточных вод в целях содержания общего имущества, который на условиях направленных сторонами друг другу проектов не был заключен.
15.12.2016 в письме Предприятие сообщило ООО УК "Горизонт-2003", что средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента направляются на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
30.01.2017 письмом N 40 ООО УК "Горизонт-2003" обратилось к МП ЖКХ г. Шуи с просьбой предоставить сведения о средствах, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение), при применении повышающего коэффициента и которые планируется направить на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также сведения о мероприятиях, и в какой период времени их планируется произвести.
Письмом от 03.02.2017 МП ЖКХ г. Шуи сообщило ООО УК "Горизонт-2003": в случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения "повышенных нормативов" формирует доходы ресурсоснабжающей организации, используемые в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Поэтому МП ЖКХ г. Шуи не обязано предоставлять информацию о средствах, полученных в качестве разницы при применении повышающего коэффициента, о мероприятиях по энергосбережению.
МП ЖКХ г. Шуи представлены ООО УК "Горизонт-2003" сведения, согласно которым, с бытовых потребителей за период с 01.08.2017 по 31.01.2018 собрано 228615 рублей 31 копейка за холодную воду в разрезе повышающего коэффициента 1,5 в связи с отсутствием у собственников жилых помещений индивидуальных приборов учета холодной воды.
18.02.2019 в претензии ООО УК "Горизонт-2003" потребовало в срок до 28.02.2019 произвести оплату 228615 рублей 31 копейки, оплаченные бытовыми потребителями в управляемых ООО УК "Горизонт-2003" многоквартирных домах в период с августа 2017 года по январь 2018 года (повышающий коэффициент).
22.02.2019 МП ЖКХ г. Шуи в письме сообщило об отсутствии законных оснований для возврата спорной суммы.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО УК "Горизонт-2003" с встречным иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения настоящего дела пришел к выводу об удовлетворении первоначальных требований МП ЖКХ г. Шуи и встречного требования ООО УК "Горизонт".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Управление спорными многоквартирными домами в исковой период осуществлял ответчик, что сторонами не оспаривается.
Исходя из положений пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 " 354 (далее также - Правила N 354), а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ответчик является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Собственники помещений вправе управлять многоквартирным домом либо опосредованно (путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения), либо непосредственно. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу требований частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с жилищным законодательством и договором управления.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация после принятия общедомового имущества, в том числе внутридомовых сетей, становится исполнителем коммунальных услуг и обязана оформить возникшие фактические договорные отношения на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до границы ответственности управляющей организации.
Пункт 14 Правил N 354 связывает обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом покупки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактических договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.
Иное толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не оформляя письменный договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от исполнения своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац второй пункта 64 Правил N 354).
Таким образом, внесение потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не влияет на статус Общества как исполнителя коммунальных услуг, являющегося лицом, несущим обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
МП ЖКХ г. Шуи в исковой период выставляло к оплате ООО УК "Горизонт-2003" в счетах-фактурах стоимость холодной воды, в объеме, потребленном при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Размер платы за коммунальные услуги согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета; оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункты 80, 81 Правил N 354).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента (абзац 3 пункта 42 Правил N 354).
Согласно пункту 4 раздела 1 приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил N 354 определяется по формуле 4 (1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; T(кр) - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Тем не менее, этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных) а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в нормативные правовые акты действующего законодательства РФ, в том числе в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил N 354.
В силу пункта 6 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона об энергосбережении об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг применить повышающий коэффициент.
Действительно, МП ЖКХ г. Шуи в отсутствие индивидуальных приборов учета холодной воды произвело с бытовыми потребителями расчеты за объем холодной воды по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5.
Вместе с тем увеличение размера платы собственников жилых помещений за холодную воду за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации энергоресурса, поставленного ресурсоснабжающей организацией.
При таких обстоятельствах на стороне МП ЖКХ г. Шуи сложилось неосновательное обогащение в размере 228615 рублей 31 копейка, встречное требование о взыскании которых в пользу ответчика обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не получили правовой оценки, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2019 по делу N А17-4012/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.