г. Пермь |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А50-7310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уралмонтажстрой": представители не явились;
от заинтересованного лица нспекции государственного жилищного надзора Пермского края: Петухов С.Г. по доверенности от 05.06.2019 N 58; Зройчикова И.Б. по доверенности от 15.01.2019 N 21,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уралмонтажстрой"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июня 2019 года по делу N А50-7310/2019,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уралмонтажстрой" (ОГРН 1135905004729, ИНН 5905299379)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уралмонтажстрой" (далее - заявитель, ООО УК "Уралмонтажстрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо) от 08.02.2019 N 41.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК "Уралмонтажстрой" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В апелляционной жалобе ссылается на условия договора управления многоквартирным домом, согласно которым, по мнению заявителя, размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома утверждается на общем собрании на один год; поскольку в последующие периоды общее собрание не утверждало новый размер платы, то управляющая организация считает возможным применять размер платы, утвержденный органом местного самоуправления.
Документы, приложенные к апелляционной жалобе ООО УК "Уралмонтажстрой", судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются, поскольку имеются в материалах дела.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в целях рассмотрения поступивших обращений от 14.12.2018 N СЭД-45-15-10-13130ж, от 24.12.2018 N СЭД-45-15-10-13480ж на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 10.01.2019 N 41л в отношении ООО УК "Уралмонтажстрой" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения лицензионных требований, установленных подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, в части установления размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме N18 по ул.Октябрьская, с.Култаево, Пермского района Пермского края.
В ходе проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края сделан вывод о том, что ООО УК "Уралмонтажстрой" в платежных документах с мая по октябрь 2018 года предъявлен размер платы за содержание жилого помещения в строке "содержание жилья" и "текущий ремонт", не установленный решением общего собрания в многоквартирном доме, что является нарушением требований ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (акт проверки N 41л от 08.02.2019).
По результатам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес ООО УК "Уралмонтажстрой" вынесено предписание N 41л от 08.02.2019 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.03.2019, согласно которому предписано произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме за октябрь 2018 года в соответствии с действующим законодательством.
ООО УК "Уралмонтажстрой", полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не установил оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее по тексту - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль. Инспекция имеет право в пределах своей компетенции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме, выбравшим способ управления домом и заключившим договор с управляющей организацией, предоставлено право утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно п. 31 названных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников законодательством определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Уралмонтажстрой" осуществляет управление многоквартирным домом N 18 по ул. Октябрьская, с.Култаево, Пермского района, Пермского края на основании решения общего собрания собственников (протокол N 4 от 28.04.2015).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол N 4 от 28.04.2015) утвержден размер платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт общего имущества в размере 18,65 руб. за 1 кв. м. При этом размер платы утвержден на неопределенный период, без указания срока применения данного тарифа.
Данное решение собрания является действующим, в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Следовательно, в рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались предоставленным им правом принятия на общем собрании соответствующего решения об утверждении размера платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт общего имущества. В последующем решения об утверждении иного размера платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт общим собранием собственников не принимались.
Доводы ООО УК "Уралмонтажстрой" о наличии оснований для изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт общего имущества, со ссылкой на повышение тарифов и на Решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района от 15.09.2017 N 311, которым утвержден размер платы за содержание и ремонт жилых помещений 21,24 руб. за 1 кв.м., а также на пункты 1.5.1, 1.5.2 договора управления многоквартирным домом, которыми, как считает общество, предусмотрено право управляющей организации самостоятельно увеличить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и применять размер платы, утвержденный органом местного самоуправления, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку из буквального содержания указанных положений договора управления многоквартирным домом не следует, что управляющая организация наделена правом принимать решение об изменении тарифа, утвержденного решением общего собрания собственников. Условиями договора предусмотрено лишь право управляющей организации вносить предложения об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Доказательств того, что управляющая организация принимала меры, направленные на организацию и проведение общего собрания собственников по вопросу установления иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.
Согласно правовой позиции, содержащейся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае у управляющей организации не имелось оснований для применения иного, не утвержденного решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме размера платы за содержание жилья и текущий ремонт.
При таких обстоятельствах в оспариваемом предписании обоснованно указано на необходимость произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством. Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, срок для исполнения предписания является разумным, предписание исполнимым.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания оспариваемого предписания недействительным отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2019 года по делу N А50-7310/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уралмонтажстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7310/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛМОНТАЖСТРОЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