г. Саратов |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А12-17161/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.В. Пузиной, рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения",
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2019 года по делу N А12-17161/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Калашникова О.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (ОГРН 1143443032468, ИНН 3460019060)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН
1063460031580 ИНН 3445079787)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - заявитель, общество, ООО "Концессии водоснабжения") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, Инспекция) от 17.01.2019 N СН-485-ХВС о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) указанное заявление принято судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Концессии водоснабжения", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что глубина заложения трубопровода составляет более 2,5 м, в связи с чем, время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения 1 категории составляет до 12 ч.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления Инспекцией мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, в отношении ООО "Концессии водоснабжения" на основании Плана-графика на 4 квартал 2018, а также информации поступившей от Департамента ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (письмо от 03.12.2018 N ДЖКХ/01-15648, л.д.64-68), были установлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В ходе проведения указанных мероприятий административным органом установлено, что в период с 11 час. 00 мин. до 22 час. 10 мин. 19.11.2018 в доме N 107 по пр.Ленина в г. Волгограде не осуществлялось холодное водоснабжение. Предоставление указанной коммунальной услуги было восстановлено с 22 час. 10 мин. 19.11.2018.
Таким образом, холодное водоснабжение отсутствовало с нарушением пределов установленной нормативной продолжительности, то есть более 11 часов 10 минут единовременно, по причине отключения ООО "Концессии водоснабжения" в связи с ликвидацией аварии, что повлекло нарушение требований подпунктов "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, пункта 1 приложения N 1 Правил N 354.
По факту выявленного нарушения Инспекцией в отношении ООО "Концессии водоснабжения" составлен протокол от 29.12.2018 N СН-485-ХВС об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
О составлении протокола Общество извещено, согласно вх. штампу организации 14.12.2018, путем вручения уведомления (л.д. 61-63).
На рассмотрение дела об административном правонарушении Общество уведомлено путем вручения вышеуказанного протокола об административном правонарушении с указанием на дату, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено Обществом 14.01.2019, согласно входящему штампу организации (л.д 58).
Постановлением Инспекции от 17.01.2019 N СН-485-ХВС Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обжалование, установленного пунктом 2 статьи 208 АПК РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 10 названного Закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1); входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"(часть 2).
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу положений подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1.
В силу положения пункта 1 Приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам N 354 требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:
- 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
- 4 часа единовременно,
- при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
"СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, утратил силу на территории Российской Федерации с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, которым утвержден Свод правил СП 31.13330.2012.
Согласно пункту 11.4 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза. При этом допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в пункте 7.4, согласно которому централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории.
При первой категории допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до 4 предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.
При второй категории величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов.
При третьей категории величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 часа.
Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. - ко второй категории; менее 5 тыс. чел. - к третьей категории.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что предусмотрено частью 1 статьи 540 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 10 Правил N 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
Согласно пункту 20 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 24 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что для ресурсоснабжающей организации, гарантирующего поставщика, у которых возникли правоотношения с потребителями, проживающими в жилых домах, установлена ответственность за режим и качество подачи холодной воды на границе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, в случае если договором не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, ООО "Концессии водоснабжения" осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград на основании постановления от 25.06.2015 N 877 администрации Волгограда "Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда и установлении зоны ее деятельности" (далее - Постановление N 877) и концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград (далее - Соглашение).
Постановлением N 877 ООО "Концессии водоснабжения" определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения Волгограда, установлена зона деятельности общества - в границах городского округа город-герой Волгоград с 01.07.2015 г.
На основании Соглашения, заключенного с муниципальным образованием городского округа город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда, ООО "Концессии водоснабжения" обязано осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, очистку сточных вод.
Учитывая, что ООО "Концессии водоснабжения" производит подачу питьевой воды и оказывает услуги по водоснабжению населению Волгограда, объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы на территории Волгограда следует относить к первой категории.
