г. Пермь |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А60-9907/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 июня 2019 года по делу N А60-9907/2019,
принятое судьей Окуловой В.В.,
по заявлению Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
третье лицо: Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга
об оспаривании предписания,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (далее заинтересованное лицо) от 10.01.2019 N 66-08-15/09-122-2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Екатеринбурга обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что в рассматриваемый период по делу N А60-56678/2018 были приняты обеспечительные меры о запрете ЕМУП "Спецавтобаза" совершать действия, направленные заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями; полагает, что при проведении проверки допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"); поскольку в распоряжении о проведении проверки от 04.10.2018 имеется указание на привлечение к проведению проверки в качестве экспертной организации филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга", с которым у Администрации имеются гражданско-правовые отношения.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга и Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившей в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и территориальные отделы информации о нарушении санитарного законодательства, на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 04.10.2018 N 01-01-01-03-08/31235 и решения Прокуратуры Свердловской области от 05.10.2018 о согласовании проведения внеплановой проверки в отношении Администрации города Екатеринбурга проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06.11.2018 и в адрес Администрации города Екатеринбурга выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 06.11.2018 N 66-08-15/09-16745-2018, согласно которому в срок до 01.03.2019 необходимо устранить захламление бытовым мусором (пластиковые бутылки, пищевые отходы, полиэтиленовые пакеты) прилегающей территории жилой застройки 620014, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. Просторная, д. 2 (на пересечении с ул. Демьяна Бедного) (п. 1 предписания); откорректировать существующую Генеральную схему санитарной очистки и уборки территорий г. Екатеринбурга, предусмотрев: рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 2 предписания).
10.01.2019 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в адрес Администрации города Екатеринбурга взамен предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 06.11.2018 N 66-08-15/09-16745-2018 направлено откорректированное предписание от 10.01.2019 N 66-08-15/09-122-2019 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, в котором в качестве оснований указаны результаты проверки, проведенной с 09.10.2018 по 06.11.2018 (акт проверки от 06.11.2018). Данным предписанием Администрации города Екатеринбурга в срок до 01.03.2019 предложено устранить захламление бытовым мусором прилегающей территории жилой застройки (620014, г. Екатеринбург, ул. Просторная, 2 (на пересечении улицы Демьяна Бедного) (п. 1 предписания).
Администрация города Екатеринбурга, не согласившись с предписанием от 10.01.2019 N 66-08-15/09-122-2019, обратилась арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, органы Роспотребнадзора уполномочены осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в отношении органов местного самоуправления.
В п. 24 ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утверждены Главным государственным санитарным врачом 05.08.1988) установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Екатеринбург", и, следовательно, органом, обязанным организовать содержание территорий населенных мест.
Как следует из материалов дела оспариваемое предписание выдано Администрации города Екатеринбурга в связи с выявленными в ходе внеплановой проверки нарушениями требований п. 1.2., п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест, выразившимися в том, что на территории жилой застройки г. Екатеринбург ул. Просторная, 2 на пересечении с ул. Демьяна Бедного на момент осмотра прилагающая территория захламлена бытовым мусором (пластиковые бутылки, пищевые отходы, полиэтиленовые пакеты), что отражено в акте проверки от 06.11.2018.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что оспариваемое по настоящему делу предписание от 10.01.2019 выдано взамен предписания от 06.11.2018, при этом основано на результатах проверки, зафиксированных в акте проверки от 06.11.2018; новых нарушений и обязанностей данное предписание не устанавливает, соответственно, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Ссылки Администрации города Екатеринбурга на то, что в рассматриваемый период по делу N А60-56678/2018 были приняты обеспечительные меры о запрете ЕМУП "Спецавтобаза" совершать действия, направленные на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные обстоятельства не исключают обязанности и возможности у органа местного самоуправления по принятию необходимых временных мер, направленных на организацию надлежащего санитарного содержания территории населенного пункта.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о наличии грубого нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", со ссылкой на указание в распоряжении о проведении проверки на привлечение в качестве экспертов сотрудников ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга", с которым у Администрации имелись гражданско-правовые отношения, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются исходя из следующего.
На основании п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к числу грубых нарушений при проведении проверки относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 12 данного Федерального закона (участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Действительно, в распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 04.10.2018 N 01-01-01-03-08/31235 указано на привлечение к проведению проверки в качестве экспертов представителей экспертных организаций филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Орджоникидзевской, Железнодорожном районах города Екатеринбурга", городе Березовский, городе Верхняя Пышма".
Вместе с тем, из материалов дела, в том числе, из акта проверки от 06.11.2018 следует, что представители экспертной организации в рамках указанной проверки в период с 09.10.2018 по 06.11.2018 на объекты не выходили, экспертных заключений по результатам обследования территории не выносилось. Таким образом, фактически представители экспертной организации участия в спорной проверке не принимали. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Вопреки доводам Администрации города Екатеринбурга, акт проверки от 06.11.2018 подписан специалистами-экспертами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого ненормативного правого акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2019 года по делу N А60-9907/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9907/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА