г. Москва |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А40-103800/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГУП "Роспорпорт"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 по делу N А40-103800/19,
принятое судьей Кузиным М.М. в порядке упрощенного производства,
по заявлению: ФГУП "Роспорпорт"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным постановления от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-18/2019,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Роспорпорт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением признании незаконным постановления Центральной энергетической таможни от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-18/2019.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 в удовлетворении требований общества отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв, в котором он возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Постановлением Центральной энергетической таможни от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000- 18/2019 (далее - постановление) ФГУП "Росморпорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Правонарушение, вменяемое ФГУП "Росморпорт", выразилось в причаливании СЛВ "Краковец" 14.07.2018 к находящемуся под таможенным контролем водному судну "NAVIGATOR LUGA" в целях снятия судовых отходов с указанного судна.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства международного плавания во время осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, в ст. 24 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе РФ", регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств.
При этом все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.
Как следует из материалов административного дела, 14.07.2018 у причала N 59 комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов терминала ООО "Портэнерго" Морского торгового порта Усть-Луга (далее КСУГ-59) находилось водное судно "NAVIGATOR LUGA", флаг - Либерия, прибывшее в порт Усть-Луга 13.07.2018 для погрузки пропана с целью его вывоза с таможенной территории Евразийского экономического Союза в Швецию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства международного плавания во время осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, в ст. 24 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе РФ", регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств, при этом все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.
Таким образом, водное судно "NAVIGATOR LUGA", используемое в целях торгового мореплавания, прибывшее на таможенную территорию ЕАЭС 13.07.2018, находилось под таможенным контролем с 07-00 13.07.2018 по 23-30 14.07.2018.
В соответствии с выпиской из судового журнала водного судна - сборщика льяльных вод "Краковец" (далее - СЛВ "Краковец") от 14.07.2018 в 19 час 15 минут 14.07.2018 СЛВ "Краковец", флаг - Россия осуществило причаливание к водному судну "NAVIGATOR LUGA" в целях приема судовых отходов.
При этом разрешение на причаливание СЛВ "Краковец" 14.07.2018 в целях снятия судовых отходов с водного судна "NAVIGATOR LUGA" Северо-Западным энергетическим таможенным постом ЦЭТ не выдавалось.
В соответствии с резолюцией начальника Северо-Западного энергетического таможенного поста деятельность ФГУП "Росморпорт" по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию отходов III-IV классов опасности в зонах таможенного контроля СЗЭТП ЦЭТ на терминалах ООО "Портэнерго" и ООО "НОВАТЭК - Усть- Луга" была разрешена на период с 23.08.2018 по 31.12.2018.
Согласно п. IV "Обязательных постановлений в морском порту Усть-Луга", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2013, в морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов.
График расстановки и движения судов в морском порту утверждается Капитаном морского порта ежедневно на основании информации в данном случае подаваемой диспетчерской службой ФГУП "Росморпорт" по каналам электронной связи. Движение судов на акватории морского порта регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту службой управления движения судов (СУДС). Ежедневно до 15:00 текущих суток диспетчерский отдел Усть-Лужского управления ФГУП "Росморпорт" формирует список заявок на движение судов на акватории порта, в том числе судов- сборщиков (СЛВ "Краковец"). Сформированный список направляется в адрес Капитана порта Усть-Луга и отдела Федеральной погранслужбы для согласования.
В соответствии с Технологической схемой организации пропуска через границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в морском пункте пропуска Усть-Луга (далее - Технологическая схема) должен производиться обмен данными между государственными контрольными органами путем информационного взаимодействия, исходя из принципа "одного окна" (п. 5 Технологической схемы).
Кроме того, ФГУП "Росморпорт" не является перевозчиком и не предоставляет в таможенный орган документы для осуществления таможенного и иных видов контроля товаров и транспортных средств. Внесение сведений в КПС "Портал Морской порт" о перемещении транспортных средств через границу постоянной зоны таможенного контроля и о причаливании водных судов к судам, находящимся под таможенным контролем, действующими правилами и нормами не предусмотрено.
Согласно п. 5 Технологической схемы, при осуществлении государственного контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна", согласно которому перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля. В отношении перемещения через границу постоянной зоны таможенного контроля маломерных морских судов, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, принцип "одного окна" не применяется. В соответствии с п. 6 Технологической схемы уточняются действия таможенных органов при применении принципа "одного окна", а именно установлено, что таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска. Должностными лицами ОТО и ТК N 3 СЗЭТП ЦЭТ данные функции не осуществляются, т.к. оформление товаров, подконтрольных иным государственным контрольным органам, не входит в компетенцию таможенного поста. Факт совершения ФГУП "Росморпорт" административного правонарушения подтверждается: выпиской из судового журнала СЛВ "Краковец" от 14.07.2018, общей декларацией судна "NAVIGATOR LUGA" от 13.07.2018, общей декларацией судна "NAVIGATOR LUGA" от 14.07.2018, свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации МР-Н N0002673, свидетельством о праве собственности на судно MP-IV N 0003391, объяснениями Торна А.С. от 15.01.2019, Ткачука Я.Ф. от 21.01.2019, письмом ФГУП "Росморпорт" от 22.08.2018 N 633/18, приказом ЦЭТ от 23.07.2014 N 195 "О создании постоянной зоны таможенного контроля в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Усть-Луга на территории ООО "СИБУР-Портэнерго" (с изменениями внесенными приказом ЦЭТ от 16.06.2016 N 167 "О внесении изменений в приказ Центральной энергетической таможни от 23.07.2014 N 195 "О создании постоянной зоны таможенного контроля в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Усть-Луга на территории ООО "СИБУР-Портэнерго", а также иными документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении. Телеграммой от 05.03.2019 ФГУП "Росморпорт" вызвано в ЦТУ для участия в составлении протокола об административном правонарушении на 12.03.2019. Протокол N100006000-18/2019 от 12.03.2019 об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Заявителя.
Определением от 26.03.2019 ФГУП "Росморпорт" вызвано в ЦТУ для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении N 10006000-18/2019 на 04.04.2019.
Центральной энергетической таможней вынесено Постановление от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-18/2019, согласно которому ФГУП "Росморпорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 16.8 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, органом соблюден. Диспозиция ст. 16.8 КоАП России предусматривает ответственность за административное правонарушение, выразившееся в причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП России, является установленный порядок причаливания к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.8 КоАП России, является лицо, в чьем оперативном управлении находилось судно, причалившее к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам.
Данные обстоятельства в их совокупности указывают на то, что ФГУП "Росморпорт" является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.8 КоАП России.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Так же, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 по делу N А40-103800/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.