Таким образом, максимальная продолжительность перерыва в подаче воды допускается на время ликвидации аварии, но не более чем на 10 минут.
В рассматриваемом случае, было произведено отключение водоснабжения в доме N 107 по ул. пр. Ленина в г. Волгограде, холодное водоснабжение отсутствовало в период с 11 часов 00 минут до 22 часов 10 минут 19.11.2018, т.е. с нарушением пределов установленной нормативной продолжительности, то есть более 11 часов 10 минут единовременно, по причине отключения ООО "Концессии водоснабжения" в связи с ликвидацией аварии, что повлекло нарушение требований подпунктов "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, пункта 1 приложения N 1 Правил N 354.
Отключение от водоснабжения было произведено ООО "Концессии водоснабжения" в указанный период, которое свои действия по выведению из эксплуатации объекта и отключению потребителей от централизованной системы холодного водоснабжения не согласовывало. Письма, содержащие уведомления о предстоящем перерыве, ограничении и прекращении подачи коммунального ресурса, не представлены.
Доказательств, что в связи с наличием аварийной ситуации на централизованных сетях в доме N 107 по ул. пр. Ленина в г. Волгограде, обеспечение холодным водоснабжением жителей указанного дома могло осуществляться с использованием резервных элементов системы водоснабжения, материалы дела не содержат.
Таким образом, отключение потребителей от централизованной системы холодного водоснабжения ООО "Концессии водоснабжения" было произведено с нарушением порядка вывода централизованных систем водоснабжения из эксплуатации, предусмотренного ч. 3 ст. 22 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу положений устава одними из основных видов деятельности ООО "Концессии водоснабжения" являются распределение воды, удовлетворение потребностей населения, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории г. Волгограда, Волгоградской области в питьевой воде.
Факт отсутствия холодного водоснабжения подтверждается представленными документами.
Таким образом, холодное водоснабжение отсутствовало с нарушением пределов установленной нормативной продолжительности перерыва подачи холодной воды на централизованных сетях водоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении ООО "Концессии водоснабжения" в силу условий концессионного соглашения, что повлекло нарушение требований подпункта "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, пункта 1 приложения N 1 Правил N 354.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу норм действующего законодательства обязанность по обеспечению бесперебойного либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, возлагается на ресурсоснабжающую организацию.
Поскольку ООО "Концессии водоснабжения" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку холодной воды для потребителей в жилых домах, которые вносят ей плату за данную коммунальную услугу, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги и является субъектом административного правонарушения в соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
При этом доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы, изложенные в заявлении об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности.
Факт нарушения обществом вышеуказанных требований установлен апелляционным судом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "Концессии водоснабжения" правонарушения.
В апелляционной жалобе ООО "Коцессии водоснабжения" ссылается на тот факт, что при ликвидации аварии на трубопроводе глубина его заложения составляла более 2 метров, в связи с чем, время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения 1 категории составляет до 12 ч.
Апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как было указано выше, пункт 11.4 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, устанавливает расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения.
Для I категории систем водоснабжения следует принимать таблицу 25, в которой указано, что при заложении трубопровода более 2 м для труб диаметром до 400 мм, расчетное время ликвидации аварии составляет 12 ч.
При этом допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в пункте 7.4, согласно которому, централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории.
Пунктом 7.4 установлено, что при первой категории допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до 4 предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела, допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.
Таким образом, указанные нормы СНиП регламентируют именно увеличение времени ликвидации аварии, при соблюдении норм длительности перерывов подачи ХВС. В рассматриваемом случае допускается перерыв длительности подачи ХВС не более чем на 10 минут. Сам по себе факт наличия возможности произведения аварийных работ в срок до 12 ч., установленный для трубопроводов заложением более 2-м, не означает возможность автоматически увеличивать длительность перерыва подачи ХВС на такой же период.
Кроме того, в рассматриваемом случае, ООО "Концессии водоснабжения" вменяется нарушение длительности перерыва подачи ХВС, а не ликвидации аварии. Понятия "перерыв в подаче воды" и "срок ликвидации аварии" не равнозначны и не связаны между собой.
