г. Вологда |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А05-4524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Малошуйское" в лице администрации муниципального образования "Малошуйское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2019 года по делу N А05-4524/2019,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (адрес: 163004, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49; ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Онежский муниципальный район" (адрес: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Шаревского, д. 6; ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459; далее - МО Онежский муниципальный район"), муниципальному образованию "Малошуйское" (далее - МО "Малошуйское") в лице администрации муниципального образования "Малошуйское" (адрес: 164894, Архангельская обл., Онежский р-н, пос. Малошуйка, ул. Ленина, д. 95; ОГРН 1052920021142, ИНН 2906006291; далее - Администрация) о взыскании 10 082 002 руб. 50 коп. бюджетных средств, использованных ответчиком не по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области.
Решением суда от 04 июня 2019 года с МО "Малошуйское" в лице Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу Министерства взыскано 10 082 002 руб. 50 коп., использованных не по целевому назначению; в удовлетворении иска к МО "Онежский муниципальный район" отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Указывает, что строительство спорного объекта не завершено по причинам, не зависящим от Администрации; 19.12.2017 Администрацией принято решение о расторжении контракта от 23.06.2016, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Умар" (далее - ООО "Умар") на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома. В рамках дела N А05-2149/2018 Администрацией с ООО "Умар" как застройщика взыскано 10 082 002 руб. 50 коп. неосновательного обогащения. Считает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Министерство и третье лицо в отзывах доводы апеллянта отклонили.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей сторон, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы. Министерство заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы" (далее - Адресная программа), реализуемая в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
В соответствии с паспортом программы переселения государственным заказчиком выступает Министерство.
Министерством и МО "Онежский муниципальный район" заключен договор от 29.07.2013 N 11ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (с учетом дополнительного соглашения от 13.07.2015 N 5).
Также Министерством заключен договор от 29.07.2013 N 11ФП-2-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства с МО "Малошуйское" (с учетом дополнительного соглашения от 13.07.2015 N 4).
Дополнительные соглашения от 13.07.2015 N 4, 5 определяют порядок взаимодействия сторон в целях исполнения решения правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) от 10.07.2015 о рассмотрении заявки Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в рамках финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда этапа 2015 года Адресной программы, участником которой является муниципальное образование.
Муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" и Администрация 23.05.2016 заключили соглашение N 74 о долевом финансировании региональных (муниципальных) программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Соглашение N 74).
Предметом Соглашения N 74 является осуществление совместных действий по использованию средств областного бюджета (субсидии) и Фонда (финансовая поддержка), предоставляемых на долевое финансирование мероприятий по приобретению помещений в многоквартирных домах для осуществления расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации: приобретение жилых помещений у Застройщика, в построенном (строящемся) им многоквартирном жилом доме в п.г.т. Малошуйка; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения.
Контрольно-счетной палатой Архангельской области на основании распоряжения от 26.09.2017 N 21-р в муниципальном образовании "Онежский муниципальный район" проведена проверка в части правомерности, целевого характера, эффективности расходования средств, предоставленных Министерством на реализацию мероприятий, утвержденных в составе Адресной программы и государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014-2020 годы)".
Согласно приложению 1 к Адресной программе МО "Малошуйское" участвовало в реализации I, III этапов.
В рамках III этапа в соответствии с указанной программой (в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2015 и на 31.12.2016) на территории МО "Малошуйское" в 2015 году предусматривалось расселение из 10 аварийных жилых помещений площадью 482 кв. м, стоимостью 17 559 260 руб., в том числе: за счет средств Фонда - 9 557 505 руб. 22 коп., за счет средств областного бюджета - 8 001 754 руб. 78 коп. Планируемая дата окончания расселения - III квартал 2016 года.
В 2016 году Администрацией заключено три муниципальных контракта на общую сумму 17 165 630 руб., в том числе контракт N 0124300016416000037-0207966-02 от 23.06.2016 с ООО "Умар" на сумму 13 442 670 руб.
Согласно указанному контракту ООО "Умар" (Застройщик) обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории на земельном участке с кадастровым номером 29:13:120501:2912 по адресу: Архангельская обл., Онежский р-н, пос. Малошуйка, ул. Ленина д. 104, и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, передать участнику долевого строительства объекты долевого строительства (жилые помещения), указанные в пункте 1.2 договора, а участник долевого строительства - уплатить обусловленную договором цену и принять указанные объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Объектами долевого строительства являются жилые помещения - 8 квартир общей площадью 369 кв. м.
По состоянию на 31.12.2016 ООО "Умар" не исполнило свои обязательства по муниципальному контракту от 23.06.2016. Сторонами по контракту подписан акт от 23.12.2016 о приемке выполненных работ I этапа строительства жилого дома в пос. Малошуйка по ул. Ленина, д. 104, согласно которому Застройщик произвел работы по устройству фундаментов и цокольного перекрытия.
В 2016 году Администрация направила денежные средства в сумме 2 688 534 руб. (20 % от цены контракта, в том числе 5 % - авансовый платеж, 15 % - за устройство фундаментов и цокольного перекрытия) на расчетный счет ООО "Умар" в рамках контракта от 23.06.2016, в том числе: за счет средств Фонда - 1 462 562 руб. 49 коп., за счет средств областного бюджета - 1 225 971 руб. 51 коп. В 2017 году Администрацией по данному контракту перечислено ООО "Умар" 7 393 468 руб. 50 коп., в том числе: за счет средств Фонда - 4 024 063 руб. 27 коп., за счет средств областного бюджета - 3 369 405 руб. 23 коп. Всего по контракту от 23.06.2016 за период с 23.06.2016 по 01.11.2017 Администрация выплатила ООО "Умар" 10 082 002 руб. 50 коп.
Вместе с тем ООО "Умар" по состоянию на 01.10.2017 не выполнены контрактные обязательства, а именно не осуществлен монтаж наружных сетей теплоснабжения, канализации, водоснабжения и электроснабжения, благоустройство земельного участка и как следствие не осуществлена передача квартир в собственность МО "Малошуйское".
По результатам проверки 29.12.2017 составлен акт.
Администрация направила в адрес Контрольно-счетной палаты Архангельской области разногласия на акт проверки.
Рассмотрев представленные разногласия, проверяющим органом вынесено заключение от 19.02.2018, в котором сделан вывод, что средства в размере 10 082 002 руб. 50 коп. использованы не по целевому назначению, поскольку их расходование не привело к реализации мероприятий программы переселения (жилые помещения переданы не были). Таким образом, при оплате 10 082 002 руб. 50 коп. нарушены подпункт 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункты 1.1, 2.2.2 Соглашения N 74, разделы II, V Адресной программы, то есть совершено нарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ. Указанный вывод сделан на основании сведений о расторжении в январе 2018 года контракта от 23.06.2016, представленных в составе возражений к акту проверки от 29.12.2017.
В соответствии с письмом Контрольно-счетной палаты Архангельской области от 24.09.2018 N 01-02/884 Министерству, как главному распорядителю бюджетных средств, предложено обеспечить возврат в областной бюджет средств в размере 10 082 002 руб. 50 коп., использованных Администрацией не по целевому назначению.
Министерством на основании пункта 2.3.12 дополнительного соглашения от 13.07.2015 N 5 к договору от 29.07.2013 выставлено требование о возврате средств от 16.10.2018 N 203/09-10/6967 в адрес главы муниципального района "Онежский муниципальный район".
Неисполнение требования Министерства послужило основанием для его обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению за счет МО "Малошуйское" в лице Администрации.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Законом N 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда статьей 2 Закона N 185-ФЗ понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 20 названного Закона средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
В целях получения средств Фонда, постановлением Правительства Архангельской области утверждена Адресная программа, которая реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
В случае исполнения данной программы путем заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах, включая строящиеся, исполнителем Адресной программы определено Министерство.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия решения, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В пункте 2.3 дополнительного соглашения от 13.07.2015 N 4 к договору N 11ФП-2-13, заключенного Министерством и МО "Малошуйское", определено, что МО "Малошуйское" обязуется обеспечить реализацию мероприятий этапа 2015 года в размерах не менее, указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению (общая площадь аварийного фонда; количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда), не позднее 31.12.2016 (пункт 2.3.1); обеспечить заключение муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в домах, муниципальных контрактов на строительство домов лишь при условии, что в отношении проектной документации указанных домов имеется положительное заключение экспертизы, даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным (данное условие не применяется в случае приобретения жилых помещений в домах, разрешение на ввод в эксплуатацию которых было выдано до дня заключения указанных контрактов) (пункт 2.3.4); обеспечить целевое и эффективное использование финансовой поддержки и средств местного бюджета на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.9); в случае невыполнения условий предоставления финансовой поддержки, установленных статей 14 Закона N 185-ФЗ, требований части 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ (указанных в пункте 2.3.1 данного Соглашения), а также невыполнения пункта 2.3.2 данного соглашения, в течение 30-ти дней после предъявления Министерством требования, обеспечить возврат муниципальным образованием в порядке межбюджетных отношений в областной бюджет финансовой поддержки, в соответствии с положениями статьи 23.1 Закона N 185-ФЗ (пункт 2.3.12).
Обязанности МО "Онежский муниципальный район" по договору N 11ФП-13 сходны и определены в пункте 2.3 дополнительного соглашения от 13.07.2015 N 5.
Как установлено в ходе проверки, в рамках реализации программы переселения из-за срыва строительства многоквартирного дома 19.12.2017 Администрацией принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ООО "Умар", в связи с этим 19.01.2018 контракт расторгнут.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, при использовании средств финансовой поддержки из областного бюджета в размере 10 082 002 руб. 50 коп. цель их предоставления не достигнута, жилые помещения для расселения граждан из аварийного жилья на предоставленные бюджетные средства не приобретены.
В соответствии с пунктом 4.1 дополнительных соглашений от 13.07.2015 N 5, от 13.07.2015 N 4 к договорам от 29.07.2013 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по указанному соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Соглашения N 74 от 23.05.2016, заключенного МО "Онежский муниципальный район" и МО "Малошуйское", предусмотрено, что МО "Онежский муниципальный район" перечисляет МО "Малошуйское", претендующему в соответствии с заявкой Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета, средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, и средства, предусмотренные в областном бюджете на долевое финансирование по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно пункту 2.2.2 Соглашения N 74 от 23.05.2016 МО "Малошуйское" приняло на себя обязательство принимать в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, меры по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержке.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения N 74 МО "Малошуйское" в случае необеспечения на территории муниципального образования целевых показателей реализации региональной адресной программы обязано обеспечить возврат в областной бюджет финансовой поддержки, предоставленной бюджетам муниципального образования за счет средств Фонда и средств областного бюджета в рамках долевого финансирования мероприятий региональной адресной программы.
Судом установлено, что МО "Малошуйское" самостоятельно заключало муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов и приобретение жилых помещений у застройщиков, а также принимало меры по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки.
При установленных фактических обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований Министерства к МО "Малошуйское" о возврате в областной бюджет использованных не по целевому назначению денежных средств в сумме 10 082 002 руб. 50 коп. и об отказе в удовлетворении иска к МО "Онежский муниципальный район".
Довод Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае исковые требования о взыскании денежных средств предъявлены Министерством к МО "Малошуйское", а не к юридическому лицу - Администрации, которая является только органом, представляющим интересы публично-правового образования.
При этом действия Администрации по взысканию с ООО "Умар" перечисленных средств финансовой поддержки не влияют на факт совершения бюджетного нарушения ответчиком, а носят компенсационный характер для бюджета поселения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба МО "Малошуйское" в лице Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2019 года по делу N А05-4524/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Малошуйское" в лице администрации муниципального образования "Малошуйское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4524/2019
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: МО "Малошуйское" в лице Администрации МО "Малошуйское", муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район"
Третье лицо: Контрольно-счётная палата Архангельской области