г. Вологда |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А52-3314/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мерелайне Натальи Владимировны на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 июня 2019 года по делу N А52-3314/2018,
установил:
Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области (адрес: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ИНН 6027087602, ОГРН 1056000309287; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мерелайне Наталье Владимировне (адрес: 180007, город Псков; ИНН 602713991080, ОГРНИП 312602734900040; далее - Глава КФХ) о взыскании 5 698 285 руб. 07 коп. полученной субсидии на проведение культуртехнических мероприятий на мелиорированных землях (орошаемых) и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
Решением суда от 13.06.2019 иск удовлетворен.
Глава КФХ с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Формулировка в соглашении на "наличие земель" - это не прямое указание на наличие права собственности или права аренды земли. Заявления о предоставлении субсидии рассмотрены Управлением на соответствие требованиям и условиям постановления администрации Псковской области от 14.02.2017 N 71 "О порядке предоставления из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Псковской области" (далее - Порядок N 71) положительно. На основании договора дарения от 19.12.2012 здание с кадастровым номером 60:18:0090801:86 принадлежит на праве собственности Главе КФХ. Решением по делу N А52-4722/2017 Арбитражный суд Псковской области учел использование земельного участка в сельскохозяйственной деятельности, указал на невозможность исключения объекта с кадастровым номером 60:18:0090801:86 с земельного участка с кадастровым номером 60:18:000000:288, на недопустимость лишения права на земельный участок путем исправления реестровой ошибки. Суд указал на невозможность исключения сено-склада (коровника) из границ земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288, поскольку это противоречит праву главы КФХ на его использование в соответствии с пунктом 5 статьи 10, статьями 271, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьями 1, 1 1.9, 35, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Раздел земельного участка не произведен. Земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Суд не учел материалы проверки соблюдения Главой КФХ требований земельного законодательства Российской Федерации в период с 26.02.2018 по 05.03.2018. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации па реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 (далее - Правила) мероприятия проведены Глава КФХ на землях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, нарушение подпункта "а" подпункта 2 пункта 8 Порядка N 71 в его действиях отсутствует. В нарушение пункта 24 Порядка N 71 Управление не указало конкретные нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, допущенные Главой КФХ. Указание на нарушение пункта 26 Положения несостоятельно, поскольку в нем описана процедура действий уполномоченного органа и получателя субсидий в случае нарушения получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления. В материалы дела N А52-4722/2017 представлены документы, подтверждающие проведение в границах земельного участка 60:18:0000000:288 в рамках соглашения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 03.08.2017 N 709, культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот. Указанные документы (договоры, акты о приемке культуртехнических мероприятий, акт обследования представленных земельных участков для проведения культуртехнических работ на наличие мелиоративных объектов в КФХ) имеются у Управления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управление и Глава КФХ заключили соглашение о предоставлении субсидии на проведение культуртехнических мероприятий на мелиорированных землях (орошаемых) и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот от 03.08.2017 N 709.
Согласно пункту 3.2.2 соглашения одним из условий предоставления субсидии является наличие у получателя на территории Псковской области мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения.
Глава КФХ 10.08.2017, 08.11.2017, 15.11.2017 обратилась с заявлениями о предоставлении субсидии на проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых (орошаемых) и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственных оборот, предоставив пакет документов к заявлениям.
По результатам рассмотрения Управлением принято решение о предоставлении Главе КФХ субсидии в размере 5 698 285 руб. 07 коп. Субсидия перечислена платежными поручениями от 14.08.2017 N 63754 на 2834774 руб. 51 коп., от 10.11.2017 N 479843 на 1802046 руб. 72 коп., от 22.11.2017 N 550153 на 1061463 руб. 84 коп. на расчетный счет.
В результате выездной проверки использования средств из федерального бюджета Управление Федерального казначейства по Псковской области выявило нарушения в предоставлении Управлением субсидии на проведение культуртехнических мероприятий Главе КФХ, связанные с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 60:18:000000:288, расположенным по адресу: Псковская область, Псковский район, Карамышевская волость, совхоз "Быстрецово".
В подтверждение наличия на территории Псковской области земель сельскохозяйственного назначения, Глава КФХ представила: договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 02.07.2012 N 19/12-аз, заключенный Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Плодопитомническое предприятие "Быстрецово" (арендатор), соглашение от 21.12.2012 N 4 о вступлении Главы КФХ в договор аренды земельного участка от 02.07.2012 N 19/12-аз, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в разделе 2 которой указаны Глава КФХ и закрытое акционерное общество "АА-Строй" как лица, в пользу которых установлены ограничения прав и обременение объекта с кадастровым номером 60:18:000000:288.
Предметом аренды по договору от 02.07.2012 N 19/12-аз является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 60:18:000000:288.
В соответствии с соглашением N 4 Глава КФХ признана соарендатором по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 60:18:000000:288.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 03.10.2016 по делу N А52-1670/2015 соглашение N 4 к договору аренды признано недействительным (ничтожным) как противоречащее нормам статьи 36 ЗК РФ, статьям 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьям 110, 111, 139, 140 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в силу статьи 168 ГК РФ.
Решением суда от 15.11.2017 по делу N А52-3429/2017 исключены из ЕГРН сведения о Главе КФХ как арендаторе земельного участка с кадастровым номером 60:18:000000:288.
В соответствии с Порядком N 71 Управление является главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Псковской области. Получателями субсидий считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат по следующим направлениям: строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования (далее мелиоративные системы); проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (орошаемых и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (далее культуртехнические мероприятия), в том числе: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.
Согласно пункту 8 Порядка N 71 субсидии предоставляются при соблюдении, в частности, следующих условий: наличие у получателя субсидий на территории Псковской области мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения; наличие проектной сметной документации на культуртехнические мероприятия; увеличение посевной площади в течение двух последующих лет на площадь проведения культуртехнических работ.
Приложением к Порядку N 71 установлен перечень документов, необходимых для перечисления субсидий из областного бюджета на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Псковской области в котором указано на необходимость предоставления получателю субсидии копии правоустанавливающих документов на земли сельскохозяйственного назначения, на которых осуществлены культуртехнические мероприятия.
Субсидии предоставляются в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в том числе за счет средств субсидий, предоставляемых областному бюджету из федерального бюджета.
На федеральном уровне указанный вид субсидии регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы" в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", в рассматриваемый период предоставления субсидии (2017 год) - Правилами.
Управление 24.04.2018 направило Главе КФХ письменное уведомление N 04-05/484о необходимости в месячный срок возвратить полученную субсидию.
Поскольку на момент представления заявления о предоставлении субсидии Глава КФХ не являлся ни собственником, ни арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 60:18:000000:288, на котором произведены культуртехнические работы, и в нарушение подпункта "б" пункта 2, пункта 13 Правил, подпункта "а" подпункта 2 пункта 8 Порядка N 71, необоснованно получил субсидию в размере 5 698 285 руб. 07 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
На основании статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно пунктам 24, 26 Порядка N 71, субсидии подлежат возврату в полном объеме в областной бюджет при нарушении условий, целей и порядка их предоставления. Получатель субсидий в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления Управления о необходимости возврата суммы субсидии обязан произвести возврат суммы субсидии. При отказе получателя субсидий произвести возврат суммы субсидии в добровольном порядке сумма субсидии взыскивается в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец направил ответчику письменное уведомление о возврате денежных средств в областной бюджет.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку субсидия предоставлена Главе КФХ на основании соглашения N 4 к договору аренды земельного участка от 02.07.2012 N 19/12-аз, которое признано недействительным решением Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-1670/2015, решением суда от 15.11.2017 по делу N А52-3429/2017 исключена запись из ЕГРН о правах Главы КФХ на земельный участок с кадастровым номером 60:18:000000:288, на момент получения субсидии у ответчика отсутствовали права на земельный участок.
Исходя из материалов дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Глава КФХ не исполнил обязательные условия использования выделенных денежных средств, а именно не представил документального подтверждения прав на земельный участок, в связи с наличием которого получена спорная субсидия.
Из материалов дела видно, что суд неоднократно откладывал судебные заседания для предоставления договора аренды земельного участка, однако такой договор в материалы дела не представлен.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на судебные акты по делу N А52-4722/2017 не принимается во внимание, поскольку в них не установлены вещные права Главы КФХ на земельный участок с кадастровым номером 60:18:000000:288.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 июня 2019 года по делу N А52-3314/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мерелайне Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3314/2018
Истец: Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, Комитет по сельскому хозяйству и государственному надзору Псковскойской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мерелайне Наталья Владимировна