г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А21-3660/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19533/2019) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2019 по делу N А21-3660/2019(судья Ю.Д.Залужная), принятое
по заявлению АО "Янтарьэнерго"
к Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным и изменении постановления
установил:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Театральная, 34, ОГРН 1023900764832, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4, ОГРН 1023901001552) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-66/2019 от 12.03.2019, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части назначения наказания.
Решением суда от 07.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения действующего законодательства, в связи с чем имеются основания для применения положений части 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба Егоровой Е.В. на невыполнение Обществом условий договора N 8019/11/17 от 20.12.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства: жилого дома, который будет располагаться по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п.Ново-Дорожный, пер.3-й Свободы, N 16 на земельном участке с кадастровым номером 39:03:080902:974, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-8019/17.
Пунктом 5 означенного договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты заключения договора.
В связи с поступившей жалобой определением от 25.02.2019 антимонопольным органом возбуждено дело N 039/04/9.21-66/2019 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования УФАС по Калининградской области установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Егоровой Е.В. в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора от 20.12.2017 N8019/11/17, не осуществлено.
На основании изложенного, 05.03.2019 в отношении Общества в присутствии его представителя Управлением составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения АО "Янтарьэнерго" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Калининградской области от 12.03.2019 N 039/04/9.21-66/2019 АО "Янтарьэнерго" привлечено к административной ответственности по инкриминируемой статье, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не оспаривая наличие состава правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит снизить размер штрафа до 300 000 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которой не может превышать 6 (шесть) месяцев.
На основании анализа положений Правил N 861 и заключенного сторонами договора, суд первой инстанции правомерно констатировал обязанность сетевой организации в годовой срок с даты заключения договора выполнить мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В рассматриваемой ситуации мероприятия по подключению должны были быть выполнены Обществом в срок до 20.12.2018, однако ни в установленный срок, ни к моменту рассмотрения антимонопольным органом административного дела, не выполнены.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом антимонопольного органа о нарушении Обществом предусмотренного пунктом 16 Правил N 861 и условиями договора срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод подателя жалобы о том, что в целях исполнения обязательств по договору со стороны Общества разработаны и утверждены технические задания по двум титулам строительства не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Наказание назначено в пределах санкции рассматриваемой нормы, с учетом повторности совершения аналогичного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения, чрезмерный размер административного штрафа и наличие оснований для его снижения, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 600 000 рублей с учетом положений части 2 статьи 4.3 КоАП РФ.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, у суда не имеется.
Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований считать назначенное наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению нет.
При изложенных обстоятельствах выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2019 по делу N А21-3660/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3660/2019
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Калининградской области