Допустимая продолжительность перерывов не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.).
Кроме того, требования п. 11.2 и п. 11.3 предусматривают обязательное наличие необходимого объема воды для подачи потребителям на время ликвидации аварии на водоводе.
Предоставленная ООО "Концессии водоснабжения" выкопировка карты местности, произведенный расчет глубины заложения трубы, не содержит информации об актуальности сведений на момент совершении правонарушения, а также правомерности и соответствия нормативно-правовым актам произведенного расчета. Доказательств наличия необходимых познаний для дачи таких заключений и проведения технических расчетов у работников ООО "Концессии водоснабжения", материалы дела не содержат.
Ссылка общества на решения Центрального районного суда об отмене постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в отношении директора Общества в виду отсутствия в действиях директора вины, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку арбитражный суд в смысле статьи 69 АПК РФ не связан выводами, касающимися квалификации.
Правовая оценка и применение закона, на котором основаны выводы об отсутствии события вменённого правонарушения в действиях директора общества, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение при рассмотрении заявления о привлечении юридического лица к административной ответственности. Приведённая позиция неоднократно изложена судами высших инстанций (пункт 16.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановления Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 308-АД15-8967, от 27.01.2015 N 306-АД14-5347, от 21.02.2018 N 310-АД17-23016).
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что в представленных в материалы дела решениях суда общей юрисдикции дана оценка нарушениям, совершенным по иным адресам ликвидаций аварий.
В связи с изложенным, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Концессии водоснабжения" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Допущенное ООО "Концессии водоснабжения" правонарушение посягает на права потребителей на получение коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения ООО "Концессии водоснабжения" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске срока на обжалование постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен Федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок на обжалование решений административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Правовые последствия совершения лицом, привлеченным к административной ответственности, действий по обжалованию в вышестоящий орган решения о привлечении его к административной ответственности разъяснены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 N 5772/04. В соответствии с данными разъяснениями, срок на обжалование в арбитражный суд решения о привлечении к административной ответственности начинает течь со дня вручения или получения решения вышестоящего органа.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление было получено обществом по юридическому адресу 19.03.2019 (л.д. 25), с настоящим заявлением в суд общество обратилось 22.05.2019, о чем свидетельствует вх. штамп суда о приеме заявления (л.д. 7).
Частью 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными - обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно названной норме права уважительными причинами могут выступать обстоятельства, которые воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный данной статьей. Право установления этих причин и их оценка принадлежит суду.
Вместе с тем, в заявлении об отмене постановления от 17.01.2019 N СН-485-ХВС ООО "Концессии водоснабжения" не ходатайствует о восстановлении срока на обжалование и не сообщает причин пропуска процессуального срока, которые могли бы быть признаны судом уважительными, каких-либо доказательств, указывающих на наличие объективных причин, препятствующих своевременному обращению за судебной защитой, общество в своем заявлении не представило.
Поскольку заявление ООО "Концессии водоснабжения" об отмене оспариваемого постановления датировано 22.05.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске заявителем установленного срока для обжалования постановления от 17.01.2019 N СН-485-ХВС.
Частью 1 статьи 115 АПК РФ предусмотрены последствия пропуска процессуальных сроков и установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока при отсутствии уважительных причин на его восстановление исключает возможность рассмотрения дела по существу и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми он пропущен. При этом признание причин пропуска срока уважительными является усмотрением суда.
С учетом отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока с обоснованием уважительных причин пропуска срока, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Оценка судом первой инстанции законности и обоснованности оспариваемого постановления не привела к принятию неправильного решения.
Апелляционная жалоба доводы о несогласии с выводами суда о пропуске Обществом срока на обжалование не содержит.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2019 года по делу N А12-17161/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17161/2019
Истец: ООО "КОНЦЕССИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА