г. Воронеж |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А64-10562/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2024.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Коровушкиной Е.В., |
судей |
Серегиной Л.А., |
|
Сурненкова А.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воронцевой К.Б.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Пикулёв А.В. представитель по доверенности N ТЭК/Д/11 от 29.12.2023;
от публичного акционерного общества "Россети Центр", общества с ограниченной ответственностью "Домсервис": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2023 по делу N А64-10562/2022 по иску публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" об обязании восстановить передачу электрической энергии,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (ОГРН 1186820010255, ИНН 6829145418),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - истец, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (далее - ответчик, ПАО "Россети Центр") об обязании восстановить передачу электрической энергии, качество которой соответствует техническим регламентам (ГОСТ 32144-2013) в отношении точки поставки, расположенной по адресу: 392519, Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькое, ул. Зеленая, д. 7, в течение двух календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу; при неисполнении решения суда в течение двух календарных дней с момента его вступления в законную силу - о взыскании с ПАО "Россети Центр", г. Москва, в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго", г. Тамбов, судебной неустойки из расчета 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения двух календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (далее - третье лицо, ООО "Домсервис").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2023 по делу N А64-10562/2022 суд обязал ПАО "Россети Центр" восстановить передачу электроэнергии, качество которой соответствует ГОСТ 32144-2013 в отношении точки поставки электроэнергии, расположенной по адресу: 392519,Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
При неисполнении решения суда в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскал с ПАО "Россети Центр" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" судебную неустойку в размере 500,00 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения судебного акта. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на отсутствие доказательств того, что именно в сетях сетевой компании имеет место отклонение показателей качества электрической энергии, не установлены периоды отклонения значений качества электрической энергии, необходимые для перерасчета платы, указывает на то, что на границе балансовой принадлежности электроэнергия, поставляемая в домовладение потребителя, соответствует установленным требованиям. Заявитель жалобы полагает, что необходимо в заседании определить позицию сторон о проведении судебной экспертизы на предмет установления факта ненадлежащего качества электрической энергии. Ответчик полагает размер судебной неустойки завышенным, удовлетворение требований в данном размере приведет к явному обогащению истца.
В материалы дела от ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ПАО "Россети Центр", ООО "Домсервис" не явились.
Ответчик заявил о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав позицию истца, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.04.2009 между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (в настоящее время ПАО "Россети Центр", исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 1204/09 от 10.04.2009 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, с которыми исполнитель должен заключить договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
В соответствии с п. 2.2. договора ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обязалось по заявке ОАО "МРСК Центра" приобретать электроэнергию для компенсации потерь в сетях исполнителя согласно приложению N 9 к договору, а ОАО "МРСК Центра" обязалось оплачивать указанные объёмы электроэнергии на условиях договора.
Согласно пункту 3.3.1 договора от 10.04.2009 N 1204/09 исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии, принятой в свою сеть, от точек приема и до точек поставки потребителей, в интересах которых заключен указанный договор. Исполнитель несет ответственность за качество передаваемой электроэнергии, которое должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ) и подтверждаться соответствующими документами, установленными Госстандартом РФ.
В адрес ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поступило обращение ООО "ДомСервис" о нормализации напряжения на вводе в дом по адресу: д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, согласно которому на 09.11.2022 замеры на вводе в дом составили: фаза "А"- 180 В, фаза "В" - 208 В, фаза "С" - 188 В.
ООО "ДомСервис" является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, собственниками помещений в котором избран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "ДомСервис", что подтверждается информацией, размещенной в сети Интернет на сайте https://dom.gosuslugi.ru/.
Об обращении управляющей организации указанного МКД истец проинформировал сетевую организацию письмом от 18.11.2022 N ТЭК/АУ/08/01/301, предложив направить представителя 22.11.2022 к 10.00 часам для совместного проведения замеров напряжения по указанному адресу.
В указанные дату и время представитель сетевой организации не явился.
Представителями гарантирующего поставщика в присутствии представителя потребителя ООО "ДомСервис" проведена проверка качества электрической энергии по адресу: МКД д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, о чем составлен акт от 22.11.2022 N 6572.
Согласно указанному акту на основании обращения потребителя произведено обследование схемы энергоснабжения МКД; произведены замеры напряжения в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности сторон; произведена выгрузка параметров качества электрической энергии из общедомового ПУ за период с 15.11.2022 по 22.11.2022 (7 дней) и выявлено следующее: протяженность ВЛ 0,4 кВ от ТП (N 093) до МКД составляет примерно 350-м и выполнена проводом СИП 35 мм2. Ввод в МКД выполнен подземным кабелем сечением 35мм2 примерно 50-м. По результатам замеров значение напряжения составило: ф А - 205 В, ф В - 215 В, ф С - 215 В. Согласно выгрузке ПКЭ из прибора учета электрической энергии напряжение составило менее 198 В (отрицательное отклонение от номинального напряжения более 10%) в 58 10-ти минутных интервалах времени на протяжении 7 дней.
Письмом от 30.11.2022 N ТЭК/01/4075 истец уведомил ответчика о необеспечении надлежащего качества электрической энергии по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, направил акт о предоставлении электроэнергии надлежащего качества N6572 от 22.11.2022, результаты замеров качества электроэнергии, поставляемой потребителю, а также просил ответчика сообщить о причинах необеспечения надлежащего качества электроэнергии потребителя и принять необходимые меры по восстановлению надлежащего качества поставки электроэнергии.
Между тем, ответчик не направил в адрес истца доказательств того, что им проведены мероприятия, направленные на повышение качества поставляемой электроэнергии, восстановлено качество электроэнергии, поставляемой потребителю.
В связи с тем, что ответчиком не были приняты меры для приведения параметров качества электроэнергии в соответствие с действующими техническими регламентами, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 38 Закона об электроэнергетике установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 от 06.05.2011 (далее также - Правила N354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности корреспондирует право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п. 33 Правил N 354).
Правилами N 354 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
На основании Правил N 354 под электроснабжением понимается снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В силу п. 10 раздела IV Приложения N 1 к Правилам N354 при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению должно обеспечиваться постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013). Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
23.11.2021 между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ООО "ДомСервис" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения (с исполнителем коммунальной услуги, приобретающего коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме) N 68010011016480 (далее - договор энергоснабжения), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется подавать исполнителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям нормативных технических документов, а также оказывать услуги по ее передаче, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать потреблённую электрическую энергию и оказанные ей услуги.
Согласно п. 1.2 договора энергоснабжения исполнитель приобретает электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Качество электрической энергии должно соответствовать требованиям технических регламентов и иными обязательными требованиями (п. 1.3 договора энергоснабжения).
Пунктами 1.4, 1.5 договора энергоснабжения предусмотрено, что перечень приборов учета исполнителя и иные сведения приведены в приложении N 1 к договору. Граница раздела внутридомовых инженерных систем (электрических сетей) и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения определяется в соответствии с документами о технологическом присоединении энергопринимающих устройств многоквартирного дома к электрической сети сетевой организации. Копия Акта (Актов) о технологическом присоединении является неотъемлемым приложением настоящего договора (Приложение N 3 к договору).
Согласно пункту 2.1.1 договора энергоснабжения исполнитель имеет право требовать поддержания в точках поставки исполнителя показателей качества электрической энергии, в соответствии с техническими регламентами с соблюдением величин аварийной и технологической брони и с учетом согласованной категории надежности энергопринимающих устройств исполнителя.
Соответственно, согласно п. 2.4.1 договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется поставлять электрическую энергию исполнителю в объемах, необходимых для исполнителя, а также совместно с сетевой организацией поддерживать в точках поставки показатели качества электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Дополнительным соглашением от 20.01.2022 к договору энергоснабжения N 68010011016480 от 23.11.2021 в договор энергоснабжения включены дополнительные точки поставки электрической энергии, указанные в Приложении N 1 и Приложении N 2 к дополнительному соглашению, в том числе МКЖД, д. Красненькая, ул. Зеленая, д. 7, наименование источника энергоснабжения - КТП 093 ВЛ N 19 ПС Тамбовская N 6; сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии - ПАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго"; организация осуществляющая передачу электрической энергии и мощности от границ балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации до точки поставки потребителя - ПАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго".
В свою очередь, между ОАО "ТЭСК" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель, в настоящее время переименовано в ПАО "Россети Центр") заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 1204/09 от 10.04.2009, согласно условиям которого, исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии, принятой в свою сеть, от точек приема и до точек поставки потребителей, в интересах которых заключен указанный договор. Исполнитель несет ответственность за качество передаваемой электроэнергии, которое должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ) и подтверждаться соответствующими документами, установленными Госстандартом РФ.
Заключив договор, стороны согласовали его условия и обязаны надлежащим образом их исполнять.
Таким образом, обязанность ответчика обеспечить передачу электроэнергии, параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным установленным требованиям в точки поставки потребителя, установлена нормативно и условиями договора.
Как следует из акта проверки качества электрической энергии от 22.11.2022 N 6572, электроснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, д. 7, осуществляется от ТП N 093, протяженность ВЛ 0,4 кВ до МКД составляет примерно 350-м, выполнена проводом СИП 35 мм2; ввод в МКД выполнен подземным кабелем сечением 35мм2 примерно 50-м.
Параметры качества передаваемой электрической энергии должны соответствовать обязательным требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, соблюдение которых соответствует целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Нарушения параметров качества передаваемой электроэнергии заключаются в несоответствии допустимым значениям, установленным пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по отрицательному и положительному отклонению напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального значения.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен п. 104 Правил N 354, согласно которому при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В соответствии с п. 109 Правил N 354, если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки подписывается заинтересованными лицами, участвующими в проверке (их представителями). При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Порядок организации и проведения контроля качества электрической энергии определены ГОСТ 33073-2014.
В пункте 5.2.2. ГОСТ 33073-2014 установлено, что при проведении контроля качества электрической энергии в целях проверки выполнения требований к качеству электроэнергии, установленных в договорах услуг по передаче и договорах купли-продажи электроэнергии, проводят непрерывные измерения по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, значений показателя качества электрической энергии, установленных в договорах, в течение времени и в условиях предусмотренных в указанных договорах, но не менее одной недели (семи суток).
Факт принадлежности сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии потребителю лицами, участвующими деле, не оспаривался.
Об обращении управляющей организации указанного МКД истец проинформировал сетевую организацию письмом от 18.11.2022 N ТЭК/АУ/08/01/301, предложив направить представителя 22.11.2022 к 10.00 часам для совместного проведения замеров напряжения по указанному адресу. В указанные дату и время представитель сетевой организации не явился.
Представителями гарантирующего поставщика в присутствии представителя потребителя ООО "ДомСервис" проведена проверка качества электрической энергии по адресу: МКД д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7: произведены обследование схемы энергоснабжения МКД, замеры напряжения в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности сторон; произведена выгрузка параметров качества электрической энергии из общедомового ПУ за период с 15.11.2022 по 22.11.2022 (7 дней), что подтверждается актом от 22.11.2022 N 6572.
Результаты замеров зафиксированы в журнале выгрузки данных прибора для измерений показателей качества электроэнергии марки НАРТИС-300.153RA; установлено несоответствие уровня напряжения требованиям ГОСТ 32144-2013.
Из акта от 22.11.2022 N 6572 следует, что по результатам замеров значение напряжения составило менее 198 В (отрицательное отклонение от номинального напряжения более 10%).
Письмом от 30.11.2022 N ТЭК/01/4075 истец уведомил ответчика о необеспечении надлежащего качества электрической энергии по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, направил акта о предоставлении электроэнергии надлежащего качества N 6572 от 22.11.2022, результаты замеров качества электроэнергии, поставляемой потребителю, а также просил ответчика сообщить о причинах необеспечения надлежащего качества электроэнергии потребителя и принять необходимые меры по восстановлению надлежащего качества поставки электроэнергии.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал следующее: в ходе рассмотрения дела сотрудниками ответчика проводились замеры качества электрической энергии по адресу: д. Красненькая, ул. Зеленая, д.7, согласно акту измерения значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электросетевого оборудования от 14.08.2023, отклонений значений показателей качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности установлено не было, качество поставляемой в домовладение потребителя электроэнергии, соответствует установленным требованиям, предъявляемым к качеству электроэнергии в соответствии с пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4.1 ГОСТ 32144-2013; истцом не представлены доказательства того, что именно в сетях сетевой компании имеет место отклонение показателей качества электрической энергии, не установлены периоды (исчисляемые в часах) отклонения значений качества электрической энергии, необходимые для перерасчета платы за электрическую энергию в случае подтверждения факта оказания услуг ненадлежащего качества; возможно перепады в сети имеют место во внутридомовой проводке потребителя, что возлагает именно на потребителя ответственность за содержание своего имущества; определение качества электроэнергии должно определяться с помощью установки анализатора качества, который в рассматриваемом случае установлен не был.
Указанные доводы рассмотрены судом области и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Пункт 28 Основных положений N 442 предусматривает, что договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным, а также закрепляет обязанность гарантирующего поставщика в ходе исполнения указанного договора урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В силу статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии также является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации (пункт 9 Правил N 861).
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии на розничном рынке осуществляется на основании публичного договора возмездного оказания услуг, который заключается потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил N 861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электроэнергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технической брони.
Пунктом 3.3.1 договора от 10.04.2009 N 1204/09, заключенного между истцом и ответчиком предусмотрено, что сетевая организация обязуется обеспечить передачу электрической энергии, принятой в свою сеть, от точек приема и до точек поставки потребителей, в интересах которых заключен указанный договор. Исполнитель несет ответственность за качество передаваемой электроэнергии, которое должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ) и подтверждаться соответствующими документами, установленными Госстандартом РФ.
Положения пункта 2 Основных положений N 442 устанавливает общее правило определения точки поставки, как места исполнения обязательств, расположенного на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Из пункта 21 Правил N 354 следует, что договоры электроснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исходя из положений пункта 15 Правил N 861, договора от 10.04.2009 N 1204/09, ответчик обязан обеспечить передачу качественной электроэнергии в точке поставки, т.е. в месте физического присоединения энергопринимающих устройств, т.е. МКД, присоединенного к электрическим сетям ответчика.
Из ч. 6.2 ст. 155, ч. 15 ст. 161 ЖК РФ следует, что местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации является точка поставки. По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества в домовладение до границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Пунктом 2 Правил N 354 даётся понятие "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
По общему правилу приборы учета должны быть установлены на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 144 Основных положений N 442, пункт 8 Правил N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность").
Общедомовой прибор учета электрической энергии МКД, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, ул. зеленая, д. 7, установлен на стене МКД, что лицами, участвующим в деле, не оспаривается, то есть на границе балансовой принадлежности.
18.09.2023 сторонами по определению суда был проведен совместный комиссионный осмотр по спорному адресу по вопросу установления качества передаваемой электрической энергии, по результатам которого составлен акт проверки качества электрической энергии от 18.09.2023 N 8807.
В ходе указанного осмотра были произведены обследование схемы электроснабжения МКЖД, выгрузка с ПУ журнала качества электрической энергии (с 10.09.2023 по 18.09.2023); по результатам выгрузки выявлено: отрицательное отклонение от номинального напряжения бале 10% по фазе "В" в 8-ми интервалах времени; отрицательное отклонение от номинального напряжения более 10 % по фазе "А" в 24-х интервалах времени.
При этом анализатор качества на границе балансовой принадлежности сторонами не устанавливался.
Представленные в материалы дела замеры качества электрической энергии, отраженные в журнале выгрузки данных прибора учета, произведены в соответствии с ГОСТ 30804.4.30.
Согласно ГОСТ 32144-2013 для показателя качества электроэнергии "Медленные изменения напряжения" установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. При этом в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех - и четырехпроводных трехфазных систем). Установленные нормы медленных изменений напряжения электропитания относятся к 1008 интервалам времени измерений по 10 минут каждый.
Точка передачи электрической энергии представляет собой точку электрической сети, находящейся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения (п. 3.1.6 ГОСТ 32144-2013).
При проведении контроля качества энергии в целях проверки соответствия электроэнергии нормам качества энергии, установленным в ГОСТ 32144-2013 проводят непрерывные измерения значений показателей качества электроэнергии по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, в течение не менее одной недели (семи суток).
При этом число маркированных данных, не учитываемых при оценке соответствия показателей качества энергии установленным нормам, не должно превышать 5% общего числа усредненных на 10-минутных интервалах значений показаний качества электроэнергии в каждые сутки из общего периода времени непрерывных измерений.
