г. Самара |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А49-2158/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Филипповой Е.Г. и Засыпкиной Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "Регионснаб" - Никулина О.А., доверенность от 21.05.2018 г.,
от АО "Гидромаш-групп" - Гнусарев А.В., доверенность от 12.08.2019 г.,
от ответчика - Казакова Е.А., доверенность от 09.09.2019 г.,
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Гидромаш-групп" в лице конкурсного управляющего Гильманова Азата Миниасхатовича и ООО "Регионснаб" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 июля 2019 года по делу N А49-2158/2019 (судья Табаченков М.В.),
по заявлениям АО "Гидромаш-групп" и ООО "Регионснаб",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области,
с участием третьих лиц:
- акционерного общества "Пензтеплоснабжение",
- общества с ограниченной ответственностью "Стройснаб",
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Гипромаш-групп" обратилось 26.02.2019 в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать недействительными решение по делу N 3-09/35-2018 от 21.12.2018 N 4928-2 и предписание N 3-09/35-1-2018 от 21.12.2018 Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Региоснаб" обратилось 20.03.2019 в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области о признании недействительным решения ответчика от 21.12.2018. ООО "Регионснаб" ссылается на то, что не участвовало в торгах. Имели место запросы ценовых котировок, что не относится к торгам. АО "Пензтеплоснабжение" не участвовало в закупках, поэтому его жалоба не может являться основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционных жалобах, с учетом дополнения АО "Гидромаш-групп" в лице конкурсного управляющего Гильманова Азата Миниасхатовича и ООО "Регионснаб" просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателе жалоб её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Гидромаш-групп" разместило на сайте http ://zakupki.gov.ru 22.08.216 извещение N 31603708172 о запросе предложений на поставку товарно-материальных ценностей и документацию по закупке. Начальная (максимальная) цена договора - 4048571,72 руб. Согласно протоколу рассмотрения и оценки предложений от 31.08.2016 к участию допущено ООО "Стройснаб" с предложенной ценой 4700295,17 руб. По результатам рассмотрения заявки комиссией принято решение признать торги не состоявшимися, заключить договор с единственным поставщиком. Такой договор заключен 31.08.2016.
АО "Гидромаш-групп" разместило на сайте http ://zakupki.gov.ru 12.02.1018 извещение N 31806125124 о запросе ценовых котировок на право заключения договора на поставку "ТМЦ" и документацию по проведению закупки. Начальная (максимальная) цена договора - 2548192,7 руб. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок на поставку "ТМЦ" от 06.03.2018 до окончания срока подачи котировочных заявок поступила одна заявка - ООО "Регионснаб" с предложенной ценой 4529849,04 руб. По результатам рассмотрения заявки ООО "Регионснаб" было допущено к участию в закупке, комиссией принято решение признать торги несостоявшимися, заключить договор с единственным поставщиком. АО "Гидромаш-групп" заключило с ООО "Регионснаб" договор поставки N 31806125124 от 12.03.2018 с ценой договора 4529849,04 руб.
12.02.2018 АО "Гидромаш-групп" разместило на указанном выше сайте извещение N 31806125091 о запросе ценовых котировок на право заключения договора на поставку фильтров и документацию по проведению закупки. Начальная (максимальная) цена договора - 670000 руб. Предмет поставки - фильтр ионообменный параллельноточечный 1 ступени, ФИПа 1-1,5-,0,6, количество 2 шт. и устройство нижнее сборнораспределительное в сборе для фильтра 2 ступени УНСР (в сборе) для фильтра ФИПа II 2,0-0,6, 2 шт. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок на поставку фильтров от 28.02.2018 поступила одна заявка - от ООО "Регионснаб" с предложенной ценой 1666750 руб. Указанное лицо было допущено к участию в закупке. 12.03.2018 АО "Гидромаш-групп" заключило с ООО "Регионснаб" договор N 31806125091 с ценой договора 1666750 руб.
12.02.2018 АО "Гидромаш-групп" разместило на указанном выше сайте извещение N 31806125142 о запросе ценовых котировок на право заключения договора на поставку химреагентов и документацию о закупке. Начальная (максимальная) цена договора - 2281900 руб. Подана одна заявка - от ООО "Регионснаб" с предложенной ценой 2852142,36 руб. Указанное лицо допущено к участию в закупке. Комиссией принято решение признать торги не состоявшимися, заключить договор с единственным поставщиком (протокол от 28.02.2018).
12.02.2018 АО "Гидромаш-групп" разместило на указанном выше сайте извещение N 31806125215 о запросе ценовых котировок на право заключения договора на поставку аккумуляторов и документацию на проведение закупки. Начальная (максимальная цена) договора - 1408680 руб. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 28.02.2018 поступила одна заявка - от ООО "Регионснаб" с предложенной ценой 1789920,76 руб. Указанное лицо допущено к участию в закупке. По результатам рассмотрения заявки ООО "Регионснаб" допущено к участию в закупке, комиссией принято решение признать торги не состоявшимися и заключить договор с единственны поставщиком. Такой договор заключен 12.03.2018. Цена договора - 1789920,76 руб.
11.05.2018 в антимонопольный орган поступило заявление АО "Пензтеплоснабжение" о правонарушениях, допущенных при закупке товаров, работ, услуг АО "Гидромаш-групп", в том числе по указанным выше закупкам.
На основании указанного обращения руководитель антимонопольного органа издал 22.06.2018 приказ N 76 о возбуждении дела и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 3-09/35-2018 комиссия антимонопольного органа приняла решение (резолютивная часть решения оглашена 12.12.2018, решение в полном объёме изготовлено 21.12.2018).
Указанным решением комиссия антимонопольного органа:
- признала действия АО "Гидромаш-групп", выразившиеся в заключении и участии в соглашениях с ООО "Регионснаб" при проведении запроса ценовых котировок N 31806125124, N 31806125091, N 31806125142, N 31806125215, целью которых являлось предоставление ООО "Регионснаб" преимущественного права на поставку товаров, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
* признала действия ООО "Регионснаб", выразившиеся в заключении и участии в соглашениях с АО "Гидромаш-групп" при проведении запроса ценовых котировок N 31806125124, N 31806125091, N 31806125142, N 31806125215, целью которых являлось предоставление ООО "Регионснаб" преимущественного права на поставку товаров, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
* признала действия АО "Гидромаш-групп", выразившиеся в заключении и участии в соглашении с ООО "Стройснаб" при проведении запроса предложений N 31603708172, целью которого являлось предоставление ООО "Стройснаб" преимущественного права на поставку товаров, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
* признала действия ООО "Стройснаб", выразившиеся в заключении и участии в соглашении с АО "Гидромаш-групп" при проведении запроса предложений N 31603708172, целью которого являлось предоставление ООО "Стройснаб" преимущественного права на поставку товаров, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, ответчик выдал заявителям и ООО "Стройснаб" предписания об устранении указанных нарушений антимонопольного законодательства.
АО "Гидромаш-групп" оспаривает в судебном порядке решение от 21.02.2018 N 309/35-2018 и предписание от 21.12.2018 N 3-09/35-1-2018.
ООО "Регионснаб" оспаривает в судебном порядке решение от 21.12.2018 N 309/35-2018 в части признания ООО "Регионснаб" нарушившим требования пункта 1 части 1 части 17 Закона о защите конкуренции в результате заключения и участия в соглашении с АО "Гидромаш-групп" при проведении запроса ценовых котировок.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запрос предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашен я имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее -закона N 223-ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надёжности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также -закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской ФЫедерацйии, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (часть 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Конкурентные закупки осуществляются путём проведения торгов, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (часть 3.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Приказом N 32 от 08.09.2016 внешний управляющий АО "Гидромаш-групп" утвердил Положение о единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд АО "Гидромаш-групп". 30.01.2018 внешний управляющий издал приказ N 13 о создании комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Само Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Гидромаш-групп" утверждено приказом внешнего управляющего от 21.12.2016.
Порядок проведения закупки путём запроса предложений регулируется разделом 8 Положения о закупке. Согласно пункту 8.3.7 по результатам проведения рассмотрения предложений комиссия имеет право отклонить предложения, которые не отвечают требованиям к оформлению и составу предложения, не отвечают требованиям документации, содержат предложения, по существу не отвечающие коммерческим или договорным требованиям.
Если подана одна заявка на участие в открытом запросе предложений, то комиссия вправе принять решение о заключении договора с единственным участником запроса предложений, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений (подпункт 1 пункта 8.3.14 Положения о закупке).
Следовательно, комиссия при рассмотрении заявки ООО "Стройснаб" по извещению N 31603708172 имела основания как для отклонения предложения в связи с несоответствием предложенной цены документации о запросе предложений, так и по этому же основанию обязана была не принимать решение о заключении договора с единственным участников запроса предложений.
Проведение закупок путём запроса ценовых котировок регламентируется разделом 9 Положения о закупке. Согласно пункту 9.4.3 Положения о закупке комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную. В извещении о проведении запроса котировок. При таких обстоятельствах комиссия обязана была отклонить все заявки ООО "Регионснаб" при проведении указанных выше закупок в 2018 году, поскольку ценовые предложения ООО "Регионснаб" в этих четырёх случаях превышали начальную (максимальную) цену товара, указанную в документации заказчика. Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 9.3.11 Положения о закупке в случае, если не подана ни одна котировочная заявка, заказчик вправе принять решение о проведении процедуры закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цена заключенного договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса ценовых котировок.
Все эти условия были нарушены.
При этом подавшие заявки ООО "Стройснаб" и ООО "Регионснаб", исходя из содержания документации о закупках (запросе предложений и запросе ценовых котировок), должны были сознавать о недопустимости подачи заявок с ценой, превышающей начальную (максимальную).
В результате совершённых нарушений законодательства о закупках были созданы условия, при которых определённые хозяйствующие субъекты (ООО "Стройснаб" и ООО "Региоснаб") получили преимущество перед другими потенциальными участниками, поскольку они подали заявки с ценовыми предложениями, превышающими начальную (максимальную) цену, и эти заявки были приняты в нарушение Положения о закупке.
Условие о цене должно формироваться на стадии подготовки документации о закупке, а не корректироваться по умолчанию в ходе проведения процедуры закупки.
Из содержания части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ следует, что изменение количества, объёма, цены закупаемых товаров, работ, услуг допустимо на стадии заключения договора, но не в ходе рассмотрения заявок участников закупки. В противном случае в неравных условиях оказываются другие потенциальные участники закупки. В данном случае это обусловлено тем, что в извещениях о проведении закупок указывалась одна начальная (максимальная) цена, которая могла быть признана недостаточно высокой другими потенциальными участниками закупки, а фактически принимались заявки с более высоким ценовым предложением, в том числе и за счёт увеличения объёма поставки и расширения ассортимента поставляемого товара. Но эти факторы (объём и ассортимент поставки) имеют значение для принятия решения об участии в закупке потенциальными поставщиками. И если один из таких потенциальных участников имеет основания полагать, что его заявка будет принята, несмотря на превышение ценового предложения над начальной (максимальной) ценой, он заведомо получает преимущество перед другими хозяйствующими субъектами.
Изложенные обстоятельства создают возможность недопущения, ограничения или устранения конкуренции в ходе проведения закупок, что является нарушением как статьи 1 Закона N 223-ФЗ, так и пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. При этом из диспозиции указанной нормы Закона о защите конкуренции следует, что наступление негативных последствий для других лиц не является обязательным условием для признания лица нарушившим антимонопольное законодательство. Достаточно создания потенциальной возможности для ограничения конкуренции.
Сознательное нарушение участниками закупки при подаче заявок существенного условия о начальной (максимальной) цене товара свидетельствует о согласованности действий заказчика и участников закупок.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган обоснованно пришёл к выводу о нарушении АО "Гидромаш-групп", ООО "Регионснаб" и ООО "Стройснаб" пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, установив наличие признаков согласованных действий заказчика и участников закупок.
Возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства, согласно пункту части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возможно на основании заявления юридического или физического лица. Какие-либо специальные условия для таких обращений указанная норма не содержит. Заявление АО "Пензтеплоснабжение" по своему содержанию не является жалобой на действия комиссии по закупе или оспариванием результатов закупки. Поэтому довод о том, что дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отсутствие законных оснований суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельным.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые решение и предписание соответствуют законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителей.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателей апелляционных жалоб.
Поскольку, ООО "Регионснаб" государственная пошлина была уплачена в размере 3000 руб., ему следует выдать справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 июля 2019 года по делу N А49-2158/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать ООО "Регионснаб" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по п/п N 47 от 14.08.2019 в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2158/2019
Истец: АО "Гидромаш-групп", АО "ГИДРОМАШ-ГРУПП" в лице к/у Гильманова Азата Минисхатовича, ООО "Регионснаб"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, УФАС по Пензенской области
Третье лицо: АО "ГИДРОМАШ-ГРУПП", АО "Пензтеплоснабжение", АО Арбитражный управляющий "Гидромаш-Групп" Круль И.О., ООО "Регионснаб", ООО "СТРОЙСНАБ"
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55254/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55254/19
27.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14986/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2158/19