27 сентября 2019 г. |
Дело N А83-5595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей: Евдокимова И.А., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Олиферук Т.Н.,
при отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело А83-5595/2018 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции,
по иску Администрации Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым к ПАО "ДТЭК Крымэнерго", государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, на стороне ответчиков Совета Министров Республики Крым,
о расторжении договоров аренды и взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) просила суд:
- расторгнуть договоры аренды на земельные участки от 16 апреля 2009 года N 040900600002, N040900600003, N040900600004, N040900600005, заключённые между Рощинским сельским советом Джанкойского района Автономной Республики Крым и ПАО "ДТЭК Крымэнерго" (далее ответчик 1);
- взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее - ответчик 2, ГУП РК "Крымэнерго") неосновательное обогащение за фактическое использование земельных участков общей площадью 4197 кв.м, находящихся в границах сел Ближнегородское, Рощино, Краснодольное и Серноводское Рощинского сельского совета Джанкойского района за период с 01.02.2015 г. по 31.05.2018 г. в сумме 26 688,24 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 по делу N А83-5595/2018 отменить в части взыскания задолженности с апеллянта, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в части взыскания задолженности с апеллянта.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 года осуществлён переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечен Совета Министров Республики Крым.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Изучив и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16 апреля 2009 года между Рощинским сельским советом Джанкойского района Автономной Республики Крым (арендодатель) и ОАО "Крымэнерго" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков N 040900600002, N 040900600003, N 040900600004, N 040900600005.
В соответствии с пунктом 1 договора N 040900600002 арендодатель на основании решения сессии Рощинского сельского совета 4-го созыва от 22.11.2005 г. N 4/34-18 предоставляет, а арендатор принимает во временное платное пользование земельные участки для несельскохозяйственного использования, которые находятся по адресу: Автономная Республика Крым, Джанкойский район, Рощинский сельский совет, с. Ближнегородское (в границах населенного пункта) (т. 1 л.д 53-55).
Пунктом 2 договора N 040900600002 предусмотрено, что в аренду передаются 43 земельных участка общей площадью 0,0513 га, (Ф6 - зем. Шифр строки 62) из земель государственной собственности, расположенных на территории с. Ближнегородское Рощинкского сельского совета, Джанкойского района, Автономной Республики Крым (в границах населенного пункта).
В соответствии с пунктом 1 договора N 040900600003 арендодатель на основании решения сессии Рощинского сельского совета 4-го созыва от 22.11.2005 г. N 4/34-18 предоставляет, а арендатор принимает во временное платное пользование земельные участки для несельскохозяйственного использования, которые находятся по адресу: Автономная Республика Крым, Джанкойский район, Рощинский сельский совет, с. Краснодольное (в границах населенного пункта) (т. 1 л.д 56-58).
Пунктом 2 договора N 040900600003 предусмотрено, что в аренду передаются 83 земельных участка общей площадью 0,0515 га, (Ф6 - зем. Шифр строки 62) из земель государственной собственности, расположенных на территории с. Краснодольное Рощинкского сельского совета, Джанкойского района, Автономной Республики Крым (в границах населенного пункта)
В соответствии с пунктом 1 договора N 040900600004 арендодатель на основании решения сессии Рощинского сельского совета 4-го созыва от 22.11.2005 г. N 4/34-18 предоставляет, а арендатор принимает во временное платное пользование земельные участки для несельскохозяйственного использования, которые находятся по адресу: Автономная Республика Крым, Джанкойский район, Рощинский сельский совет, с. Серноводное (в границах населенного пункта) (т. 1 л.д 59-61).
Пунктом 2 договора N 040900600004 предусмотрено, что в аренду передаются 72 земельных участка общей площадью 0,0527 га, (Ф6 - зем. Шифр строки 62) из земель государственной собственности, расположенных на территории с. Серноводное, Рощинкского сельского совета, Джанкойского района, Автономной Республики Крым (в границах населенного пункта)
В соответствии с пунктом 1 договора N 040900600005 арендодатель на основании решения сессии Рощинского сельского совета 4-го созыва от 22.11.2005 г. N 4/34-18 предоставляет, а арендатор принимает во временное платное пользование земельные участки для несельскохозяйственного использования, которые находятся по адресу: Автономная Республика Крым, Джанкойский район, Рощинский сельский совет, с. Рощино (в границах населенного пункта) (т. 1 л.д 62-64).
Пунктом 2 договора N 040900600005 предусмотрено, что в аренду передаются 156 земельных участка общей площадью 0,2695 га, (Ф6 - зем. Шифр строки 62) из земель государственной собственности, расположенных на территории с. Рощино, Рощинкского сельского совета, Джанкойского района, Автономной Республики Крым (в границах населенного пункта).
Договоры зарегистрированы в Джанкойском отделе Крымского филиала государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины", о чем в государственном реестре сделаны соответствующие записи, а также переданы ОАО "Крымэнерго" по актам приема-передачи объектов аренды.
Договоры заключены сроком на 49 лет (пункт 7 договоров).
Из пунктов 8, 9 договоров усматривается, что арендная плата вносится арендатором в размере 10% от нормативной денежной оценки в денежной форме на расчетный счет арендодателя ежемесячно до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 26.3 договоров арендатор обязан своевременно в соответствии с договором вносить арендную плату за объект аренды.
В силу пункта 31.2 договоров действие договора прекращается решением суда по требованию одной из сторон вследствие невыполнения стороной обязанностей, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с требованием положений Закона Украины "Об акционерных обществах" N 514-IY от 17 сентября 2008 года открытое акционерное общество "Крымэнерго" было переименовано в публичное акционерное общество "Крымэнерго", а публичное акционерное общество "Крымэнерго" на основании ежегодного собрания акционеров от 25 июня 2012 г. в публичное акционерное общество "ДТЭК Крымэнерго", являющееся полным правопреемником предыдущего, в связи с чем все документы, оформляются от имени ПАО "ДТЭК Крымэнерго" (изложенное усматривается из письма ПАО "ДТЭК Крымэнерго" N866 от 26.07.2012).
В связи с невнесением в установленные договорами сроки арендной платы за земельные участки, Администрация обратилась к ПАО "ДТЭК Крымэнерго" с требованием о расторжении договоров N 040900600002, N 040900600003, N 040900600004, N 040900600005.
На спорных земельных участках в спорный период располагалось имущество, принадлежащее Республики Крым на праве собственности и переданное ГУП РК "Крымэнерго" в полное хозяйственное ведение. При этом муниципальное образование денежные средства за использования земельных участков не получало.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения истца в суд с указанными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу и доводы сторон арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. По правилам пункта 3 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении арендатором условий договора.
В соответствии со статьей 619 ГК РФ арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
В ходе рассмотрения дела не опровергнуты доводы арендодателя о наличии фактов неоднократных и более двух раз подряд просрочек уплаты арендных платежей по спорным договорам в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности существенного нарушения арендатором договоров, что является основанием для расторжения указанных договор.
Кроме того, в части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с положениями части 19 статьи 3 Закона N 38-3PK, введённого в действие Законом Республики Крым от 31.07.2018 N 522-ЗРК/2018 право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае неприведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52 "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридические лица на территории Республики Крым и города федерального значения, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранною юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
Согласно сведеньям из Единого государственного, реестра юридических лиц ПАО "ДТЭК Крымэнерго" не зарегистрировано в качестве юридического лица в рамках правового поля Российской Федерации.
С учетом изложенного, исковые требования Администрации к ПАО "ДТЭК Крымэнерго" о расторжении договоров аренды на земельные участки от 16 апреля 2009 года N 040900600002, N040900600003, N040900600004, N040900600005 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Что касается требований к ГУП РК "Крымэнерго" о взыскании неосновательного обогащения за пользования земельными участками под опорами, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из пункта 7 статьи 1 ЗК РФ следует, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 72 ЗК РФ установлено, что контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В соответствии с положениями статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу требований статьи 65 ЗК РФ и статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к рассматриваемому спору, пользование земельным участком без законных оснований (право собственности, право постоянного
(бессрочного) пользования, аренда) не освобождает пользователя от платы за фактическое пользование земельным участком. При этом размер платы за пользование земельным участком по существу равен размеру неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Исходя из смысла норм, регулирующих обязательства сторон, возникших вследствие неосновательного обогащения, в предмет доказывания при рассмотрении споров о взыскании со стороны неосновательного обогащения входят факты приобретения или сбережения имущества за счет другой стороны, отсутствия правовых оснований для такого получения имущества, размер неосновательного обогащения.
При взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта сбережения ответчиком имущества за его счет и размер такого сбережения.
Как следует из пояснения ответчика 2 по делу и не опровергнуто истцом по делу спорные опоры являются частью линейных объектов ВЛ-10 кВ и ВЛ-35 кВ, проходящих в границах Джанкойского района Республики Крым, которые ранее находились на балансе ответчика 1 (ПАО "ДТЭК Крымэнерго").
