24 сентября 2019 г. |
Дело N А43-53287/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 24.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-53287/2018,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник" (ИНН 5262288057, ОГРН 1135262003282) о признании недействительным решения администрации города Нижнего Новгорода, формализованного в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации города Нижнего Новгорода - Сухова О.В. по доверенности от 25.12.2018 N 01-32/Д сроком действия до 31.12.2019;
общества с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник" - Елисеева М.Г. по доверенности от 26.12.2018 сроком действия до 31.12.2020.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с условиями договора от 13.11.2013 N 1, заключенного между администрацией города Нижнего Новгорода (далее - администрация) и обществом с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник" (далее - Общество), последнему поручено организовать выполнение перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина по маршруту N Т-3.
Срок действия договора установлен пунктом 6.1 и определен с 13.11.2013 по 13.05.2018.
По инициативе администрации были заключены дополнительные соглашения, согласно которым срок действия договора от 13.11.2013 N 1 продлен: дополнительным соглашением от 11.05.2018 - до 03.08.2018 (перевозчику выданы карты маршрута со сроком действия с 14.05.2018 по 03.08.2018), дополнительным соглашением от 26.07.2018 - до 29.10.2018 (перевозчику выданы карты маршрута со сроком действия с 03.08.2018 по 29.10.2018), дополнительным соглашением от 29.10.2018 - до 31.12.2018 (перевозчику выданы карты маршрута со сроком действия с 29.10.2018 по 31.12.2018).
Общество 18.01.2018, 09.04.2018, 23.10.2018 обращалось в Департамент транспорта и связи администрации (далее - Департамент) с заявлением о выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута сроком на 7 лет.
Решением, формализованным в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, администрация отказала в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новых карт маршрута N Т-3, мотивируя свой ответ тем, что договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения от 13.11.2013 N 1 с Обществом расторгнут, в связи с чем утрачено право на получение такого свидетельства.
Общество не согласилось с решением администрации и обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения администрации, формализованного в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, а также об обязании администрации выдать Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новые карты маршрута N Т-3 сроком на 5 лет.
Решением от 27.06.2019 Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным решение администрации об отказе в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новых карт маршрута N Т-3, формализованное в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18. Одновременно суд обязал администрацию в течении 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Общества, допущенные в связи с принятием решения, формализованным в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, и в порядке, установленном действующим законодательством, выдать Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новые карты маршрута N Т-3 сроком на 7 лет.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что уведомления о расторжении договора содержат ссылку на конкретные нарушения со стороны Общества договора от 13.11.2013 N 1, а именно: нарушения обязательств Общества, предусмотренных частью 2 названного договора.
Администрация считает, что уведомления доставлены Обществу 15.07.2018. Следовательно, договор считается расторгнутым с 25.07.2018.
По мнению администрации, вывод суда о необходимости уведомления Общества о времени и месте проведения проверок, о не предоставлении возможности защитить права и законные интересы при проведении контрольных мероприятий не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Администрация настаивает на том, что правовые основания обязания администрации выдать Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новых карт маршрута сроком на 7 лет у суда первой инстанции отсутствовали.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части по следующим основаниям.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлены следующие понятия: 3) уполномоченные органы местного самоуправления - органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления; 19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; 20) карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшими такое свидетельство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство (части 8 статей 27, 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (часть 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Из содержания приведенных норм следует, что письменное заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута в предусмотренном статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ порядке подлежит направлению в орган местного самоуправления, наделенный муниципальным нормативным правовым актом полномочиями на осуществление функций по организации регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от 23.11.2005 N 91, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. Администрация города Нижнего Новгорода является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом N220-ФЗ.
Администрацией 12.08.2008 принято постановление N 3779 "Об утверждении Положения о департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода" (далее - Положение N 3779), в соответствии с пунктами 1.1, 1.6 которого Департамент является структурным подразделением администрации, является уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Положением.
В соответствии со статьей 39 12.08.2008 и статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрацией 25.03.2016 принято постановление N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление N 706).
В соответствии с пунктом 1.1. указанного Постановления N 706 (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в администрацию) на Департамент транспорта и связи администрации возложены полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Как следует из материалов дела, первоначальное заявление подано Обществом 18.01.2018 до истечения срока действия ранее выданной карты маршрута в соответствии с требованиями части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления, равно как и повторное заявление от 09.04.2018.
На заявления Общества от 18.01.2018 и от 09.04.2018 ответы в адрес Общества администрацией не направлялись.
Решением, формализованным в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, администрация отказала в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новых карт маршрута N Т-3, мотивируя свой ответ тем, что договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения от 13.11.2013 N 1 с Обществом расторгнут, в связи с чем утрачено право на получение такого свидетельства.
При этом администрация ссылалась на ничтожность заключенных с Обществом дополнительных соглашений от 11.05.2018, от 26.07.2018, от 29.10.2018.
Администрация считает, что дополнительные соглашения меняют условия аукционной документации и существенные условия договора, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (часть 2).
Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (часть 5).
В соответствии с частью 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, в том числе по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Как следует из представленной в материалы дела конкурсной документации, срок договора не являлся критерием конкурсного отбора, и при заключении дополнительных соглашений, существенные условия конкурсной документации не были нарушены.
В рассматриваемом случае дополнительными соглашениями действие договора продлено до 31.12.2018. Одновременно с заключением дополнительных соглашений администрация выдала Обществу карту маршрута на соответствующий срок. При этом договор, за исключением срока его действия, оставался в том же виде.
Администрация поясняет, что уведомление об отказе от договора в адрес Общества было направлено телеграммой.
В материалы дела представлена копия телеграммы, согласно которой Договор от 13.11.2013 N 8 расторгнут на основании части 3.2 договора, то есть в связи с неоднократным нарушением Обществом условий Договора.
Однако, между сторонами заключен договор от 13.11.2013 N 1. Уведомления об одностороннем отказе от названного договора в адрес Общества не направлялось.
Кроме того, дополнительные соглашения (а также выданы карты маршрута) были заключены между администрацией и Обществом после уведомления об одностороннем отказе от договора.
При таких обстоятельствах решение администрации об отказе в выдаче Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-3 и новых карт маршрутов, формализованное в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, принято в отсутствие правовых оснований, а, следовательно, является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать администрацию в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Общества, допущенные в связи с принятием решения, формализованным в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, и в порядке, установленном действующим законодательством, выдать Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новые карты маршрута N Т-3 сроком на 7 лет.
В данной части суд апелляционной инстанции установил, что Общество в ходе рассмотрения дела уточнило свои требования и просило обязать администрацию выдать ему свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новые карты маршрута N Т-3 сроком на 5 лет (т.1 л.д.57).
Таким образом, суд первой инстанции изменил требования по собственной инициативе, выйдя за пределы своих полномочий.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить резолютивную часть решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-53287/2018, изложив абзац 3 резолютивной части в следующей редакции: "Обязать администрацию города Нижнего Новгорода в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник", допущенные в связи с принятием решения, формализованным в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, и в порядке, установленном действующим законодательством, выдать обществу с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новые карты маршрута N Т-3 сроком на 5 лет".
В остальной части суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как бездоказательные, не опровергающие законность выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-53287/2018 изменить, изложив абзац 3 резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать администрацию города Нижнего Новгорода в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник", допущенные в связи с принятием решения, формализованным в письме от 25.10.2018 N исх-06-03-16454/18, и в порядке, установленном действующим законодательством, выдать обществу с ограниченной ответственностью "АвтоСпутник" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-3 и новые карты маршрута N Т-3 сроком на 5 лет.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-53287/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-53287/2018
Истец: ООО "АвтоСпутник"
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода