город Томск |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А02-1794/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гареевой В.Ф., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" и Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (N 07АП-5746/2019 (1,2) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08 мая 2019 года по делу N А02-1794/2019 (судья Якшимаева Ф. Ю.) по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" (ОГРН 1020400665625, ИНН 0408006785, Республика Алтай, Майминский р-н, с. Майма, Майминский взвоз) и Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, 1) к Администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай (ОГРН 1160400050095, ИНН 0411174941, Республика Алтай, Майминский р-н, с. Майма, ул. Ленина, д. 10) о признании права собственности на самовольные постройки, права оперативного управления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены отдел Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай (с. Майма, ул. Энергетиков, 9а); Федеральная служба исполнения наказаний (119049, город Москва, улица Житная, 14, ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710).
В судебном заседании приняла участие Скворец Т.А., по доверенности Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" от 22 июля 2019 года, по доверенности отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" от 19 июля 2019 года, по доверенности Федеральной службы исполнения наказаний от 01 августа 2019 года.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай (далее - Администрация) о проведении кадастрового учета, признании права собственности Российской Федерации как на самовольные строения и сооружения на 9 объектов недвижимости и признании за учреждением права оперативного управления на заявленные объекты.
Основанием иска указаны обстоятельства строительства заявленных зданий и сооружений хозяйственным способом в целях обеспечения деятельности учреждения как режимного объекта на земельных участках, находящихся в его постоянном бессрочном пользовании по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В и Майминский взвоз.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - Управление). С согласия истца и третьего лица суд признал управление соистцом по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен также Отдел Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 08 мая 2019 года отказано в удовлетворении требований о признании права собственности Российской Федерации как на самовольные строения и сооружения на 9 объектов недвижимости и признании за учреждением права оперативного управления на заявленные объекты.
Не согласившись с принятым судебным актом, истцы обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителей неправомерны выводы суда первой инстанции о невозможности признания права собственности на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации на строения и сооружения, возведенные в период с 1970 года по 1974 год; и на иные объекты, о признании права собственности на которые заявлено. Апеллянтами отмечено, что сооружение "Караульный дворик", павильон для содержания служебных собак N 1, павильон для содержания служебных собак N 2, площадка для подготовки собак к выборке человека, вещи (предмета), изолятор для больных животных, имеют самостоятельное функциональное назначение; в отношении указанных объектов соблюдена совокупность необходимых для признания права собственности условий.
Суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, вынес определение от 24.07.2019 о переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, привлек к участию в деле Федеральную службу исполнения наказаний, как лицо, исполняющее полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, а также функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения в уголовно-исполнительной системы согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
Ответчик и Управление, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель учреждения и третьих лиц настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как следует из материалов дела на земельных участках с кадастровыми номерами 04:01:010408:37, 04:01:010408:33, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, являющихся федеральной собственностью, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению учреждение хозяйственным способом за счет труда осужденных и наемных рабочих вело строительство зданий и сооружений в целях обеспечения задач и целей учреждения как режимного объекта: обеспечение осужденных постоянной работой, досугом, поддержания санитарно-эпидемиологического благосостояния объектов учреждения, обеспечение охранной и караульной деятельности.
