г. Владивосток |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А24-702/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Т.А. Аппаковой, С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-6443/2019
на решение от 15.07.2019 судьи Ю.С. Скрипник
по делу N А24-702/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Омега" (ИНН 4105034580, ОГРН 1084141002110)
о взыскании 547 397 рублей 96 копеек
при участии: извещённые надлежащим образом стороны в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ иском к обществу с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - ответчик, ООО "Омега") о взыскании 541 308 рублей 24 копеек основного долга за поставленные в ноябре 2018 года теплоэнергию и теплоноситель, 6 089 рублей 72 копеек пени за период с 18.12.2018 по 31.01.2019, а также пени на сумму основного долга за период с 01.02.2019 по 15.02.2019 из расчёта 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с 16.02.2019 по 17.03.2019 из расчёта 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с 18.03.2019 по день фактической оплаты долга из расчёта 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решением арбитражного суда от 15.07.2019 уточнённые исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 198 931 рубль 17 копеек основного долга и 2 312 рублей 57 копеек пени, а также пеня на сумму долга в размере 198 931 рубль 17 копеек за период с 01.02.2019 по 15.02.2019 исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 16.02.2019 по 17.03.2019 - исходя из 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а с 18.03.2019 по день фактической уплаты ответчиком долга - исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа во взыскании задолженности, истец обратился с рассматриваемой апелляционной жалобой, в обоснование которой ссылается на то, что в управляемых ответчиком многоквартирных жилых домах в отдельных помещениях установлены индивидуальные приборы учёта, показания которых собственники не передают, при наличии актов на предмет отказа от услуг горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения. Утверждает, что снижение суммы долга на сумму отрицательного значения объёма потреблённого на ОДН ресурса законодательством не предусмотрено, а ответчик за перерасчётом не обращался, поэтому оснований для перерасчётов в обязательном порядке по правилам пункта 21(1) Правил N 124 не имеется. Полагает, что иной способ расчёта приводит к освобождению управляющей организации от оплаты потребляемого на ОДН коммунального ресурса. К апелляционной жалобе апеллянтом приложены дополнительные документы в обоснование своих доводов.
От ответчика в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При этом, поскольку апелляционная жалоба подана только на часть судебного акта, и возражений относительно проверки только части судебного акта лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия с учётом разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения суда только в обжалуемой части.
Из материалов дела судебной судом установлено следующее.
В ноябре 2018 года на основании заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение, и (или) горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N КЭЕ от 17.09.2018 истец поставлял в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика, коммунальных ресурс на содержание общедомового имущества.
Ссылаясь на отсутствие оплаты ответчиком потреблённого в спорном периоде коммунального ресурса для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отношения по поставке электрической, тепловой и иных видов энергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Из материалов дела судом верно установлено и не оспорено сторонами то обстоятельство, что собственники помещений спорных многоквартирных домов приняли решение о заключении прямых договоров с истцом на поставку коммунальных ресурсов.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
С 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации.
Согласно Постановлению N 1498 объём коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, установлен пунктом 21(1) Правил N 124.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате ответчиком, определяется как разница между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям общедомовых приборов учета, и объемом электроэнергии, предъявленным к оплате потребителям в многоквартирном доме по прямым договорам энергоснабжения.
По нормативу объём коммунального ресурса, потребляемого на общедомовые нужды, определяется в случаях, установленных подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124 (отсутствие общедомового прибора учета, его неисправность или непредставление показаний свыше 3 месяцев и т.п.).
При рассмотрении дела судом было установлено, что возражения ответчика по начислениям касаются домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта, где в некоторых помещениям истец не учитывает объём теплоносителя вследствие того, что собственники помещений не предоставляют показания индивидуальных приборов учёта.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца не оспаривал тот факт, что в спорном периоде по некоторым жилым и нежилым помещениям собственники которых не передали показания индивидуальных приборов учета, истцом не производились начисления населению и не предъявлялся к оплате гражданам объем теплоносителя, рассчитанный по среднему либо по нормативным значениям.
Между тем, правовые последствия непредставления показаний индивидуального прибора учета (ИПУ) определены пунктом 59 (подпункт "б") Правил N 354: в таких случаях плата за коммунальную услугу определяется исходя из среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, начиная с расчётного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учёта, до расчётного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (пункт "а" пункта 59).
С учётом названных обстоятельств и норм пава суд первой инстанции обоснованно посчитал заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что освобождение некоторых собственников жилых помещений от оплаты коммунального ресурса увеличивает бремя расходов ответчика на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В свою очередь, доводы истца о том, что в спорных помещениях отсутствуют приборы учета либо собственники не передают их показания, не опровергают факт расчёта истцом объёма потребления с нарушением Правил, что приводит к необоснованному завышению объёма потребления на общедмовые нужды в общей структуре потребления коммунального ресурса.
При этом судом верно отмечено, что Правила N 354 предусматривают методику определения размера платы за коммунальную услугу как а случай отсутствия ИПУ, так и на случай непредставления их показаний (пункты 59, 60 Правил N 354).
Доводы апеллянта об обратном коллегией расцениваются как ошибочные и отклоняются, поскольку факт расчёта объёма потреблённого ресурса с соблюдением Правил истец вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не доказал.
На основании вышеизложенного за спорный период судом правильно признаны не подлежавшими удовлетворению требования об оплате теплоносителя для содержания общего имущества многоквартирных домов в общем размере 342 377 рублей 07 копеек.
При оценке доводов ответчика о необходимости исключения из расчёта суммы долга отдельных отрицательных значений объёмов потребления на ОДН за ноябрь 2018 года по договору N 203 КЭЕ от 17.09.2018, суд первой инстанции установил следующее.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за расчетный период (Vодпу), не исключают требуемый ответчиком перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчётного периода объём ресурса на общедомовые нужды имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому.
Если исполнитель коммунальных услуг, возражая против иска ресурсоснабжающей организации о взыскании стоимости ресурса, переданного на общедомовые нужды, заявляет возражения о необходимости уменьшения объема подлежащего оплате ресурса, переданного в спорный период, на отрицательное значение объема аналогичного ресурса, переданного на те же цели в предшествующий (предшествующие) период по конкретному многоквартирному жилому дому, то они подлежат проверке судом при рассмотрении дела по существу, и при установлении соответствующих обстоятельств такое уменьшение должно быть произведено. Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386 и в определении от 27.06.2019 по делу N 303-ЭС18-24912.
При этом судом правомерно отмечено, что, вопреки доводам ответчика, размер долга управляющей компании за общедомовое потребление не подлежит уменьшению на сумму отрицательного ОДН по всем домам, а должен учитываться в следующих периодах по каждому дому раздельно, поскольку расчёт долга, в том числе учет отрицательных значений объёма ресурсов на ОДН производится в отношении отдельно взятого многоквартирного жилого дома.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом обоснованно сочтено доказанным наличие у ответчика долга перед истцом за поставленный в спорный период коммунальный ресурс в размере 198 931 рубль 17 копеек, в связи с чем требования истца в данной части правомерно удовлетворены.
В остальной части требования о взыскании основного долга удовлетворению не подлежали как основанные на ошибочных и не соответствующих законодательству расчётах.
Неисполнение ответчиком обязанности по своевременной оплате коммунального ресурса повлекло начисление ему пени.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате ресурса за спорный период нашёл своё подтверждение в материалах дела, истец обоснованно начислил и потребовал взыскать с ответчика пеню за такую просрочку.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Согласно части 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истцом заявлено о взыскании пени за период с 18.12.2018 по 31.01.2019 в размере 6 089 руб. 72 коп, со взысканием на сумму долга в период с 01.02.2019 по 15.02.2019 из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, в период с16.02.2019 по 17.03.2019 из расчета 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с 18.03.2019 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма пени пересчитана судом первой инстанции с учётом частичного удовлетворения требований по основному долгу, в результате чего установлено, что взысканию подлежат 2 312 рублей 57 копеек за период по 31.01.2019 и далее до момента оплаты подлежащей взысканию суммы основного долга по правилам части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Законность требования о взыскании пени по день фактической уплаты долга подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Таким образом, доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ коллегия не усматривает.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.07.2019 по делу N А24-702/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-702/2019
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ООО "Омега"