Маркированные данные представляют собой термин, применяемый для обозначения результатов измерений показателей качества электроэнергии и результатов их усреднения на временных интервалах, в пределах которых имели место прерывания, провалы напряжения или перенапряжения (ГОСТ 32144-2013, п. 3.1.37).
В соответствии с ГОСТ 30804.4.30 провал напряжения представляет собой временное уменьшение напряжения в конкретной точке электрической системы ниже установленного порогового значения - менее 198 В - отклонение более 10 % от 220 В (п. 3.32).
По результатам замеров в спорном МКД выявлены провалы напряжения (отрицательные отклонения от номинального напряжения более 10%) более чем в 32-х 10-ти минутных интервалах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Перечень доказательств, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 в качестве примера, не является исчерпывающим.
Необходимость установления в рассматриваемом случае именно анализатора качества для определения показателей качества электроэнергии на границе балансовой принадлежности - стене МКД по адресу: д. Красненькая, ул. Зеленая, д. 7, ответчиком не доказана, судом не установлена.
Ответчику в ходе рассмотрения дела было предоставлено достаточно времени для реализации своей правовой позиции по делу, а также для представления доказательств соответствия качества электроэнергии, поставляемой в спорный МКД, ГОСТ 32144-2013.
Из совместного акта проверки качества электрической энергии по спорному адресу от 18.09.2023 N 8807 не следует, что выявлены какие-либо нарушения во внутридомовой сети, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что возможные перепады напряжения во внутридомовой сети МКД могут повлиять на качество электрической энергии, поставляемой потребителю, с учетом установления общедомового прибора учета на стене МКД - границе балансовой принадлежности, ответчиком не представлено.
В целях определения причин некачественного электроснабжения, а также установления, в каких сетях (общедомовых либо сетях ответчика) теряется качество электрической энергии, судом сторонам предлагалось рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы. Между тем, сторонами ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Представитель истца пояснил, что считает назначение судебной экспертизы по делу нецелесообразным. Представитель ответчика сослался на обязанность истца доказать отклонение показателей качества поставляемой электрической энергии от нормативно установленных, в связи с чем считает, что ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу должен заявлять истец, самостоятельного ходатайства о назначении экспертизы не заявил.
В связи с изложенным, довод заявителя жалобы о том, что необходимо в заседании определить позицию сторон о проведении судебной экспертизы на предмет установления факта ненадлежащего качества электрической энергии, подлежит отклонению как несостоятельный.
В обоснование возражений ответчик также ссылался на акт измерения значений напряжений и нагрузок при оценке состояния электрического оборудования от 14.08.2023 с результатами произведенных размеров (далее - акт от 14.08.2023), согласно которому ответчиком произведены измерения напряжения и нагрузки в РУ-0,4 кВ ТП 10 (6)/0,4 кВ, а также на ГБП с потребителем/ в точке сетевой организации, ближайшей к ГБП.
Указанный акт от 14.08.2023, по мнению ответчика, подтверждает факт соответствия качества передаваемой электроэнергии потребителю ГОСТ 32144.
Исследовав акт от 14.08.2023 с учетом обстоятельств дела и установленного правового регулирования порядка проведения измерений, суд области пришел к правильному выводу, что данный документ достоверно не подтверждает факт соответствия качества передаваемой электроэнергии потребителю ГОСТ 32144, с учетом следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с подпунктами "а", "и", "к" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
В пункте 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а"); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков (подпункт "в"); требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "д").
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению (пункт 104 Правил N 354).
В пунктах 105, 106, 107 Правил N 354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (пункт 108 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б", "г" пункта 112 Правил N 354, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.
Организация и проведение контроля качества электрической энергии определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Согласно п. 5.1.1 показатели и нормы качества электроэнергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрической сети установлены в ГОСТ 32144. В соответствии с требованиями ГОСТ 32144 эти точки передачи выбирают в качестве ПК (пункта контроля).
Пункт контроля: пункт контроля/мониторинга качества электроэнергии: Пункт электрической сети, в котором выполняют измерения ПКЭ при контроле/мониторинге КЭ.
Точка передачи электрической энергии: Точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения.