Так, на земельном участке с кадастровым номером 04:01:010408:33 общей площадью 32320 кв. м расположены следующие объекты:
- "сооружение "Караульный дворик", назначение: защитные функции караульного помещения отдела охраны, год ввода в эксплуатацию 2015, площадь 308 кв. м, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, сооружен хозяйственным способом, адрес в соответствии с техническим паспортом Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз, имеются документы: технический паспорт, экспертное заключение;
- "павильон для содержания служебных собак N 1", назначение: размещение служебных собак, год ввода в эксплуатацию 2010, площадь 131, 7 кв. м, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, сооружен хозяйственным способом, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз, имеются документы: технический паспорт, экспертное заключение;
- "павильон для содержания служебных собак N 2", назначение: размещение служебных собак, год ввода в эксплуатацию 2011, площадь 62 кв. м, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, сооружен хозяйственным способом, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз, имеются документы: технический паспорт, экспертное заключение;
- "площадка для подготовки собак к выборке человека, вещи (предмета)", назначение: подготовка и дрессировка служебных собак, год ввода в эксплуатацию 2010, площадь 26,4 кв. м, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, сооружен хозяйственным способом, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз, имеются документы: технический паспорт, экспертное заключение;
- "изолятор для больных животных", назначение: содержание служебных собак при прохождении лечения, год ввода в эксплуатацию 2010, площадь 27,8 кв. м, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, сооружен хозяйственным способом, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминский взвоз, имеются документы: технический паспорт, экспертное заключение.
На земельном участке с кадастровым номером 04:01:010408:37 общей площадью 88329 кв. м расположены следующие объекты:
- "линия электропередач от точки разграничения (ТП 14-8-6)", назначение: сооружение электроэнергетики, протяженность 1026,5 м, год ввода в эксплуатацию 1970, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, данные по возведению сооружения отсутствуют, адрес в соответствии с техническим планом и техническим заключением: (в границах первого земельною участка с кадастровым номером 04:01:010408:37 - адрес земельного участка в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости: Россия, Республика Алтай,. Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В), (в границах второго земельного участка с кадастровым номером 04:01:010408:33 - адрес земельного участка в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, район промзоны), имеются документы: технический план, техническое заключение;
- "административное здание с цехом но производству шлакоблоков", назначение: производство строительной стеновой продукции, размещение производственного оборудования, размещение административных кабинетов, год постройки 1974. площадь 297.7 кв. м. этажность 2, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, построен хозяйственным способом, адрес в соответствий с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости земельного участка, на котором располагается объект: Россия, Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В, имеются документы; технический план, техническое заключение,
- "слесарный цех", назначение: производство слесарных работ для нужд жилой зоны, год постройки 1974, площадь 34.4 кв. м, этажность 1, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, построен хозяйственным способом, адрес в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости земельною участка на котором располагается объект: Россия,. Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В, имеются документы: техническое заключение,
- "цех хозяйственного обслуживания", назначение: производство хозяйственных работ для нужд жилой зоны, год постройки 1974, площадь 113,1 кв. м. этажность 1, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: отсутствует, построен хозяйственным способом, адрес в соответствии с выпиской из Единого государственною реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированпых правах на объектах недвижимости земельною участка на котором располагается объект: Россия, Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с Майма, ул. Энергетиков, 31 В, имеются документы: технический план, техническое заключение.
В целях оформления права оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимости учреждением изготовлены технические планы и технические паспорта, а также технические заключения с определением завершенности строений и пригодности к эксплуатации.
Процедура государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты недвижимости была приостановлена в связи отсутствием решения собственника о закреплении на праве оперативного управления данных объектов недвижимого имущества за учреждением. В установленный срок документы учреждением не представлены в связи с их отсутствием.
Учреждение обратилось с заявлением о приеме в эксплуатацию вышеуказанных строений и сооружений в Администрацию, которая в его удовлетворении отказал, указав на отсутствие у учреждения разрешений на строительство.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения соистцов в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество, а основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца такого права. На истца возлагается обязанность по доказыванию юридических оснований возникновения права собственности.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные в данной статье документы.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2009 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N10/22) разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В случае если лицо не предпринимало никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорного объекта, так и во время проведения работ, удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные выводы содержатся и в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2010 года 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, легализация самовольной постройки в судебном порядке носит исключительный характер и может применяться лишь в том случае, когда заинтересованным лицом предприняты все необходимые меры для введения соответствующей постройки в гражданский оборот в рамках существующих административных процедур. Поэтому иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 127-КГ18-5, недостаток в виде отсутствия предварительного разрешения на строительство как таковой после окончания строительства устранен быть не может и сам по себе не является основанием для отказа в иске.
Данный недостаток устраняется исследованием вопроса о соответствии постройки всем необходимым нормам и правилам при рассмотрении дела судом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания и виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органон уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полною хозяйственною ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Положением о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, возложены на Федеральную службу исполнения наказаний.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, юродам федеральною значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу статей 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными циановыми актами или решением собственника.
Учреждение в силу положений статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1993 года N 5473-1 относится к учреждению уголовно-исполнительной системы, а переданное ему на праве оперативного управления имущество используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Как установлено выше, учреждением на земельных участках, предоставленных ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, без получения разрешения на строительство и без оформления акта ввода в эксплуатацию возведены строения и сооружения, целевое назначение земельных участков возведенными строениями не нарушено.
Возведенные учреждением постройки находятся на земельных участках, относящихся к федеральной собственности, права собственника в отношении которого осуществляет другой истец - Управление.
Постройки возведены с разрешения и ведома представителя собственника имущества учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - Федеральной службы исполнения наказаний, которая поддержала заявленные исковые требования.
Между истцами разногласий в притязаниях на спорные объекты не имеется.
В отношении каждого из объектов, на которые истцы просят признать право собственности и оперативного управления, представлены технические заключения, из которых следует, что здания и сооружения соответствуют разрешенному использованию земельного участка, возможна их дальнейшая безопасная эксплуатация, дальнейшая эксплуатация не предполагает за собой снижения несущей способности и ухудшения эксплуатационных характеристик, тем самым не создают угрозу жизни и здоровью граждан, что позволяет использовать объект по функциональному назначению.
Дополнительно Экспертное учреждение общество с ограниченной ответственностью "Гарантия" обследовало объекты и сделало выводы о безопасности объектов для жизни и здоровья людей, их сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Длительная безаварийная эксплуатация построенных зданий и сооружений по назначению подтверждает обоснованность представленных технических заключений.
Признание прав собственности и оперативного управления на объект недвижимого имущества в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд по какой-либо независящей от него причины было лишено возможности получить правоустанавливающие документы, в порядке, установленном нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание, что в настоящее время истцы не имеют иной возможности получить правоустанавливающие документы, с учетом обращения учреждения за регистрацией права оперативного управления и оснований приостановления государственной регистрации, а также установленные выше обстоятельства, характеризующие спорные объекты, как самовольные постройки, суд апелляционной инстанции считает, что исковое заявление о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения подлежит удовлетворению в отношении следующих объектов недвижимости:
- "сооружение "Караульный дворик" площадь 308 кв. м. адрес в соответствии с техническим паспортом Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз;
- "павильон для содержания служебных собак N 1", площадь 131, 7 кв. м, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз;
- "павильон для содержания служебных собак N 2", площадь 62 кв. м, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма. Майминскии взвоз;
- "изолятор для больных животных", площадь 27,8 кв. м, адрес в соответствии с техническим паспортом: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминский взвоз.
В отношении объектов: - "Линия электропередач от точки разграничения (ТП 14-8-6)", протяженность 1026,5 м, 1970 года возведения, в границах земельного участка с кадастровым номером 04:01:010408:37, адрес земельного участка: Россия, Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В, в границах земельного участка с кадастровым номером 04:01:010408:33 - адрес земельного участка в соответствии с выпиской из ЕГРН: Республика Алтай, Майминскии район, с Майма, район промзоны;
- "Административное здание с цехом по производству шлакоблоков", площадь 297.7 кв. м, 1974 года постройки, адрес соответствии с выпиской из ЕГРП: Россия, Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В;
- "Слесарный цех", площадь 34,4 кв. м, 1974 года постройки, адрес в соответствии с ЕГРН: Россия, Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма. ул. Энергетиков, 31 В;
- "Цех хозяйственного обслуживания", площадь 113.1 кв. м, 1974 года постройки, адрес в соответствии с выпиской из ЕГРН: Россия. Республика Алтай, Майминскии район. Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В, суд апелляционной инстанции считает исковое заявление также подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Понятие "самовольная постройка", предусмотренное статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется с 01.01.1995 к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками и легализованы по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, данные постройки обладают признаками недвижимого имущества, что усматривается из технических заключений и фотоматериалов. Соответственно, право собственности на них возникает с момента государственной регистрации, и истцы лишены возможности зарегистрировать в отношении него свое право.
Принимая во внимание, что до 01.01.1995 данные постройки не рассматривались как самовольные, суд апелляционной инстанции считает возможным применить с спорным правоотношениям положения пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и признать право собственности Российской Федерации и оперативного управления учреждения в отношении данных объектов как в отношении имущества, созданного собственником для себя.
В отношении объекта "площадка для подготовки собак к выборке человека, вещи (предмета)", площадью 26,4 кв. м, по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска, поскольку, основываясь на описании данного объекта, приведенного в технических заключениях, фотоматериалах, пришел к выводу, что данный объект не относятся к недвижимому имуществу.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 9 Постановления N 10/22, положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
По смыслу приведенной нормы самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости - строение, плотно связанное с землей, а также являющееся самостоятельным объектом вещных прав, а не являющееся вспомогательной частью другого неделимого объекта недвижимости, или единого комплекса.
Доводы истцов о том, что объект поставлен на учет как объект капитального строительства в ЕГРН, подлежат отклонению, поскольку определяющим критерием при отнесении объекта к недвижимому имуществу является связанность с землей и отсутствие возможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба их назначению.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанное сооружение таким признакам не соответствует, поскольку имеет деревянный фундамент, элементы сооружения (деревянные стены и перегородки, жестяная кровля, дощатые полы) не имеют прочной связи с землей и могут быть легко демонтированы и перенесены на другое место без нарушения целостности.
Поскольку право собственности на объекты движимого имущества не подлежит государственной регистрации, получение соответствующих правоустанавливающих документов в отношении них не требуется, отсутствуют доказательства, свидетельствующие об оспаривании права федеральной собственности в отношении этого объекта, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.
Относительно требования о постановке на кадастровый учет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку Администрация не является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации) действительно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
Вместе с тем, согласно пункту 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 53 Постановления N 10/22 наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
Поскольку в настоящем деле истцами не доказано нарушение Администрацией прав учреждения и Управления, не подтверждена невозможность в административном порядке осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, основания для удовлетворения данного требования отсутствуют.
Нарушение норм процессуального права является в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку апеллянты и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08 мая 2019 года по делу N А02-1794/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" на имущество:
- линия электропередач от точки разграничения (ТП 14-8-6), протяженность 1026,5 м, 1970 года возведения, в границах земельного участка с кадастровым номером 04:01:010408:37, по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В, в границах земельного участка с кадастровым номером 04:01:010408:33 по адресу: Республика Алтай, Майминскии район, с Майма, район промзоны;
- административное здание с цехом по производству шлакоблоков, площадь 297.7 кв. м, 1974 года постройки, по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В;
- "слесарный цех", площадь 34,4 кв. м, 1974 года постройки, по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В;
- цех хозяйственного обслуживания, площадь 113.1 кв. м, 1974 года постройки, по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминскии район. Майминское сельское поселение, с. Майма, ул. Энергетиков, 31 В;
- сооружение "Караульный дворик площадь 308 кв. м. по адресу: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз;
- "павильон для содержания служебных собак N 1", площадь 131, 7 кв. м, по адресу: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма. Майминскии взвоз;
- павильон для содержания служебных собак N 2, площадь 62 кв. м, по адресу: Республика Алтай, Майминскии район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминскии взвоз;
- изолятор для больных животных, площадь 27,8 кв. м, по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, с. Майма, Майминский взвоз.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1794/2018
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Майминское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай
Третье лицо: ОФСИН России по Республике Алтай