г. Саратов |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А12-15619/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ВКБ-Финанс" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июля 2019 года по делу N А12-15619/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья С.Г. Пильник),
по заявлению открытого акционерного общества "ВКБ-Финанс" (400058,Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Водстрой, ул. им. Костюченко, д. 9, ИНН 3459007422, ОГРН 1133443036132)
к Тракторозаводскому районному отделу судебных приставов г. Волгограда Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400006, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Дзержинского, д. 8)
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 4), заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г. Волгограда Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области В.В. Аржанов (400006, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Дзержинского, д. 8), судебный пристав-исполнитель Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г. Волгограда Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области А.С. Федирко (400006, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Дзержинского, д. 8),
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВКБ-Финанс" (далее - ОАО "ВКБ-Финанс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г.Волгограда управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Аржанова В.В. (далее - административный орган) от 17.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июля 2019 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что административным органом не установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не учтено тяжело финансовое состояние.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Заявитель в апелляционной жалобе заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии налоговой декларации по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу указанного законодательного предписания суд отказывает в принятии дополнительных письменных доказательств, представленных заявителем, и подлежат возврату.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на исполнении в Тракторозаводском районном отделе судебных приставов г. Волгограда находится исполнительное производство N 27505/19/34042-ИП, возбужденное 13.03.2019 на основании исполнительного листа от 11.02.2019 NФС026828240, выданного Арбитражным судом Волгоградской области о взыскании денежных средств в размере 9030,25 руб. с ОАО "ВКБ-Финанс" в пользу ООО "Волжские тепловые сети".
28.03.2019 по исполнительному производству N 27505/19/34042-ИП вручено требование об исполнении решения суда в срок до 01.04.2019, с указанием на то, что в случае не исполнения данного требования в отношении организации 02.04.2019 в 10 час. 00 мин. будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.14 КоАП РФ. В установленные сроки законные требования судебного пристава - исполнителя, содержащиеся в требовании не исполнены.
По факту неисполнения должником (ОАО "ВКБ-Финанс") содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после получения требования от 28.03.2019, судебный пристав-исполнитель Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г.Волгограда управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Федирко А.С. составил в отношении заявителя протокол от 02.04.2019 N 4104/19/34042-АП об административном правонарушении по части 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Постановлением от 17.04.209 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 30 000 руб. штрафа.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество оспорило постановление в арбитражном суде. ОАО "ВКБ-Финанс" ссылаясь на положения ч.3 ст.4.1 КоАП РФ полагает, что административным органом не исследован вопрос о наличии обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность. Одновременно было заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалования решения административного органа.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд восстановил срок на обжалования, но не усмотрел оснований для признания незаконным и к отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве)
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В этих целях судебный пристав-исполнитель вправе совершать в том числе следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Статьей 113 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается в том числе административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Исходя из выставленного в адрес общества требования последнее обязано было до 01.04.2019 исполнить требования исполнительного документа от 11.02.2019 N ФС026828240, а также предоставить судебному приставу-исполнителю информацию об исполнении.
В требовании судебный пристав-исполнитель предупредил руководителя общества, что неисполнение требования влечет ответственность, предусмотренную статьей 17.14 КоАП РФ.
Требование пристава не возлагало на заявителя каких-либо незаконных обязанностей и ограничений, выставлено в пределах полномочий пристава.
Общество проигнорировало упомянутое требование судебного пристава. Заявитель не представил информацию и документы, свидетельствующие об исполнении либо неисполнении требований исполнительного документа, наличии либо отсутствии объективных препятствий для исполнения требования судебного пристава. Указанное требование не было обжаловано должником ни в порядке подчиненности, ни в суд.
В рассматриваемом случае заявитель привлечен к ответственности именно за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
Факт правонарушения, выразившийся в неполном исполнении законного требования судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При этих условиях суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Постановление от 17.04.2019 вынесено Отделом судебных приставов в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Административный орган назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, в сумме 30 000 руб.
С учетом объекта посягательства правонарушения и отсутствия исключительных обстоятельств оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности по малозначительности не имеется. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, для этого должны иметься достаточные и исключительные основания, каковые в настоящем случае отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции исследовал вопрос назначения наказания.
Так, частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Штраф назначен в пределах санкции рассматриваемой нормы, несоответствие назначенного штрафа сумме неисполненного им обязательства не имеет значения, поскольку санкция инкриминируемой статьи не поставлена законодателем в зависимость от суммы неисполненного обязательства.
Назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Предусмотренные Законом N 229-ФЗ меры принудительного исполнения и исполнительские действия в совокупности с установленной КоАП РФ административной ответственностью направлены на реализацию исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 2009 года N 1312-О-О указано, что государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) являются особыми субъектами исполнения судебных решений и в силу этого связаны необходимостью использования всех имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.
Иных допустимых доказательств, подтверждающих довод о невозможности исполнения судебного акта, предпринимателем в материалы дела не представлено, в том числе и при рассмотрении апелляционной жалобы.
Соответственно, Общество в целях исполнения требований исполнительного листа обязан был совершить все возможные действия, направленные на его исполнение, и сообщить об этом органу принудительного исполнения.
В материалах дела не содержится и доказательств тому, что неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, тогда как о необходимости исполнения решения суда обществу было известно со дня вынесения решения суда.
Совершенное предпринимателем правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а в рассматриваемом конкретном случае также и на права взыскателя, в связи с чем, не может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, руководствуясь статьей 210 АПК РФ, судом первой инстанции при рассмотрении требований общества об оспаривании постановления административного органа, проверено также соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ порядок составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела предусматривает обязанность административного органа предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
20.09.2019 года в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ОАО "ВКБ-Финанс" о приостановлении исполнительного производства N 73966/19/34042-ИП от 31.07.2019 в порядке статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу части 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд не выдавал исполнительный лист по настоящему делу и не является арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, поэтому заявление о приостановлении исполнительного производства не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции в силу части 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не является судом, полномочным на рассмотрение заявления о приостановлении исполнительного производства, в связи с чем применительно к части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о приостановлении исполнительного производства надлежит возвратить.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 июля 2019 года по делу N А12-15619/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "ВКБ-Финанс" заявление о приостановлении исполнительного производства с приложенными документами.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.М. Степура |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15619/2019
Истец: ОАО "ВКБ - ФИНАНС"
Ответчик: Тракторозаводской районный отдел судебных приставов УФССП по Волгоградской области
Третье лицо: заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава Тракторозаводского РОСП УФССП по Волгоградской области Аржанову В.В., Тракторозаводского РО УФССП по Волгоградской области судебный пристав -исполнитель Федирко А.С., УФССП по Волгоградской области