В пункте 5.2.2 ГОСТ 33073-2014 установлено, что при проведении контроля качества электроэнергии в целях проверки выполнений требований к качеству электроэнергии, установленных в договорах услуг по передаче и договорах купли/продажи электроэнергии, проводят непрерывные измерения по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений A, значений показателя качества электрической энергии, установленных в договорах, в течение времени и в условиях, предусмотренных в указанных договорах, но не менее одной недели (семи суток).
В нарушении установленного Правилами N 354 порядка ответчик произвел замеры качества электроэнергии в одностороннем порядке, не уведомив о проверке потребителя и истца.
В силу подпункта "а", "з" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони, обеспечивать проведение замеров на энергопринимающих устройствах (объектах электроэнергетики), в отношении которых заключен договор, и во всех точках поставки, в которых установлены и введены в эксплуатацию приборы учета (измерительные комплексы) начиная с 1 июля 2020 г.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа N 861 "точкой поставки" признается место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики), а "точкой присоединения к электрической сети"- место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Исходя из смысла вышеуказанных норм, замеры параметров качества поставляемой электроэнергии должны производиться в точке поставки (передачи электрической энергии) потребителя (точке присоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг к электрической сети), а непрерывная продолжительность таких измерений должна составлять не менее одной недели (семи суток).
Приобщаемый ответчиком в материалы дела акт от 14.08.2023 не содержит сведения о замерах качества электроэнергии в точке поставки потребителя. Согласно указанному протоколу замеры произведены в ПС 110/35/10кВ Тамбовская N 6, ВЛ 10 кВ N 19, ТП 10/ 0,4 кВ N 093, однако ответчик не доказал, что ПС 110/35/10кВ Тамбовская N 6, ВЛ 10 кВ N 19, ТП 10/ 0,4 кВ N 093 является местом разграничения балансовой принадлежности сторон (точкой поставки (передачи) электрической энергии).
Более того, согласно акту от 14.08.2023 данный акт является первоначальной оценкой состояния электросетевого оборудования; не устанавливает соответствие/ несоответствие показателей качества электроэнергии ГОСТ 32144, не имеет юридической силы при судебных разбирательствах, является собственностью ПАО "Россети Центр", оформляется в одном экземпляре и не подлежит передаче третьим лицам.
С учетом изложенного, представленный ответчиком акт от 14.08.2023 не подтверждает соответствие качества передаваемой потребителю электроэнергии ГОСТ 32144.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд области пришел к верному выводу о ненадлежащем качестве поставленного ресурса в МКД по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, д. 7.
Доказательств восстановления качества электрической энергии, поставляемой в спорный МКД, не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования являются обоснованными, правомерными и подлежат удовлетворению.
Исходя из требований частей 1, 2 ст. 174 АПК РФ, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд обоснованно посчитал необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 30 календарных дней после вступления решения в законную силу.
При разрешении требования истца о взыскании с ответчика в пользу истца на случай неисполнения решения суда в части обязания обеспечения передачи принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям с соблюдением качества параметров передаваемой электроэнергии, установленным ГОСТ 32144-2013, в размере 1000 руб., подлежащих начислению с даты вступления решения суда в законную силу за каждый день неисполнения решения суда до момента фактического исполнения, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 4 ст. 174 АПК РФ, п. 1 ст. 308.3 ГК РФ, п. 28, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", исходя из принципов справедливости и соразмерности, посчитал обоснованным требование истца о присуждении судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта в сумме 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, отказав в остальной части данного требования.
Довод заявителя жалобы о несогласии с размером судебной неустойки не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку, принимая во внимание цели наложения на ответчика судебной неустойки, реализация которых способствует оперативному исполнению судебного акта, суд области снизил размер судебной неустойки с 1000 руб. до 500 руб.
Доказательств неразумности и чрезмерности суммы 500 руб. за каждый день неисполнения решения ответчиком не представлено.
Доказательства, объективно затрудняющие предоставление указанных документов в срок, также не представлены ответчиком суду.
Указанная сумма определена судом области на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Доводы заявителя жалобы были предметом оценки суда области и обоснованно отклонены.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводимым в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и несогласию с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, поэтому не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу положений ст. 110 АПК РФ, учитывая результат рассмотрения спора, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2023 по делу N А64-10562/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Коровушкина |
Судьи |
Л. А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10562/2022
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" "
Ответчик: ПАО " "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Третье лицо: ООО "Домсервис", 19 Арбитражный апелляционный суд