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Закон N 6-ФКЗ, статей 4, 422, 1211 ГК РФ, статьи 14 АПК РФ к спорным правоотношениям необходимо применить нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины, а к правам и обязанностям, возникшим после 18.03.2014, нормы российского законодательства.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований ПАО "ДТЭК Крымэнерго" основано государством Украина, которое является сособственником данного предприятия (т. 3).
В соответствии с Законом Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности" он на момент возникновения спорных отношений определял правовые основы разграничения земель государственной и коммунальной собственности и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулирования земельных отношений.
Статьей 1 данного Закона Украины устанавливалось, что разграничения земель государственной и коммунальной собственности заключается в осуществлении организационно-правовых мероприятий по распределению земель государственной собственности на земли территориальных общин и земли государства, а также по определению и установлению в натуре (на местности) границ земельных участков государственной и коммунальной собственности.
Статьей 6 Закона Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности" устанавливалось, что при разграничении земель государственной и коммунальной собственности не могут передаваться в земли коммунальной собственности земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных фондах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты.
Таким образом, земельные участки, на которых располагались объекты, находящиеся на балансе ПАО "ДТЭК Крымэнерго", не могли быть переданы в коммунальную собственность.
В соответствии с положениями статей 181, 182, 186 Гражданского кодекса Украины, а также статьи 5 Закона Украины "О регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничения" электрические сети рассматривались законодательством Украины как объекты недвижимости - сооружения, при этом государственная регистрация имущественным прав на них отдельно не производилась, так как такие сети являлись принадлежностью к главной вещи и следовали судьбе основной вещи.
ПАО "ДТЭК Крымэнерго" создавалось государством Украиной с передачей ему на баланс государственного имущества. Сведенья о переходе права собственности на спорные опоры, как части линейного объекта, из государственной собственности в коллективную отсутствуют, доказательств иного, лицами, участвующими в деле, не представлено.
В соответствии с пунктом 4 Заключительных положений Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности" в государственной собственности остаются расположенные в пределах населенных пунктов земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности, а также которые находятся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук.
Как следует из содержания пунктов 2 Договоров аренды земельных участков N N N 040900600002, N040900600003, N040900600004, N040900600005 в аренду ответчику 1 передавались земельные участки из земель государственной собственности.
Таким образом, на момент вступления Республики Крым в состав Российской Федерации спорные земельные участки находились в государственной собственности. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым;
4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
Таки образом, спорные земельные участки являются собственностью Республики Крым.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Государственным Советом Республики Крым принято постановление от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в соответствии с которым установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым, а также утвержден перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым (далее - Перечень). В пункт 159 Перечня включено движимое и недвижимое имущество ПАО "ДТЭК КРЫМЭНЕРГО" (код ЕГРПОУ 00131400), расположенное на территории Республики Крым, в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовом учете, в том числе линейные объекты, составными частями которых являются спорные опоры.
При этом в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14).
Таким образом, Постановление N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество.
Аналогичная правовая позиция высказана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2016 N 310-КГ16-11632 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016 по делу N А83-1643/2015.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как разъяснено в статье 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 89 ЗК РФ предусмотрено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
Администрацией не представлены доказательства, что ГУП РК "Крымэнерго" использует земельные участки большей площадью, чем это предусмотрено указанными Правилами.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и норм права, судебная коллегия пришла к выводу, что Администрация не доказала, что ГУП РК "Крымэнерго" использует земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а следовательно, не доказала, что ответчик 2, использовал имущество, принадлежащее истцу, и тем самым обогатилось за его счет.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в указанной части.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Администрации - в части расторжения договоров аренды на земельные участки от 16 апреля 2009 года N 040900600002, N040900600003, N040900600004, N040900600005, в части взыскания с ГУП РК "Крымэнерго" неосновательного обогащения исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, являющегося в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, решение Арбитражного суда Республики Крым подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 по делу N А83-5595/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Администрации Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым удовлетворить частично.
Расторгнуть договоры аренды на земельные участки от 16 апреля 2009 года N 040900600002, N040900600003, N040900600004, N040900600005, заключённые между Рощинским сельским советом Джанкойского района Автономной Республики Крым и публичным акционерным обществом "ДТЭК Крымэнерго".
В удовлетворении исковых требований Администрации Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым к государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "ДТЭК Крымэнерго" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 24000,00 рублей.
Взыскать с Администрации Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в пользу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" расходы по уплате государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5595/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ РОЩИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГУП РК "Крымэнерго", ПАО "ДТЭК "Крымэнерго"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