г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А42-5060/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Медведева И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23959/2019) федерального государственного казенного учреждения "1967 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.07.2019 по делу N А42-5060/2019 (судья Р.С. Дубровкин), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области"
к федеральному государственному казенному учреждению "1967 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (ОГРН 1135100000606, адрес местонахождения: 183031, г. Мурманск, ул. Подстаницкого, д. 1) (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "1967 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1025100868594, адрес местонахождения: 183034, г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 95) (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома за период с 01.01.2016 до 31.01.2019 в сумме 9 990 руб.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Решением от 29.07.2019 суд первой инстанции, в связи с пропуском истцом срока исковой давности за период с января до марта 2016 года, удовлетворил исковые требования частично - за период с 01.04.2016 по 31.01.2019, взыскав с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт в сумме 9 180 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить, ссылаясь на то, что ответчику претензия, вместе с расчетом задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 31.01.2019 в размере 9990 руб., поступила 12.03.2019, до этого времени никаких претензий, а также квитанций для оплаты взносов в адрес ФГКУ "1967 ОМИС" МО РФ не поступало. Фактически ответчик узнал о задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт 12.03.2019 так как функции по обеспечению и распределению жилья возложены на ФГКУ "Северрегионжильё" Министерства обороны РФ. Согласно доводам жалобы, ответчик не обладает полномочиями собственника имущества, так как в соответствии с приказом МО РФ N 66 от 02.02.2013 "О полномочиях директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ" полномочия собственника имущества возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ; 12.01.2012 финансовый орган ФГКУ "1967 ОМИС" МО РФ сокращен; финансовое обеспечение ответчика решением Министерства обороны РФ возложено на финансовое обеспечение Филиал ФКУ "ОСК Северного флота" - "1 финансово - экономическая служба". При планировании сметы расходов бюджетных средств, расходы по уплате взносов на капитальный ремонт жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Учреждений МО РФ не предусмотрены. Также ответчик не согласен с решением в части взыскания с него госпошлины по иску, так как ФГКУ "1967 ОМИС" МО РФ является казенным учреждением и на основании статей 333,35, 333,37 Налогового кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 8, казенные учреждения освобождены от уплаты государственной пошлины, как в качестве истца, так и в качестве ответчика.
До начала судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчику на праве оперативного управления с 30.12.2015 принадлежит жилое помещение (квартира N 22), площадью 45 кв.м., кадастровый номер 51:20:0003201:2274, расположенное в многоквартирном доме N 37 на ул. Аскольдовцев в г. Мурманске.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРП от 24.01.2019 N 99/2019/241029662.
В связи с тем, что ответчик не перечислил взносы на капитальный ремонт общего имущества с января 2016 до января 2018, истец обратился в суд.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 этого же Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу требований пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Пунктом 3 статьи 170 ЖК РФ предусмотрены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта.
Законом Мурманской области от 24.06.2013 N 1630-01-ЗМО создан Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории области.
Поскольку в установленные законом сроки, собственники помещений в указанном выше доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, такой фонд формируется на счете регионального оператора.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 1 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО взносы уплачиваются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах на основе платежных документов, выставляемых специализированной некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" тем собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, в срок до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Постановление Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП с 01.01.2016 установлен размер взноса 2 рубля за 1 кв.м. площади для деревянных домов этажностью 3 и менее этажей, 6 рублей за 1 кв.м. для прочих домов (постановление Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП).
Как следует из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Кодекса).
Правильно применив к правоотношениям сторон положения статей 214, 296, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 168, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что указанный дом Постановлением правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП включен в региональную программу капитального ремонта, оценив имеющиеся в деле доказательства, установив факты наличия у ответчика права оперативного управления на спорное жилое помещение, неоплаты взносов на капитальный ремонт дома, в котором расположено жилое помещение, суд первой инстанции, с учетом истечения срока исковой давности за период с января по март 2016 года, обоснованно удовлетворил иск в части взыскания 9 180 руб. и взыскал данную задолженность с ФГКУ "1967 Отделение морской инженерной службы", как с лица, владеющего спорным имуществом на праве оперативного управления.
Довод жалобы о том, что ответчик не является лицом, обязанным уплачивать взносы на капитальный ремонт, заявлялся при рассмотрении дела в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен с указанием на то, что право оперативного управления зарегистрировано за ответчиком и с 30.12.2015.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод жалобы о том, что судебные расходы по уплате госпошлины не подлежат взысканию с ответчика.
Из материалов дела следует, что заявитель, обращаясь с настоящим иском в арбитражный суд, уплатил госпошлину за подачу иска в размере 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 3124 от 08.05.2019.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
В соответствии с разъяснениями пункта 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, основания для освобождения ответчика от возмещения уплаченной истцом госпошлины отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.07.2019 по делу N А42-5060/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5060/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "1967 ОТДЕЛЕНИЕ МОРСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ СЛУЖБЫ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