г. Пермь |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А60-57579/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации": Кулинич Е.В., паспорт, доверенность N 234/7 от 12.03.2019;Сергеев Е.А., паспорт, доверенность N 356/7 от 11.06.2019;Шорохов В.А., паспорт, доверенность N 152/7 от 15.02.2019; Вакушин А.Н., паспорт, доверенность N 153/7 от 15.02.2019;
от заинтересованного лица, Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина: Хлутчина Н.М., удостоверение, доверенность N 05-35/1 от 09.01.2019; Лаврентьев П.А., удостоверение, доверенность N 05-35/103 от 07.11.2018; Бабушкина А.В., удостоверение, доверенность N 05-35/70 от 16.09.2019; Аманов В.В., удостоверение, доверенность N 05-35/102 от 07.11.2018;
от заинтересованного лица, Екатеринбургской таможни: Калганова С.В., удостоверение, доверенность N 28 от 14.02.2019;Трифонова Ю.В., удостоверение, доверенность N 15 от 11.01.2019;
от третьего лица, общество с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель": Белослудцев С.А., паспорт, доверенность N ПНН/129 от 19.12.2018.
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании
апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 декабря 2018 года, по делу N А60-57579/2017,
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации" (ОГРН 1026605766560, ИНН 6664013640)
к Екатеринбургской таможне (ОГРН 1036604386411, ИНН 6662022335), Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (ОГРН 1036604390998, ИНН 6662067576),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель",
о признании недействительными решений по классификации товара по ТН ВЭД
ЕАЭС, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары,
установил:
Акционерное общество "Уральский завод гражданской авиации" (далее - заявитель, АО "УЗГА") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (далее - заинтересованное лицо, Кольцовская таможня) о признании недействительными решений о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 16.08.2017 N РКТ-10508000-17/000047 по ДТ N 10508010/130416/0005673, N РКТ-10508000-17/000048 по ДТ N 10508010/140416/0005730, решений от 17.08.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10508010/130416/0005673 и в ДТ N 10508010/140416/0005730.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2018 года в удовлетворении заявленных акционерным обществом "Уральский завод гражданской авиации" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2018 года решение от 26 января 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.18 решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2018 по делу и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Также акционерное общество "Уральский завод гражданской авиации" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Екатеринбургской таможне о признании недействительным решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 16.02.2018 N РКТ-10502000-18/000034 и решения от 16.02.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары: N 10502110/171215/0028439 (дело N А60-31452/2018).
Также акционерное общество "Уральский завод гражданской авиации" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина о признании недействительными решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.02.2018 N РКТ-10508000-18/000008, N РКТ-10508000-18/000009, решений от 27.02.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары: N N 10508010/161215/0019729, 10508010/251215/0020406 (дело N А60-33387/2018).
Определением от 24 июля 2018 года дела N А60-31452/2018 и А60-33387/2018 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера N А60-31452/2018.
Определением от 18 сентября 2018 года дела N А60-31452/2018 и А60-57579/2017 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера N А60-57579/2017
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2018 года, по делу N А60-57579/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель АО "УЗГА" обратилось с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что из ввезенных компонентов (комплектующих) на АО "УЗГА" осуществляется производство (а не сборка) вертолета Bell 407 в соответствии с техническими условиями, разработанными АО "УЗГА" и согласованными с независимой инспекцией; технологический процесс производства вертолета на АО "УЗГА" выходит за рамки исключительно сборочного процесса, поскольку помимо сборки выполняются высокотехнологические операции - контрольно-диагностические и регулировочные работы, отладка электронных систем, идентификация продукции. Кроме того, заявитель полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным АО "УЗГА", в частности, экспертному заключению Уральской торгово-промышленной палаты N 0130100177 от 31.08.2017.
14.02.2019 в апелляционный суд поступило ходатайство заявителя о назначении по делу судебно-технической экспертизы, которую заявитель просит поручить провести ФГБОУ ВПО "МАИ (НИУ)".
Явившиеся в судебное заседание представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, а также поддержали ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы.
Представитель третьего лица поддержал ходатайство о назначении экспертизы.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения ходатайства о назначении судебно-технической экспертизы.
Заявленное ходатайство о назначении экспертизы принято апелляционным судом к рассмотрению. Определением апелляционного суда от 18 февраля 2019 года судебное разбирательство по делу отложено на 13 марта 2019 года с 15 час. 30 мин.
Определением суда апелляционной инстанции от 13 марта 2019 года ходатайство заявителя о назначении судебно-технической экспертизы удовлетворено: назначена судебно-техническая экспертиза, производство по делу N А60-57579/2017 приостановлено до представления экспертного заключения в арбитражный суд (07.06.2019).
Определением апелляционного суда от 03.06.2019 продлен срок проведения экспертизы и представления заключения до 30.07.2019.
Определением от 15 июля 2019 года на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Гладких Е.О. для рассмотрения дела N А60-57579/2017.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 срок проведения экспертизы и представления заключения продлен до 05.09.2019.
02.09.2019 в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд поступило заключение эксперта от 16.08.2019, в связи с чем определением от 02 сентября 2019 года назначено судебное заседание апелляционного суда для решения вопроса о возобновлении производства по делу N А60-57579/2017 и для проведения судебного разбирательства по делу на 25 сентября 2019 года с 15 час. 00 мин.
Определением от 24 сентября 2019 года на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Гладких Е.О. на судью Трефилову Е.М. для рассмотрения дела N А60-57579/2017.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 25 сентября 2019 года явились представители заявителя, заинтересованных лиц, третьего лица.
Представителями заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, перечисленных в приложении к дополнениям к апелляционной жалобе:
- копии заключения экспертов ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
- копии заключения экспертов Российского университета дружбы народов;
- копии письма Росавиации от 28.3.2019 N исх. 9395/16;
- копии жалобы АО "УЗГА" на действия/бездействие должностных лиц Уральской транспортной прокуратуры от 14.06.2019 N 1685/61/2019;
- копии письма Уральской транспортной прокуратуры от 16.08.2019 N 73-126-2019.
Ходатайство заявителя удовлетворено частично, приобщены к материалам дела: копии письма Росавиации от 28.3.2019 N исх. 9395/16; копии жалобы АО "УЗГА" на действия/бездействие должностных лиц Уральской транспортной прокуратуры от 14.06.2019 N 1685/61/2019; копии письма Уральской транспортной прокуратуры от 16.08.2019 N73-126-2019.
В части приобщения к материалам дела копий заключения экспертов, приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе от 18.09.2019, отказано, заключения экспертов возвращены в судебном заседании в силу ч.2 ст.168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители Екатеринбургской таможни просят исключить из числа доказательств по делу заключения экспертов, приложенных к дополнениям к апелляционной жалобы и заключение судебной технической экспертизы.
Данное ходатайство расценено судом апелляционной инстанции как довод по делу, подлежащий оценке наряду с оценкой иных доказательств по делу.
Представители заявителя с решением суда первой инстанции не согласны. Доводы, изложенные в жалобе, поддерживают в полном объеме. Просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заинтересованного лица Екатеринбургской таможни, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным. Против доводов апелляционной жалобы возражают по основаниям, указанным в отзыве. Просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя в полном объеме. Просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу заявителя - удовлетворить.
Представители заинтересованного лица Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным. Против доводов апелляционной жалобы возражают по основаниям, указанным в отзыве. Просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, 13.04.2016 таможенным представителем ООО "Региональный таможенный представитель" от имени и по поручению АО "Уральский завод гражданской авиации" с целью таможенного декларирования и помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления на таможенный пост Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина подана декларация на товары N 10508010/130416/0005673 с заявлением сведений о товаре "фюзеляж гражданского вертолета Bell 407GXP серийный номер 54609, год выпуска 2015, укомплектован авионикой, органами управления, аппаратурой радионавигационной (блок канала передачи данных и блока памяти wi-fi из состава приборной панели GARMIN G1000H, модель GDL 59Н - 1 комплект; блок спутниковой связи, модель GSR 56-1 комплект; аварийный радиомаяк, модель C406-N НМ - 1 комплект; антенный блок глобальной системы навигации и определения положения (GPS), модель GARMIN GA37 - 1 комплект; компьютер управления полетом из состава приборной панели GARMIN G1000H, модель 2210 см 1 - 1 комплект; приемопередатчик укв р/с, входит в состав блока авионики GIA 63Н - 1 комплект), не содержит криптографических и шифровальных средств; фюзеляж является основной частью конструкции вертолета, служащей для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и груза, предназначен для гражданской авиации, укомплектован с дополнительным материалом (заглушка 206-072-401-003,407-070-101-101, защитный чехол с крепежными ремнями 406-070-300-101, 206-070-469-001, защитный чехол тканевый с резинкой 206-072-400-001).Изготовитель: Bell Helicopter Textron Inc., товарный знак: Bell Helicopter Textron Inc. Количество: 1 шт."
В графе 33 заявлен код товара - 8803 30 000 0 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - "Части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802: - части самолетов и вертолетов прочие", ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
Таможенным постом Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина принято решение о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
14 апреля 2016 года таможенным представителем ООО "Региональный таможенный представитель" от имени и по поручению АО "УЗГА" с целью таможенного декларирования и помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления на таможенный пост Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина подана ДТ N 10508010/140416/0005730 с заявлением сведений о товарах: товар N 1: описание в графе 31 ДТ: "Хвостовая балка вертолета гражданского назначения BELL 407GXP серийный номер 54609; является частью вертолета и обеспечивает механическое соединение фюзеляжа и хвостового оперения, а также укладку от фюзеляжа к хвосту электрических жгутов сервоприводов, навигационных огней и коаксильного кабеля к антенне УВЧ, балка изготавливается из углепластика, поставляется в разобранном виде, изготовитель: BELL HELICOPTER TEXTRON INC, товарный знак: BELL HELICOPTER TEXTRON INC". Код по TH ВЭД ЕАЭС в графе 33 ДТ - 8803 30 000 0 "Части самолетов и вертолетов прочие" (на 14.04.2016 ставка таможенной пошлины 0%); товар N 2: описание в графе 31 ДТ: "Лопасти несущего винта улучшенной видимости вертолета гражданского назначения BELL 407GXP - 4 шт. Серийные номера: ВН-388895, ВН-388898, ВН-394497, ВН-401766, изготовлены из композитного материала и представляют воздушный винт, который предназначен для создания аэродинамических сил, необходимых для осуществления полета вертолета, а также для управления вертолетом, лопасти крепятся в шарнирных соединениях, изготовитель: BELL HELICOPTER TEXTRON INC, товарный знак: BELL HELICOPTER TEXTRON INC". Код пo TH ВЭД ЕАЭС в графе 33 ДТ - 8803 10 000 0 "Воздушные винты и несущие винты и их части" (на 14.04.2016 ставка таможенной пошлины 0%); товар N 3: описание в графе 31 ДТ: "двигатель турбовинтовой для вертолета гражданского назначения BELL 407GXP, новый, мощность 503 Квт (674 л.с), модель ROLLS ROYCE 250-С47В/8 - 1 шт. Серийный номер: САЕ-848792, изготовитель: ROLLS ROYCE, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ". Код по ТН ВЭД ЕАЭС в графе 33 ДТ - 8411 21 000 9 "Двигатели турбовинтовые, мощностью не более 1100 кВт, прочие" (на 14.04.2016 ставка таможенной пошлины 10%); товар N 4: описание товара в графе 31 ДТ: "Главный редуктор для вертолета гражданского назначения BELL 407GXP - 1 шт., предназначен для передачи крутящего момента от двигателя на несущий и хвостовой винты вертолета, а также на агрегаты, серийный номер ВН-319114. Главный редуктор в сборе состоит из верхнего крепежного корпуса и нижнего корпуса, который включает в себя первичную шестерню и ведомую коническую зубчатую шестерню планетарный зубчатый механизм и зубчатое колесо вспомогательного привода, к главному редуктору на раме подсоединяются следующие компоненты: приводной вал от двигателя к редуктору, масляный насос редуктора, корпус масляного фильтра редуктора, гидравлический насос, штуцер измерения частоты вращения несущего винта и два электрических сигнализатора металлической стружки. Главный редуктор в сборе крепится к крыше вертолета перед двигателем и устанавливается на балке, установка на балку осуществляется за счет двухсторонних кронштейнов, четырех упругих угловых опор и двух продольно-поперечных стопорных рессор. Поставляется в комплекте с колесной парой, партийный номер BDW-206 LRH. Изготовитель: BELL HELICOPTER TEXTRON INC, товарный знак: BELL HELICOPTER TEXTRON INC". Код по TH ВЭД ЕАЭС в графе 33 ДТ - 8803 10 ООО 0 "Воздушные винты и несущие винты и их части" (на 14.04.2016 ставка таможенной пошлины 0%).
Таможенным постом Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина принято решение о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Уральским таможенным управлением на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка АО "Уральский завод гражданской авиации" (далее - Заявитель, Общество, АО "УЗГА") по вопросам соблюдения требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, декларирование которых осуществлено по ДТ N N 10508010/130416/0005673, 10508010/140416/0005730, в ходе которой установлено, что продекларированные по указанным ДТ товары, являются вертолетом Bell 407GXP, серийный номер 54609, в разобранном (несобранном) виде, обладающими основными свойствами комплектного и завершенного товара, и подлежат декларированию в одной товарной партии (ДТ) и классификации по ТН ВЭД ЕАЭС на основании правила 2а Основных правил интерпретации.
По результатам проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки от 26.07.2017 N 10500000/210/260717/А000001.
Поскольку выпуск товаров по ДТ N N 10508010/130416/0005673, 10508010/140416/0005730 осуществлен таможенным постом Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (далее Кольцовская таможня, таможня), акт камеральной таможенной проверки N 10500000/210/260717/А000001 направлен в Кольцовскую таможню для принятия решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС на основании правила 2а Основных правил интерпретации (вертолет Bell 407GXP, серийный номер 54609 в разобранном (несобранном) виде, обладающий основными свойствами комплектного и завершенного товара).
16.08.2017 Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940, приняты решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NNРКТ-10508000-17/000047, РКТ-10508000-17/000048, согласно которым товары, декларирование которых осуществлено по ДТ NN10508010/130416/0005673, 10508010/140416/0005730, классифицированы в подсубпозиции 8802 11 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС "Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители: - вертолеты: - с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг: - гражданские". Ставка ввозной таможенной пошлины - 15,7%.
17.08.2017 Кольцовской таможней имени В.А.Сорокина приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10508010/130416/0005673, 10508010/140416/0005730.
АО "УЗГА" ввезен и задекларирован в Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина по ДТN 10508010/161215/0019729 товар:
части вертолета Bell 407 GXP: фюзеляж вертолета с авионикой и органами управления (аппаратура радионавигационная прочая) -1 шт. не содержит криптографических и шифровальных средств, серийный номер 54608, год выпуска 2015; является основной частью конструкции вертолета, служащей для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и груза, предназначен для гражданской авиации, изготовитель Bell Helicopter Textron Inc., товарный знак отсутствует.
В графе 33 заявлен код товара - 8803 30 000 0 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - "Части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802: - части самолетов и вертолетов прочие".
Кроме этого, АО "УЗГА" ввезены и задекларированы в Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина по ДТ N 10508010/251215/0020406 товары для собственных нужд предприятия:
колесная пара для буксировки гражданского вертолета по земле "BDW-206 LRH" - 2 к-та. (cep. N N 5099, 5100) устанавливается под одну "лыжу" вертолета, приподнимая его с помощью установленного на колесной паре гидравлического домкрата, приводимого в действие ручным рычагом и буксируется, комплект состоит из: колесная пара (2 колеса) с домкратом; металлическая рукоятка для домкрата, металлический фиксатор круглого сечения (3 шт); пружинный фиксатор (2шт); металлический зацеп оранжевого цвета, изготовитель: Brackett aircraft company, inc, товарный знак: отсутствует.
В графе 33 заявлен код товара - 8716 80 000 0 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - транспортные средства прочие".
АО "УЗГА" ввезены и задекларированы в Екатеринбургской таможне по N ДТ 10502110/171215/0028439,товары:
Товар N 1, код ТН ВЭД ЕАЭС: 8803300000 - хвостовая балка воздушного судна Bell 407 GXP - 1шт. серийный номер 54608; является частью вертолета и обеспечивает механическое соединение фюзеляжа и хвостового оперения, а также укладку от фюзеляжа к хвосту электрических жгутов сервоприводов, навигационных огней и коаксиного кабеля к антенне увч, балка изготавливается из углепластика, поставляется в разобранном виде, предназначена для гражданской авиации, изготовитель Bell Helicopter Textron Inc., товарный знак отсутствует.
Товар N 2, код ТН ВЭД ЕАЭС: 8803100000 - воздушные винты и несущие винты и их части: лопасти несущего винта, улучшенной видимости воздушного судна Bell 407 GXP - 4шт. серийные номера: ВН-332513, ВН-334126, ВН-334127, ВН-335862, изготовлены из композитного материала и представляют воздушный винт, который предназначен для создания аэродинамических сил, необходимых для осуществления полета вертолета, а так же для управления вертолетом, лопасти крепятся в шарнирных соединениях, предназначены для гражданской авиации, изготовитель Bell Helicopter Textron Inc., товарный знак отсутствует.
Товар N 3, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 8411210009 - двигатели турбовинтовые, мощностью не более 1100 квт, прочие: двигатель турбовинтовой для гражданского воздушного судна Bell 407 GXP, новый мощность 503 квт (674 л.с), модель ROLLS ROYCE 250-С47В/8 - 1 шт., серийный номер САЕ-848790, предназначен для гражданской авиации, изготовитель ROLLS ROYCE, товарный знак отсутствует.
Товар N 4, код ТН ВЭД ЕАЭС: 8803300000 - главный редуктор для воздушного судна Bell 407 GXP - 1 шт., для гражданской авиации, предназначен для передачи крутящего момента от двигателя на несущий и хвостовой винты вертолета, а также на агрегаты, серийный номер ВН-336178, изготовитель Bell Helicopter Textron Inc., товарный знак отсутствует.
Таможенными органами были приняты решения о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Екатеринбургской таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка АО "Уральский завод гражданской авиации" по вопросам соблюдения требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, декларирование которых осуществлено по ДТ N N 10508010/161215/0019729, 10508010/251215/0020406, 10502110/171215/0028439 в ходе которой установлено, что продекларированные по указанным ДТ товары, являются вертолетом Bell 407GXP, серийный номер 54608, в разобранном (несобранном) виде, обладающими основными свойствами комплектного и завершенного товара, и подлежат декларированию в одной товарной партии (ДТ) и классификации по ТН ВЭД ЕАЭС на основании правила 2а Основных правил интерпретации.
По результатам проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки от 16.02.2018 N 10502000/210/160218/А000040, принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NРКТ-10502000-18/000034, согласно которому товары, декларирование которых осуществлено по ДТ N 10502110/171215/0028439 совместно с товарами по ДТ NN10508010/161215/0019729, 10508010/251215/0020406 являются вертолетом Bell 407GXP, классифицированы в подсубпозиции 8802 11 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС "Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители: - вертолеты: - с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг: - гражданские".
16.02.2018 Екатеринбургской таможней также принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10502110/171215/0028439.
Поскольку выпуск товаров по ДТ N N 10508010/161215/0019729, 10508010/251215/0020406 осуществлен таможенным постом Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (далее Кольцовская таможня, таможня), акт камеральной таможенной проверки N 10502000/210/160218/А000040 направлен в Кольцовскую таможню для принятия решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС на основании правила 2а Основных правил интерпретации (вертолет Bell 407GXP, серийный номер 54608 в разобранном (несобранном) виде, обладающий основными свойствами комплектного и завершенного товара).
26.02.2018 Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940, приняты решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NNN РКТ-105008000-18/000008 и РКТ-10508000-18/000009, согласно которым товары, декларирование которых осуществлено по ДТ NN10508010/161215/0019729, 10508010/251215/0020406, классифицированы в подсубпозиции 8802 11 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС "Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители: - вертолеты: - с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг: - гражданские".
27.02.2018 Кольцовской таможней имени В.А.Сорокина приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10508010/161215/0019729, 10508010/251215/0020406.
Не согласившись с указанными решениями о классификации товара и решениями о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, АО "УЗГА" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов таможенного органа не установлено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
В статье 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в спорный период) (далее - ТК ТС) установлено, что в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию проводится таможенный контроль, который проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
На основании статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В силу части 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В соответствии с части 2 статьи 181 ТК ТС в таможенной декларации указываются, в числе: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.
Согласно пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу ст. 52 ТК ТС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Пунктом 3 ст. 52 ТК ТС установлено, что в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
В силу п.п. "а" п. 11 данного Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
На основании п. 1 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и указанным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 106 Закона N 311-ФЗ при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию.
Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений соответствующих или не соответствующих действительности).
Статьей 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена декларация. Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ), являющимися составной частью Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТН ВЭД), Положение о порядке применения ЕТН ВЭД при классификации товаров утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп в ТН ВЭД приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, содержащимися в правилах 2-5 ОПИ.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций ТН ВЭД.
При этом не исключается возможность при возникновении сомнений использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование содержания позиций, терминов и иной информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, одобренные Коллегией Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4 (действовавшие на момент принятия решения), которые, в свою очередь, базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем это толкование имеет международно-правовое значение.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТНВЭД ЕАЭС.
Из материалов таможенной проверки следует, что 12.08.2015 между АО "УЗГА" и компанией Bell Helicopter Textron Inc (США) заключен договор N 9671 на поставку в адрес российской стороны вертолетов модели 407GXP в количестве 2 единиц. Согласно п. 1 дополнительного соглашения N 02 от 12.11.2015 к договору N 9671 от 12.08.2015 добавлена упаковка и консервация для авиационной отправки, включая работы по разборке и материалы для упаковки.
19.11.2015 между АО "УЗГА" (заказчик) и Корпорация СИМПЛЕКС (Флорида, США) заключено соглашение об уступке договора N 9671 от 12.08.2015 двух вертолетов 407GXP у компании Bell Helicopter Textron Inc (серийные номера 54608, 54609).
16.11.2015 между АО "УЗГА" (заказчик) и Корпорация СИМПЛЕКС (Флорида, США) (продавец) заключен контракт N 35/211115/ИМ, по которому продавец согласен продать покупателю и покупатель согласен купить компоненты для производства ВС - в дальнейшем именуемые как оборудование как указано в Приложении N 1 и дополнениях к нему (фюзеляж вертолета 407GXP), и контракт N 36/211115/ИМ, по которому продавец согласен продать покупателю и покупатель согласен купить компоненты для производства ВС - в дальнейшем именуемые как оборудование как указано в Приложении N 1 и дополнениях к нему (хвостовая балка 407GXP, лопасти несущего винта, оборудование Paravion, вертолетный газотурбинный двигатель, главный редуктор 407GXP).
Оспаривая решения таможенных органов, заявитель указывает, что поставленные компоненты, продекларированные по вышеуказанным декларациям, не являются вертолетами в разобранном виде ввиду невозможности их использования по прямому назначению без проведения определенных технологических и технических операций. Совокупность производимых АО "УЗГА" операции, является высокотехнологичным процессом производства, а не сборочным процессом, что исключает, по мнению общества, применение ОПИ 2а при классификации товара.
Кроме этого, заявитель указывает, что поставки компонентов осуществлялись в рамках двух контрактов от 16.11.2015 N 35/211115/ИМ и N36/211115/ИМ, заключенных с Корпорацией Симплекс, тремя товарными партиями, что, по его мнению, также исключает применение ОПИ 2а при классификации товара.
По мнению заявителя, то обстоятельство, что обществом осуществлялось именно производство вертолетов Bell 407GXP, подтверждается выдачей независимой инспекцией - 209 Военное представительство Министерства обороны РФ первичного сертификата летной годности.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судами не учтено содержание лицензионного договора, заключенного между BELL HELICOPTER TEXTRON INC. (лицензиар) - владельцем торговыми секретами, имеющим сертификат Министерства транспорта Канады на легкий одномоторный вертолет, ноу-хау, обладающим производственными возможностями и иными правами интеллектуальной собственности на вертолет Bell 407GXP, и обществом (лицензиат), которому, в соответствии с данным договором передается право осуществлять производство вертолетов Bell 407GXP из частей и компонентов, поставляемых BELL HELICOPTER TEXTRON INC. Согласно лицензионному договору его стороны признают возможные преимущества, связанные с местной сборкой легких вертолетов Bell на территории.
В связи получением исключительного права лицензиатом заключены государственные контракты на поставку вертолетов, а 09.12.2015 получено разрешение Авиационного регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (далее - АР МАК) N 06.19-2621 на производство спорного вертолета Bell 407 GXP, расширяющее линейку производимой обществом техники.
Согласно представленным документам, вертолеты Bell 407 GXP изготавливаются из компонентов, приобретенных у поставщиков вертолетов Bell 407, входящих в перечень, одобренный АР МАК, в соответствии с требованиями Авиационных правил, часть 21 "Сертификация авиационной техники, организацией разработчиков и изготовителей", и техническими условиями УРАБ.752800.00.00.000ТУ, разработанными заявителем и согласованными им с независимой инспекцией.
Осуществляя сертифицированный производственный процесс, общество берет на себя обязательства снабжать АР МАК эксплуатационной документацией на вертолет Bell 407, нести гарантийные обязательства и отвечать за безопасную эксплуатацию транспортного средства. В иных случаях, в частности в случае поставки вертолета в разобранном виде, общество, по его утверждению, обладает обязательством исключительно по техническому обслуживанию такого судна, уже зарегистрированного в установленном порядке его производителем.
Письмом от 14.09.2017 N 0619-1179, представленным обществом в материалы дела, АР МАК также подтверждает, что деятельность, осуществляемая заявителем отвечает признакам промышленного производства, поскольку подразумевает под собой последовательное выполнение высокотехнологичных операций: (контрольно-диагностических и регулировочных работ, работ по отладке электронных систем, идентификации продукции), предусмотренных соответствующей технологией изготовления воздушного судна.
Кроме этого, в обоснование требований о недействительности оспариваемых ненормативных правовых актов общество ссылается на заключения экспертов от 31.08.2017 N 0130100177 и от 27.11.2018 N 0130100174.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поставленные на основании вышеуказанных договоров с Корпорацией Симплекс комплектующие нельзя классифицировать как готовый вертолет, поскольку их совокупность без проведения определенных технологических и технических операций - процесс производства не обеспечивает основные характеристики воздушного судна и вертолета.
Согласно статье 37 Воздушного кодекса РФ: гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт, беспилотная авиационная система и (или) ее элемент, конструкция которых признана в качестве типовой, в процессе серийного производства проходят в установленном порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности.
Апелляционный суд считает, что Лицензионный договор (далее - Договор) явился первичным основанием для локализации производства вертолетов на базе АО "УЗГА", поскольку данный Договор был заключен ввиду того, что общество "обладает знаниями и опытом адаптации западных авиационных технологий и локализации производства в России и заинтересован в расширении своей сферы деятельности на производство легких вертолетов в России" (преамбула); производить воздушные судна согласно статьям 8 и 9 Договора возможно исключительно из компонентов, произведенных компанией Bell, на основании полученного сертификата на производство; в рамках Договора обществу от компании - разработчика Bell была передана требуемая для производства конструкторская документация, что подтверждается соответствующим приемосдаточным актом BU-3, подписанным сторонами и руководителем независимой инспекции 19.10.2015 года. На основании данной документации АО "УЗГА" смогло осуществить производство первых двух вертолетов в 2015 и 2016 годах.
Более того, в процессе реализации Лицензионного договора между обществом и Разработчиком - Bell Helicopter Textron в ноябре 2015 года было подписано Положение, регулирующее вопросы производства в том числе, первых двух вертолетов произведенных АО "УЗГА" из ввезенных компонентов по рассматриваемым в настоящем деле таможенным декларациям.
Доказательствами того, Лицензионный договор и Положение были заключены АО "УЗГА" и BELL с целью предоставления обществу права на производство, а не сборку воздушных судов из компонентов, ввезенных по договорам с Симплекс, служат документы, на основании которых авиационными властями РФ было выдано Разрешение на производство, а именно: обращение общества в АРМАК от 16.11.2015; заявка, поданная в АРМАК на разрешение производства вертолетов; письмо АРМАК N 06.19-2468 от 27.11.2015; письмо АРМАК N 06.19-2563 от 07.12.2015.
Также следует отметить тот факт, что производство вертолетов из ввезенных компонентов осуществлялось под контролем независимой инспекции - 209 Военное представительство Министерства обороны РФ в период с 27.01.2014 по 31.12.2017 в соответствии с действующим Сертификатом производственной организации (ОП-134 ПВС), выданным уполномоченным авиационным органом. Согласно письму N 209/46/1152 от 08.10.2018 полученному от 209 ВП МО: "изготовление вертолетов Bell 407 осуществлялось в соответствии с конструкторской и технологической документацией в условиях промышленного производства, на специально созданном и прошедшем сертификацию, силами уполномоченного органа, производственном предприятии. Изготовление вертолетов Bell 407 осуществлялось в условиях сложного технологического процесса авиационного производства на АО "УЗГА".
Кроме того, 15.06.2016 АО "УЗГА" было получено письмо от Минпромторга России N БА-36790/18, согласно которому Минпромторг России "подтвердил целевое назначение газотурбинных двигателей (в количестве двух единиц), ввозимых АО "УЗГА" для ПРОИЗВОДСТВА воздушных судов гражданского назначения вертолетов Bell 407 по КОНТРАКТУ ОТ 16.11.2015 N 36/211115/им с ФИРМОЙ SIMPLEX CORPORATION)).
В подтверждение факта производства АО "УЗГА" вертолетов из ввезенных компонентов обществом в суд были представлены следующие документы: письмо Межгосударственного авиационного комитета N 0619-1179 от 14.09.2017; письмо 209 ВП МО N 209/46/1152 от 08.10.2018; первичный Сертификат летной годности; свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N 8011 от 08.09.2016, полученного собственником воздушного судна, согласно которого изготовителем воздушного судна является АО "Уральский завод гражданской авиации" (данное свидетельство подтверждает, что воздушное судно было произведено на территории РФ); документация об аудите производственной деятельности, проведенном предприятием - разработчиком вертолета BeLL - BELL HELICOPTER TEXTRON COMPANY: приказ о приеме иностранной делегации, Аудиторский отчет, утвержденные АО "УЗГА" мероприятия по устранению несоответствии, выявленных BELL HELICOPTER в процессе аудита производства вертолетов Bell 407 (Приложения N 3-5 к настоящему дополнению к исковому заявлению); Формуляр воздушного судна, отражающий все производственные операции.
Также заявителем в материалы дела были представлены копии деклараций, согласно которым товар пересекал границу между Канадой и США и был задекларирован как "части самолетов и вертолетов".
В соответствии с международными правовыми нормами при исполнении международных договоров поставки товаров стороны руководствуются законом страны поставщика (если договором не предусмотрено иное. Все контракты имеют оговорку о применении права страны поставщик). Это обстоятельство указывает на тот факт, что обе стороны одинаково трактовали существенное условие договора: поставляются части вертолета, а не вертолет в разобранном (несобранном) виде.
При таких обстоятельствах дела у заявителя не было оснований изменять код поставляемого товара, поскольку товар до границы РФ, следуя по территории иностранных государств, представлял собой "части самолетов и вертолетов" (код 88033000) по товарной позиции ТН ВЭД.
Кроме того, заключением судебно-технической экспертизы ФГБОУВО "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" МАИ от 16.08.2019 сделаны следующие выводы:
1) Совокупность товаров, ввезенных по таможенным декларациям N 10502110/171215/0028439, N 10508010/161215/0019729 и N 10508010/251215/0020406, а также по таможенным декларациям N 10508010/130416/0005673 и N 10508010/140416/0005730 вертолетом не является, а является компонентами для его производства.
2) Товар, заявленный по ДТ N 10502110/171215/0028439, в совокупности с товарами, заявленными в ДТ N 10508010/161215/0019729, ДТ N 10508010/251215/0020406; а также товар по ДТ N 10508010/130416/0005673, в совокупности с товарами, заявленными в ДТ N 10508010/140416/0005730 свойствами комплектного или завершенного товара не обладают.
3) Совокупность технологических процессов, выполняемых на АО "УЗГА" с ввезенными компонентами вертолетов BELL 407GXP несомненно является производством. Этот термин используется во всех контрактных документах.
4) Ввезенные компоненты вертолётов Bell 407GXP для приведения их в завершенный вид подвергались определенным операциям, изменяющим свойства конечного изделия, но не изменяющим его конструкцию.
5) Выдача Независимой Инспекцией первичного сертификата летной годности несомненно является подтверждением производства впервые. Вертолёту присваивается регистрационный номер.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что таможенными органами при вынесении оспариваемых решений о переклассификации товара не учтено, что выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Согласно заключению таможенной экспертизы, эксперт в области таможенного оформления сделал вероятностный вывод о том, что классификация товара возможна как классификация товара в разобранном виде. Заключение таможенной экспертизы не является документом, подтверждающим трудоемкость и сложность производственного процесса, поскольку таможенные эксперты обладают специальными знаниями исключительно в области таможенного оформления товара, не затрагивая процессы производства.
Поставленные на АО "УЗГА" компоненты, используемые для производства вертолетов, не обладают основными эксплуатационными свойствами летательного аппарата и до момента завершения производства на АО "УЗГА" ввезенные компоненты, представляли собой детали и сборочные единицы с сертификатами качества на каждый компонент и не составляли летательный аппарат.
В соответствии со ст. 50 ТК ТС и ст. 19 ТК ЕАЭС Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии со ст. 51 ТК ТС и ст. 19 ТК ЕАЭС товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза (Евразийского экономического союза) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭЯ). Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации, которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД.
Согласно ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями и правилами 2, 3, 4, 5 ОПИ.
Правилом 2 (а) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что, любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Необходимость применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС следует из действующей в спорном периоде Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее - Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4), а также в соответствии с ч. 4 ст. 19 ТК ЕАЭС.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК Таможенного союза решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару. При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД.
В силу пункта VII названных Пояснений к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Как видно из материалов дела, компоненты, поставленные АО "УЗГА" для производства вертолетов, подвергались дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Технологический процесс производства вертолетов выходит за рамки исключительно сборочного процесса.
Следовательно, такой последующий технологический этап исключает применение правила 2а ОПИ ТН ВЭД и классификацию ввозимых компонентов в товарной позиции 8802.
При таких обстоятельствах дела, суд апелляционной инстанции считает, что таможенным органом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказал факт поставки товара со свойствами комплектного товара - воздушного судна, что привело к принятию таможенными органами незаконных решений о классификации товаров в отношении общества.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заинтересованных лиц о недопустимости в качестве доказательства заключения судебно-технической экспертизой ФГБОУВО "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" МАИ от 16.08.2019, поскольку информация об образовании, специальности и стаже работе экспертов имеется в документах, приложенных к материалам дела. Также следует отметить тот факт, что эксперты были предупреждены под роспись об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о наличии в данном случае, совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований в полном объеме, так как оспариваемые акты являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), требования удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины, распределению в порядке, предусмотренном ст. 110 АПК РФ.
Обществом в доход федерального бюджета была уплачена государственная пошлина по первоначальному заявлению платежным поручением N 16055 от 24.10.2017 в сумме 6 000 рублей, по дополнительным заявлениям платежными поручениями N 8572 от 17.05.2018 в сумме 3 000 рублей и N 10119 от 07.06.2018 в сумме 3 000 рублей, по апелляционной жалобе платежным поручением N 3207 от 19.02.2018 в сумме 1 500 рублей, по кассационной жалобе платежным поручением N 8575 от 17.05.2018 в сумме 1 500 рублей. Всего была уплачена обществом сумма 15 000 рублей.
В силу ст. 110 АПК РФ в возмещение судебных расходов подлежат взысканию с Екатеринбургской таможни и Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина по 7 500 рублей с каждого.
В силу ст. 104 АПК РФ обществу подлежит возврату из бюджета госпошлина, излишне уплаченную по апелляционной жалобе платежным поручением N 26007 от 28.12.2018 в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2018 года по делу N А60-57579/2017 отменить.
Заявление акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации" удовлетворить.
Признать недействительными решения Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 16.08.2017 N РКТ-10508000-17/000047, N РКТ-10508000-17/000048, решения Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина от 17.08.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары: N N 10508010/130416/0005673, 10508010/140416/0005730, решения Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина от 26.02.2018 N N РКТ-105008000-18/000008 и РКТ-105008000-18/000009, решения Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина от 27.02.2018 NN105008010/161215/0019729 и NN105008010/251215/0020406, решения Екатеринбургской таможни от 16.02.2018 N РКТ-10502000-18/000034 о классификации товара решения Екатеринбургской таможни от 16.02.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N10502110/171215/0028439, как несоответствующие требованиям таможенного законодательства РФ.
Обязать Кольцовскую таможню имени В.А.Сорокина и Екатеринбургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
Взыскать с Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина (ОГРН 1036604390998, ИНН 6662067576) в пользу акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации" (ОГРН 1026605766560, ИНН 6664013640) в возмещение судебных расходов сумму 7 500 (Семь тысяч пятьсот) рублей.
Взыскать с Екатеринбургской таможни (ОГРН 1036604386411, ИНН 6662022335), в пользу акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации" (ОГРН 1026605766560, ИНН 6664013640) в возмещение судебных расходов сумму 7 500 (Семь тысяч пятьсот) рублей.
Возвратить акционерному обществу "Уральский завод гражданской авиации" (ОГРН 1026605766560, ИНН 6664013640) из федерального бюджета госпошлину, излишне уплаченную по апелляционной жалобе платежным поручением N 26007 от 28.12.2018 в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57579/2017
Истец: АО "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Ответчик: КОЛЬЦОВСКАЯ ТАМОЖНЯ ИМЕНИ В.А. СОРОКИНА
Третье лицо: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4537/18
22.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3428/18
27.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3428/18
17.05.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4537/18
12.12.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-57579/17
22.08.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4537/18
27.04.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3428/18
26.01.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-57579/17
27.10.2017 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-57579/17