город Ростов-на-Дону |
|
27 сентября 2019 г. |
дело N А01-329/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Стрекачёва А.Н., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зуевой А.О.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.07.2019 по делу N А01-329/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея,
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Стройком",
принятое в составе судьи Мусифулиной Н.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея (далее также - пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Стройком" (далее также - общество) финансовых санкций в сумме 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.07.2019 по делу N А01-329/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, пенсионный фонд обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована теми же доводами, что и изначально поданное заявление. В дополнении к изложенным в заявлении доводам, заявитель указывает, что представление страхователем сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в установленный законом срок, 09.01.2017 г. обществом с ограниченной ответственностью "Стройком" в пенсионный фонд представлена исходная форма СЗВ-М за декабрь 2016 года на 4 застрахованных лиц.
Впоследствии, 19.04.2018 страхователь направил дополняющую форму СЗВ-М за указанный отчетный период в отношении 1 застрахованного лица, данные о котором отсутствовали в сведениях по форме СЗВ-М типа "исходная".
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных обществом сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая" о застрахованных лицах за декабрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица, которые не были отражены в первоначальных сведениях по форме СЗВ-М за указанный период (с типом формы "исходная"), пенсионный фонд составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.05.2018 N 001S18180001110.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения решения от 05.06.2018 N 001S19180001185 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
В целях добровольной уплаты штрафа должнику выставлено требование от 27.06.2018 N 001S01180001808 со сроком исполнения до 17.07.2018.
Неисполнение обществом названного требования послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением от 05.02.2019 о взыскании финансовых санкций в судебном порядке. Одновременно с заявлением подано ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании штрафа.
В обоснование поданного ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании штрафа указано, что 17.01.2019 управление обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявление о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций в размере 500 рублей, между тем определением от 22.01.2019 по делу N А01-80/2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано. Поскольку первоначальное заявление о выдаче судебного приказа подано в установленный законом срок, пенсионный фонд просил признать причины пропуска срока для подачи заявления уважительными.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, признал его подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Поскольку процессуальным законодательством не установлены какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, вопрос о том, являются ли причины пропуска указанного срока уважительными, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, а также необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Указанная позиция содержится в пункте 60 действующего постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда и право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что причины пропуска пенсионным фондом шестимесячного срока являются уважительными, так как пенсионный фонд в данном случае не бездействовал, а принимал меры для взыскания санкций, что подтверждается своевременным обращением в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
В данной части апелляционная жалоба возражений не содержит, оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование пенсионного фонда о взыскании санкций не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из содержания названной Инструкции единственным ограничением по срокам для предоставления дополняющей формы СЗВ-М в целях освобождения от уплаты финансовой санкции, является необходимость самостоятельного выявления ошибок до момента их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, либо же устранение ошибок в пятидневный срок после их выявления пенсионным фондом и направления в адрес страхователя соответствующего уведомления.
Суд первой инстанции при этом верно отметил, что пенсионным фондом не было представлено доказательств того, что фонд изначально выявил в представленных страхователем сведениях ошибку и (или) несоответствие между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2017 N46627).
Приложением N 5 утверждена форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Утвержденная форма предусматривает наличие следующих реквизитов: наименование страхователя; регистрационный номер в ПФР; ИНН; КПП; адрес места нахождения юридического лица обособленного подразделения)/адрес регистрации индивидуального предпринимателя, физического лица; разъяснение права страхователя на устранение в представленных сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации; доказательства направления уведомления и способа направления; отметка о получении.
Доказательства составления уведомления по форме Приложения N 5 и его направления в адрес общества по факту выявления несоответствия представленных обществом сведений по форме СЗВ-М "исходная" за декабрь 2016 года до момента представления обществом дополняющей формы СЗВ-М, не представлены.
Суд первой инстанции при этом отметил, что телефонограмма не может быть признана надлежащим уведомлением страхователя, ввиду того, что она является односторонним документом, не позволяющим достоверно установить уведомление о выявленной ошибке в сведениях персонифицированного учета (за указанный отчетный период, поданных по форме СЗВ-М) и предложение по представлению уточненных данных.
В отсутствие доказательств направления уведомления по установленной законом форме, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что общество самостоятельно выявило ошибку, исправив ее представлением дополняющей формы за декабрь 2016 года, а именно 19.04.2018. В свою очередь пенсионный фонд представление недостоверных сведений в отношении сотрудников общества констатировал только 07.05.2018, то есть после устранения ошибки обществом.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае, у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности, установленной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с реализацией обществом права на самостоятельное выявление и исправление ранее поданных сведений, соответственно, в действиях общества отсутствует вина.
Оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что Письмом Пенсионного фонд Российской Федерации от 28.03.2018 N 19-19/5602 "О дополняющих сведениях по форме СЗВ-М" указано, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо. Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.
Вместе с тем, сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 выработал правоприменительный подход, согласно которому самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, является реализацией своего права на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, вне зависимости от того какая ошибка была исправлена страхователем - откорректированы ранее представленных сведений на застрахованное лицо, либо же представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 188, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.07.2019 по делу N А01-329/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-329/2019
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МАЙКОПЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Ответчик: ООО "СТРОЙКОМ"