г. Томск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А27-27535/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Кайгородовой М. Ю. |
судей: |
Сухотиной В.М., |
|
Марченко Н. В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-8446/2019) на решение от 26.06.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Засухин О.М.) по делу N А27-27535/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", Кемеровская область, город Новокузнецк (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к Муниципальному образованию Терсинского сельского поселения в лице Администрации Терсинского сельского поселения, Кемеровская область, Новокузнецкий район, поселок Чистогорский (ОГРН 1144252000320, ИНН 4252006262) о взыскании 575 686 руб. 34 коп.
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад", Кемеровская область, город Новокузнецк (ОГРН 1164205055266, ИНН 4253032988).
стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - истец, ООО "ЭкоТек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Муниципальному образованию Терсинского сельского поселения в лице Администрации Терсинского сельского поселения (далее - ответчик, муниципальное образование) о взыскании задолженности в размере 575 686 руб. 34 коп. за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказанные в июле 2018 года (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - (далее АПК РФ)).
Иск мотивирован отсутствием договора и неисполнением ответчиком обязанности по оплате фактически оказанных услуг по обращению с ТКО на территории муниципального образования за июль 2018 года.
В обоснование исковых требований истец ссылается на Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 26 июня 2019 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что судом необоснованно отклонены доводы истца об обращении ответчиком "брошенных" собственниками ТКО в свою собственность в результате фактической организации мест складирования ТКО на принадлежащем ему земельном участке.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 27 октября 2017 года между департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек" заключено "Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами территории зоны "Юг" Кемеровской области", согласно которого ООО "ЭкоТек" присвоен статус регионального оператора.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление РЭК Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 для ООО "ЭкоТек" были утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 26.07.2018 N 163 внесены изменения в постановление от 05.06.2018 N 100. Единый тариф для прочих потребителей с 01.07.2018 составил 416, 68 руб. /м.куб. без учета НДС (для населения с НДС 491, 68 руб. /м.куб.).
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Терсинское сельское поселение.
Истец, как региональный оператор, приступил к фактической работе на территории зоны "Юг" Кемеровской области с 01.07.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
При этом к твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона об отходах).
Как указывает истец, в рамках осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и проведенной инвентаризации мест накопления отходов, расположенных на территории зоны деятельности регионального оператора, истцом были выявлены контейнерные площадки с установленными на них бункерами для складирования отходов, расположенных в местах общего пользования, в местах к автомобильным дорогам, на въездах/выездах в населенные пункты и других аналогичных местах и не относящиеся к конкретным потребителям.
Месторасположение указанных бункеров, в условиях обязательного соблюдения требований п. 2.2.3. СанПин 42-128-4690-88 об удаленности контейнерных площадок от жилых домов не более 100 м., не позволяет заключить договоры на оказанные услуги с потребителями в связи с удаленностью контейнеров от домовладений, при этом указанные бункеры фактически используются для складирования отходов неопределенным кругом лиц.
Учитывая, что указанные бункеры находятся на территории муниципального образования, истец обратился с настоящим иском о взыскании с муниципального образования, понесенных региональным оператором расходов, связанных с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом обязанности Администрации Терсинского сельского поселения по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 31.07.2018 в заявленном к взысканию размере.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 14 части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывают, что обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами определена законодательно.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156), установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. В связи с указанной нормой, услуга по обращению с ТКО является коммунальной.
Частью 8 статьи 23 от 29.12.2014 N 458-ФЗ Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах, пунктами 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 как в ред., действующей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Для регионального оператора установлен единый тариф для населения: и для собственников помещений в многоквартирных домах, и для собственников индивидуальных жилых домов, объем обязанностей для данной категории потребителей не может быть различным.
Собственники индивидуальной жилищной застройки несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ), в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором (часть 5 статьи 30 ЖК РФ).
С учетом изложенного плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца о том, что действия ответчика по расстановке контейнеров на территории муниципального образования (земельном участке), где образуются ТКО, свидетельствуют о приобретении ответчиком соответствующих ТКО в свою собственность.
Согласно пункту 1 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (пункт 2 статьи 226 ГК РФ).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил обоснования и доказательств того, что ответчик имел намерение приобрести в собственность ТКО, которые образованы жителями муниципального образования, реализовал это намерение, места складирования использовались для нужд органов местного самоуправления в процессе реализации своих полномочий.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец, обращаясь в суд с настоящим иском, пытается взыскать плату за оказание услуг по обращению с ТКО как с муниципального образования, так и с жителей частного сектора, а также расходы на ликвидацию несанкционированных свалок.
Доказательства, подтверждающие принадлежность контейнерных площадок с установленными на них бункерами для складирования отходов именно ответчику, материалы дела не содержат.
Факт использования ответчиком мест складирования ТКО для нужд органов местного самоуправления в процессе реализации своих полномочий, истцом документально не подтвержден, доказательства, подтверждающие принятие ответчиком мер по обращению твердых коммунальных отходов в муниципальную собственность в местах их складирования, истцом в материалы дела не представлены.
Представленные истцом акты оказанных услуг обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств по делу как подписанные истцом в одностороннем порядке.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с их необоснованностью и недоказанностью.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.06.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27535/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-27535/2018
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Администрация Терсинского сельского поселения
Третье лицо: ООО "ЭкоГрад"