г. Пермь |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А50-15482/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Инспекции государственного строительного надзора Пермского края,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 08 июля 2019 года,
принятое судьей Герасименко Т. С. в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-15482/2019
по заявлению акционерного общества "Комплексное развитие территорий, реновации, освоение-Пермь" (ОГРН 1055900309497, ИНН 5902197019)
к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края
(ОГРН 1175958027520, ИНН 5902044189)
об оспаривании постановления от 25.04.2019 N 65 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ,
установил:
Акционерное общество "Комплексное развитие территорий, реновации, освоение-Пермь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2019 N 65 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены, постановление Инспекции от 25.04.2019 N 65 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ, Закон N214-ФЗ АО "Кортрос-Пермь" является застройщиком следующих объектов:
- "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 9" по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции", расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, 52 (на основании разрешения на строительство от 10.08.2017 N 59-RU90303000-565-2017, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, договора аренды земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества от 16.09.2014 N 01-09-2014, размещенной проектной декларации объекта);
- "Застройка квартала N 179. Многоэтажный (высотный) жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 3", расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, 48в (на основании разрешения на строительство от 06.04.2018 N 59-RU90303000-431-2018, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, договора аренды земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества от 16.09.2014 N 01-09-2014, размещенной проектной декларации является застройщиком объекта);
- "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 5" по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции", расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, 52 б (на основании разрешения на строительство от 10.08.2017 N 59-RU90303000-566-2017, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, договора аренды земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества от 16.09.2014 N 01-09-2014, размещенной проектной декларации является застройщиком объекта);
- "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 4", расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, 52 в (на основании разрешения на строительство от 27.04.2018 N 59-RU90303000-312-2018/2, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, договора аренды земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества от 16.09.2014 N 01-09-2014, размещенной проектной декларации является застройщиком объекта).
Для строительства (создания) вышеуказанных объектов недвижимости Общество привлекает денежные средства участников долевого строительства и раскрывает в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), указанной в статье 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ информацию, предусмотренную п. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ.
21.12.2018 года в ходе проведения Инспекцией мониторинга информации, размещенной АО "Кортрос-Пермь" в ЕИСЖС в отношении вышеуказанных объектов установлено нарушение сроков размещения застройщиком документов предусмотренных требованиями части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ по объектам:
1) "Застройка квартала N 179" Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и встроенно- пристроенной подземной автостоянкой Блок 9": бухгалтерская отчетность на 30.09.2018 года размещена 31.10.2018 (установленный срок 30.10.2018); документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика размещен 21.12.2018 (установленный срок 01.10.2018);
2) "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенно-
пристроенной подземной автостоянкой Блок 5": бухгалтерская отчетность на 30.09.2018 года размещена 31.10.2018 (установленный срок 30.10.2018); документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика размещен 21.12.2018 (установленный срок 01.10.2018);
3) "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенно -пристроенной подземной автостоянкой Блок 4": бухгалтерская отчетность на 30.09.2018 года размещена 31.10.2018 (установленный срок 30.10.2018); документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика размещен 21.12.2018 (установленный срок 01.10.2018);
4) "Застройка квартала N 179. Многоэтажный (высотный) жилой дом со
встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 3" бухгалтерская отчетность на 30.09.2018 года размещена 31.10.2018 (установленный срок 30.10.2018); документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика размещен 21.12.2018 (установленный срок 01.10.2018).
Кроме того, застройщиком в нарушение требований части 16 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ, в отношении объекта долевого строительства: "Застройка квартала N179. Многоэтажный (высотный) жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 3" не размещен в ЕИСЖС документ, размещение которого предусмотрено пунктом 5 части 2 ст. 3.1 Федерального закона N214-ФЗ.
А также застройщиком нарушен срок размещения документа, содержащего информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика по состоянию на 30.09.2018 и Бухгалтерской отчетности на 30.09.2018, чем нарушены требования ч. 5 ст. 3, ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214 - ФЗ.
Указанные нарушения зафиксированы в справке от 21.12.2018 по результатам проведения мониторинга информации, размещенной на сайте единой информационной системы жилищного строительства наш. дом. рф.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от
05.03.2019 N 9-47 по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении в области долевого строительства от 25.04.2019 N 65, которым заявитель привлечен к указанной административной ответственности по ч. 1 ст. 3.19.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании постановления от 25.04.2019 N 65незаконным и его отмене.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) либо ненормативный правовой акт должностных лиц органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными либо ненормативного правового акта недействительным.
В части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Законом N 214-ФЗ информации в единой информационной системе жилищного строительства.
Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе застройщики.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Законом N 214-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан, раскрывать в ЕИСЖС, указанной в статье 23.3 Закона N 214-ФЗ следующую информацию: документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона; документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика; извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом.
На основании Постановления Правительства РФ от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта http://наш.дом.рф.
Согласно части 16 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по размещению информации в ЕИСЖС, предусмотренная статьей 23.3 Закона N 214-ФЗ, возникает по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. с 01.10.2018 (далее - Закон N 175-ФЗ).
Частью 17 статьи 8 Закона N 175-ФЗ определено, что до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, способов, сроков и периодичности размещения субъектами информации в ЕИСЖС, предусмотренной статьей 23.3 Закона N 214-ФЗ, информации, обязательное размещение которой предусмотрено федеральными законами, состава такой информации застройщики обязаны размещать информацию, предусмотренную Законом N 214-ФЗ, в указанной системе в порядке, в составе, способами, в сроки и с периодичностью, которые утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Вышеуказанный Порядок утвержден приказом Минстроя РФ от 11.05.2018 N 275/пр "Об утверждении Положения о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Сведения, указанные в пункте 11 части 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением информации, предусмотренной частью 5 статьи 3 Закона N 214-ФЗ.
Таким образом, застройщик обязан в срок до 30.10.2018 разместить: бухгалтерскую отчетность; документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями статьи 2, части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ, АО "Кортрос-Пермь" является застройщиком следующих объектов: "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 9", на основании разрешения на строительство от 10.08.2017 N 59-RU90303000-565-2017, "Застройка квартала N 179. Многоэтажный (высотный) жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 3", на основании разрешения на строительство от 06.04.2018 N 59-RU90303000-431-2018, "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 5", на основании разрешения на строительство от 10.08.2017 N 59-RU90303000-566-2017, "Застройка квартала N 179. Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой Блок 4", на основании разрешения на строительство от 27.04.2018 N 59-RU90303000-312-2018/2.
Административным органом Обществу "Кортрос-Пермь" вменяется совершение нарушений: нарушение срока размещения бухгалтерская отчетность на 30.09.2018; не размещение документа, содержащего информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика.
Судебная коллегия отмечает, что процессуальным законодательством установлена обязанность административного органа по доказыванию законности вынесенного им ненормативного акта.
Между тем, оценив представленные сторонами налогового спора доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не представлено надлежащих доказательств вины Общества "Кортрос-Пермь" в совершении вменяемого административного правонарушения.
Представленная Инспекцией справка по результатам мониторинга от 21.12.2018 доказательством наличия в действиях общества события правонарушения служить не может. Распечатки с сайта наш.дом.рф, которые позволили бы суду сделать вывод о том, когда фактически была размещена спорная информация в материалы дела не представлены.
Более того, из содержания справки от 21.12.2019, составленной административным органом по результатам мониторинга, следует также, что приложением к ней являются распечатки с сайта наш.дом.рф.
При этом соответствующие распечатки административный орган в материалы дела не представил.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы Инспекции о том, что вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения выражается в том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства, отклоняется на основании следующего.
В материалы дела представлена переписка по вопросу размещения и отображения информации на сайте наш.дом.рф, за период с 24.08.2019 по 30.04.2019 (письма и частично ответы на них от 24.08.2018, 27.08.201811.09.2018,28.09.2018, 02.10.2018, 03.10.2018, 04.10.2018, 08.10.2018, 11.10.2018, 30.11.2018, 21.12.2018, 25.12.2018, 16.01.2019, 11.02.2019, 13.02.2019,18.02.2019,20.02.2019,15.03.2019,30.04.2019), из содержания которой однозначно следует, что заявитель неоднократно обращался в службу технической поддержки сайта наш.дом.рф в связи с наличием технических проблем по отображению и выгрузке информации на сайте.
Таким образом, заявителем предпринимались все возможные меры, направленные на соблюдение соответствующих норм действующего законодательства.
Инспекцией не указаны меры, которые должен был предпринять заявитель при выявлении технических проблем работы сайта помимо обращения в службу технической поддержки.
Доводы инспекции о том, что на запрос Инспекции о работе ЕИСЖС N СЭД-56-01-12.3 исх-8 от 23.01.2019 АО "ДОМ.РФ" направил ответ от 01.03.2019 N 2430-АН из которого следует, что за период с 01.08.2018 по 30.11.2018 в ЕИСЖС зарегистрирован 51 застройщик, осуществляющий деятельность на территории Пермского края, заведено 73 проектных деклараций, возникновение системных проблем не подтверждается, отклоняется, так как о наличии вины Общества в совершении правонарушения не свидетельствует.
Кроме того, информация, указанная в ответе на запрос инспекции фактически опровергается содержанием ответов службы технической поддержки сайта на обращения заявителя, из содержания которых следует, что проблемы с отображением информации действительно имеются, принимаются меры для их разрешения, в случае возникновения новых проблем предлагается повторно обращаться в службу технической поддержки.
Учитывая, что состав административного правонарушения предусмотренный частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ в действиях заявителя административным органом не доказан, постановление Инспекции от 25.04.2019 N 65 правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2019 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-15482/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15482/2019
Истец: АО "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ, РЕНОВАЦИИ, ОСВОЕНИЕ-ПЕРМЬ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