город Омск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А75-4430/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10200/2019) общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2019 по делу N А75-4430/2019 (судья Касумова С.Г.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ОГРН 1036605217252, ИНН 6674121179) к акционерному обществу "Югра-Экология" (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) о понуждении к заключению договора,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - истец, ООО "Элемент-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Югра-Экология" (далее - ответчик, АО "Югра-Экология") об обязании ответчика заключить с истцом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2018, изложив пункт 1 раздела V в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2019 по делу N А75-4430/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Элемент-Трейд" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей жалобы её податель приводит следующие доводы: сделав вывод о заключении спорного договора 28.11.2018 на условиях ответчика, суд допустил нарушение норм материального права, заключающегося в неприменении к отношениям сторон статей 432, 433, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации; суд посчитал установленным обстоятельство, которое не было доказано, а также допустил нарушение норм процессуального права; договор от 07.11.2018 подлежит заключению в редакции раздела V Договора от 07.11.2018 - коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Оспаривая доводы подателя жалобы, АО "Югра-Экология" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Элемент-Трейд" поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
АО "Югра-Экология", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание после отложения не обеспечило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истца на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Элемент-Трейд" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Протокольным определением от 12.09.2019 судебное заседание отложено на 23.09.2019. Информация об отложении размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы от ООО "Элемент-Трейд" поступили дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела.
После отложения представители сторон не явились.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменные пояснения и дополнения к апелляционной жалобе, отзыв на жалобу, установил следующие обстоятельства.
ООО "Югра-Экология" является единственным региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д. 27-36).
Истец, имея намерение на заключение договора на оказание услуг по сбору и последующему вывозу ТКО, обратился к ответчику с заявлением на заключение договора, указав в заявке количество и объем контейнеров для накопления коммунальных отходов, места их расположения.
Ответчик направил истцу проект договора от 07.11.2018 N 00-000281 (далее - договор, л.д. 21-26), установив в разделе V, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Письмом (без даты и без номера, л.д. 46-49, направлено ответчику 04.02.2019) истец потребовал ответчика принять к расчету образования отходов - по количеству и объему контейнеров.
Письмом от 14.02.2019 N 539/19 ответчик предложил истцу в целях расчета объема и (или) массы ТКО представить документы:
- технический паспорт на контейнер накопления ТКО;
- документы, подтверждающие согласование контейнерных площадок с органами муниципального образования и внесение их в территориальную схему обращения с ТКО, со ссылкой на требования "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156).
Полагая, что у него отсутствует обязанность предоставлять в целях заключения договора документы, не предусмотренные Постановлением N 1156, а требование ответчика об определении в пункте 1 раздела V договора порядка учета объема и (или) массы ТКО, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО неправомерным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
11.06.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Таким образом, акцепт возможен лишь при наличии оферты.
В соответствии со статьей 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
АО "Югра-Экология" наделено статусом регионального оператора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Согласно пункту 8 (17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
Заявка истцом ответчику была направлена, исходя из представленной истцом электронной переписки (л.д. 43), в ноябре 2018 года.
В соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Из материалов дела усматривается, что ответчик направил истцу проект договора от 07.11.2018 N 00-000281 (далее - договор, л.д. 21-26), установив в разделе V, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Истцом в материалы дела представлен полученный им от ответчика проект договора от 07.11.2018 N 00-000281. Применительно к пункту 8(11) Правил N 1156 истец должен был подписать договор либо направить отказ от его подписания. Из материалов дела не представляется возможным определить точную дату получения истцом указанного проекта договора, доказательства направления истцом мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в материалах дела также отсутствуют.
В то же время из переписки сторон (л.д. 43-45) усматривается, что начиная с 31 января 2019 года истец направлял ответчику предложения о заключении на 2019 год дополнительного соглашения к договору с предложением указать в нем норматив образования отходов по количеству и объему контейнеров на тех магазинах, где они есть, и норматив образования отходов по площади объекта на тех магазинах, где контейнеров нет.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что договор от 07.11.2018 N 00-000281 на оказание услуг по обращению с ТКО является фактически заключенным между истцом и ответчиком на предложенных последним условиях.
В том числе пункт 1 раздела 5 договора согласован в редакции предложенного ответчиком проекта договора от 07.11.2018 N 00-000281: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно этим правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В рассматриваемом случае, сторонами согласован расчетный способ учета ТКО, предметом же спора является механизм расчета: или исходя из нормативов накопления ТКО, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 24.8. Закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 19.12.2018 N 132-нп "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для Акционерного общества "Югра-Экология" установлен на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года предельный единый тариф на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.7, пунктов 1, 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ, а также пункта 5 Типового договора, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, цену услуг указывает региональный оператор в пределах единого тарифа на его услугу.
Установив в пункте 1 раздела 5 договора, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, ответчик прав истца не нарушил.
Кроме того, согласно доводам ответчика, не оспоренным истцом, у истца имеются объекты, расположенные в многоквартирных домах.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам нежилых помещений уточнены в Правилах N 354, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 9(5) Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(38) Правил по формуле 9(5):
Рi = Ki х 1/12 N o j х Tотх,
где: Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
N o j - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости производить расчеты в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Более того, как уже было указано выше, истец сам в своих предложениях о заключении дополнительного соглашения признавал наличие у него магазинов, не имеющих контейнеров, поэтому в любом случае пункт 1 раздела 5 договора от 07.11.2018 N 00-000281 не может быть изложен в однозначной редакции, предложенной истцом (расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование истца удовлетворению не подлежит.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2019 по делу N А75-4430/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4430/2019
Истец: ООО "ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД"
Ответчик: АО "ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ"