г. Челябинск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А07-30013/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2019 по делу N А07-30013/2018 (судья Зиганшина Ю.С.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 03.08.2019).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомжилстройнадзор РБ, комитет) о признании недействительным предписания от 27.09.2018 N ЦО-18-395-092.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2019 (резолютивная часть решения объявлена 19.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на незаконность оспоренного предписания комитета. Приводит следующие доводы: по смыслу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), перед тем, как разместить копию протокола собрания собственников помещений многоквартирного дома в системе ГИС ЖКХ, управляющая организация должна удостовериться о соответствии этого протокола требованиям части 1 статьи 46 ЖК РФ, проверив в первую очередь наличие кворума, так как в отсутствие кворума решения собрания собственников ничтожны; 23.04.2018 в адрес заявителя поступил протокол собрания собственников помещений многоквартирного дома и лист регистрации участников собрания, из которых следовало отсутствие кворума (участие в собрании приняли менее 20% собственников помещений, при том, что остальные собственники о собрании надлежащим образом не извещались, так как в сообщении о собрании не было необходимых сведений), а также отсутствовали необходимые приложения к протоколу (листы регистрации с отражением документов, подтверждающих право собственности и площадь помещения, а также надлежащие сообщения о проведении собрания; об указанных обстоятельствах заявитель известил комитете еще до проведения проверки, но никакой реакции не последовало, тогда как комитет сам должен был обратиться в суд с иском о признании недействительными решений собрания собственников помещений, указанных в этом протоколе; решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколом от 02.04.2018 признано недействительным решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29.01.2019 по делу N 2-271/2019, вступившим в силу 04.03.2019, в связи с чем 05.03.2019 комитет направил обществу уведомление о том, что не требуется исполнения спорного предписания; при размещении в системе указанного протокола были бы нарушены права и законные интересы управляющей организации, поскольку зафиксированные в нем решения по первому и четвертому вопросам об установлении размера платы на содержание с 01.07.2018 и о перечислении денежных средств, отпущенных на замену оконных рам, в адрес НОФ "Региональный оператор РБ" приняты необоснованно.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель комитета, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела ОАО "УЖХ ГО г. Уфа РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1080273007583 и осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 26 по ул. Ульяновых в г. Уфа Республики Башкортостан.
02.04.2018 собственниками помещений указанного многоквартирного дома проведено общее собрание, результаты которого отражены в протоколе от 02.04.2018 N 1 (л.д.18-21, 66-67).
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор по РБ обращения собственника помещений указанного дома, распоряжением заместителя председателя Госкомжилнадзора по РБ от 30.08.2018 N 3228 в отношении ОАО "УЖХ Калининского района ГО Г. Уфа РБ" назначено проведение внеплановой документарной проверки (л.д.68-69).
Проверка фактически проводилась комитетом в период с 31.08.2018 по 27.09.2018. По результатам проверки составлен акт от 27.09.2018 N 18-3228-3951 (л.д.12-16, л.д.71-73), которым зафиксировано нарушение заявителем положений ЖК РФ, Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), Приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр "ОБ утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр) и Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копия решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Приказ N 937/пр) ввиду непринятия к исполнению и неразмещении в системе ГИС ЖКХ указанного протокола от 02.04.2018 N 1.
По итогам рассмотрения материалов проверки заявителю выдано предписание от 27.09.2018 N ЦО-18-395-092 (л.д.11, 74). Указанным предписанием заявителю предписано в срок до 19.10.2018 устранить указанное нарушение, для чего разместить протокол от 02.04.2018 N 1 в системе ГИС ЖКХ.
Не согласившись с этим предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Так, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в том числе в сферах регионального государственного жилищного надзора и уполномочен на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений (пункты 1, 4.24).
Таким образом, оспоренное предписание выдано комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается в том числе взаимодействием с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом (подпункт "е" пункта 4).
Пунктами 1, 1.1, 6 статьи 46 ЖК РФ установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 этого Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 этого Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 этой статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии с утвержденным Приказом N 937/пр Порядком передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, этот Порядок устанавливает требования к осуществлению передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (пункт 1). Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание (пункт 2). Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме (пункт 3). Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче копий решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, - в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора (пункт 4).
Приказом N 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В силу пункта 2 этого Приказа документы, в том числе решения, программы, договоры, соглашения, уставы, протоколы, отчеты, заявления, размещаются в системе в виде электронных образов документов или электронных документов, с указанием в структурированном виде их реквизитов (дата, номер, наименование). При размещении в системе информации поставщиком информации о лицах, работах, услугах, объектах движимого или недвижимого имущества, нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, договорах, протоколах, иных документах размещению подлежит информация в отношении каждого лица, работы, услуги, объекта движимого или недвижимого имущества, нормативного правового акта, муниципального правового акта, договора, протокола, иного документа.
В силу пункта 7.3 раздела N 10 указанного Приказа протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении размера платы за содержание жилого помещения размещается управляющей организацией в ГИС ЖКХ не позднее 10 дней со дня подписания протокола.
Как установлено комитетом в ходе документарной проверки, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" нарушены указанные нормативные требования ввиду не размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по ул. Ульяновых в г. Уфа от 02.04.2018 N 1. Указанное обстоятельство зафиксировано в акте проверки, подтверждено скриншотами сайта ГИС ЖКХ по этой управляющей организации и заявителем по существу не оспаривается.
Общество полагает, что им не было допущено нарушение приведенных выше нормативных требований, указывая на то, что протокол не был им размещен в информационной в ГИС ЖКХ обоснованно, ввиду его несоответствия требованиям действующего законодательства: при проведении собрания собственников помещений отсутствовал кворум в пятьдесят процентов голосов от общего количества голосов собственников на собрании (в собрании приняли участие не более 20% собственников помещений дома; решения собрания собственников помещений, отраженные в пунктах 2 и 4 этого протокола незаконны и нарушают права управляющей организации.
Между тем, как разъяснено в пунктах 107, 113 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 181.3 и статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания, нарушающее требования Гражданского кодекса Российской Федерации или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение споров о признании недействительными решений собраний участников и иных органов коммерческих организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, иных некоммерческих организаций, объединяющих коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, являющихся в соответствии с федеральным законом саморегулируемыми организациями и объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, а также решений собраний участников гражданско-правовых сообществ, не являющихся юридическими лицами, но объединяющих выше указанных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей. Споры о признании недействительными решений собраний участников иных гражданско-правовых сообществ рассматриваются судами общей юрисдикции, если иное не установлено законом, например, статьей 15 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
То есть, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, рассмотрение вопроса о действительности рассматриваемого решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, а управляющая организация не наделена полномочиями оценивать решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома на предмет их действительности. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Таким образом, в силу положений приведенных выше нормативных актов общество обязано было разместить протокол N 1 от 02.04.2018 в системе ГИС ЖКХ в установленный срок.
Неисполнение обществом этой обязанности послужило законным основанием для вынесения комитетом оспоренного предписания.
Предписание соответствует критериям конкретности и исполнимости.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного ненормативного правового акта на момент его принятия, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительными.
Как указывает заявитель, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в протоколе от 02.04.2018 N 1, было оспорено в судебном порядке и признано недействительным решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29.01.2019 по делу N 2-271/2019 (л.д.104-109).
Между тем, на момент вынесения комитетом оспоренного предписания (27.09.2018) указанное решение в установленном порядке недействительным признано не было, а потому оснований для признания предписания на момент его вынесения несоответствующим закону не имеется.
Как указано самим подателем апелляционной жалобы, после вступления в силу решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29.01.2019 по делу N 2-271/2019 (04.03.2019) комитетом 05.03.2019 в адрес общества направлено уведомление о том, что оспоренное предписание не требует исполнения.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности требований заявителя.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2019 по делу N А07-30013/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30013/2018
Истец: ОАО УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8711/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8711/19
30.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13156/19
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-30013/18