30 сентября 2019 г. |
Дело N А84-1308/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителя АО "Севастополь Телеком" - Строганова Кирилла Борисовича, доверенность от 08.07.2019 N 60; представителя Контрольно-счетной палаты города Севастополя - Батурина Артема Сергеевича, доверенность от 11.01.2019 N 4;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Севастополь Телеком" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 июня 2019 года по делу N А84-1308/2019 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Севастополь Телеком" (ул. Генерала Петрова, д. 15, г. Севастополь, 299011) об оспаривании решения Контрольно-счетной палаты города Севастополя (ул. Ленина, д.3, г. Севастополь, 299011; ул. Воронина, 10, г. Севастополь, 299011),
установил:
акционерное общество "Севастополь Телеком" (далее - АО "Севастополь Телеком", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты города Севастополя (далее - КСП г. Севастополя) от 06.02.2019 N 2.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.06.2019, в удовлетворении требований АО "Севастополь Телеком", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Севастополь Телеком" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Заявителя и его должностных лиц, незаконно возлагает на них обязанности по выполнению Предписания и создает препятствия для осуществления экономической деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель АО "Севастополь Телеком" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель Контрольно-счетной палаты города Севастополя возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспоренного судебного акта.
Законность и обоснованность решения от 24 июня 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что АО "Севастополь Телеком" было создано 22.05.2018 путем преобразования государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком", на основании Распоряжения Правительства Севастополя "Об условиях приватизации государственного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком" от 05.10.2017 N 423-РП, и является его правопреемником. Единственным учредителем Общества является город Севастополь.
Распоряжением председателя КСП г. Севастополя от 14.01.2019 N 9, было назначено проведение контрольного мероприятия "Проверка законности и целевого использования государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП "Севастополь Телеком" (правопреемник АО "Севастополь Телеком"), за период с 01.01.2016 по 21.05.2018". Пунктом 2 названного Распоряжения, был определен состав рабочей группы для проведения контрольного мероприятия, а также определен срок проведения мероприятия - с 15.01.2019 по 29.03.2019; была утверждена Программа данного контрольного мероприятия (далее - Программа).
КСП г. Севастополя 15.01.2019 направила в адрес АО "Севастополь Телеком" письмо N 44, которое получено последним 15.01.2019, которым уведомила Заявителя, о том, что в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 6-ФЗ), Законом города Севастополя от 10.07.2014 N 36-ЗС "О Контрольно-счетной палате города Севастополя" (далее - Закон N 36-ЗС), на основании пункта 1 Плана работы КСП г. Севастополя на 2019 год, Распоряжения председателя КСП г. Севастополя от 14.01.2019 N 9 проводится контрольное мероприятие "Проверка законности и целевого использования государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП "Севастополь Телеком" (правопреемник АО "Севастополь Телеком"), за период с 01.01.2016 по 21.05.2018". В этом же письме были указаны состав рабочей группы, проверяемый период, срок проведения контрольного мероприятия.
В дальнейшем, 16.01.2019 руководителем рабочей группы КСП г. Севастополя, Хеновой М.Ю., в адрес АО "Севастополь Телеком" было направлено требование о предоставлении информации N 55 (далее - Требование N 55), в соответствии с которым, на Общество была возложена обязанность в срок до 09:00 часов 21.01.2019 представить следующие документы (материалы, информацию), касающиеся предмета проверки, а именно: нормативные правовые акты Правительства Севастополя о закреплении на праве хозяйственного ведения государственного имущества за ГУП "Севастополь Телеком"; акты приема-передачи государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП "Севастополь Телеком"; справку ГУП "Севастополь Телеком" об открытых счетах в коммерческих банках по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 21.05.2018; главную книгу за 2016, 2017, 2018 годы в электронном виде; оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов с субсчетами 01, 03, 04, 08, 10, 51, 62, 75, 80, забалансовые счета 001, 002, 003, 011 за 2016, 2017 годы, и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018 в электронном виде; договоры о материальной ответственности; планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017, 2018 годы; утвержденные отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности за 2016, 2017 годы и по состоянию на 21.05.2018; данные по оценке эффективности деятельности предприятия за проверяемый период согласно приложениям 1, 2 к Положению о проведении оценки эффективности деятельности предприятий и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1212-ПП.
В этом же Требовании было указано на необходимость представления запрашиваемой информации (документов) в электронном виде, с последующим представлением на бумажном носителе (в виде прошитых и надлежащим образом заверенных копий, по каждому пункту отдельно), а также в случае отсутствия такой информации (документов), представления письменных пояснений с указанием причин их отсутствия, по каждому пункту отдельно.
Рассмотрев Требование N 55, 21.01.2019, АО "Севастополь Телеком" направило в адрес КСП г. Севастополя письмо за исх. N 123-2/1-1, с которым представило справки об открытых счетах в коммерческих банках по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 21.05.2018, а также электронные копии следующих документов: нормативные правовые акты Правительства Севастополя о закреплении на праве хозяйственного ведения государственного имущества ГУП "Севастополь Телеком"; акты приема-передачи государственного имущества в хозяйственное ведение ГУП "Севастополь Телеком" за период с 01.01.2016 по 21.05.2018; оборотно-сальдовые ведомости за 2016, 2017, 2018 годы; оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и аналитических данных 01, 04, 08, 10, 51, 62, 75, 80, 001, 002, 003 за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; договоры о материальной ответственности.
В дальнейшем, 21.01.2019 главным инспектором КСП г. Севастополя, Игнатенко А.А., был составлен Акт N 1 о представлении АО "Севастополь Телеком", по состоянию на 16:00 часов 21.01.2019, документов, запрошенных Требованием N 55, не в полном объеме, а именно, не были представлены: главная книга за 2016, 2017, 2018 года в электронном виде; оборотно-сальдовые ведомости, карточки счета с субсчетами 03, забалансовый счет 011 за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018 в электронном виде; планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017, 2018 годы; утвержденные отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности за 2016, 2017 годы и по состоянию на 21.05.2018; данные по оценке эффективности деятельности предприятия за проверяемый период согласно приложениям 1, 2 к Положению о проведении оценки эффективности деятельности предприятий и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1212-ПП.
Письмами от 21.01.2019 N 125-2-1 и от 23.01.2019 N 153-2-1, Общество представило в КСП г. Севастополя, копии планов финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017 и 2018 годы, а также документы об их исполнении. В этом же письме Заявителем указано, что исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности за период 01.01.2018-21.05.2018, не проводилось, а оценку эффективности деятельности предприятия осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (результаты такой оценки в АО "Севастополь Телеком" не передавались).
29.01.2019 руководителем рабочей группы КСП г. Севастополя, Хеновой М.Ю., было вручено Обществу требование о предоставлении информации N 121 (далее - Требование N 121), которым на АО "Севастополь Телеком" была возложена обязанность в срок до 10:00 часов 30.01.2019 представить оригиналы документов, касающихся предмета проверки, а именно: учетную политику ГУП "Севастополь Телеком" на 2016, 2017, 2018 годы; бухгалтерскую отчетность ГУП "Севастополь Телеком" за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; детализированный отчет по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности независимым аудитором за 2017 год, а также детализированный отчет по результатам проверки достоверности данных промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации; акты приема-передачи государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП "Севастополь Телеком", документы о передаче данного имущества в уставной капитал других юридических лиц, а также документы об изъятии собственником имущества из хозяйственного ведения; главную книгу за 2016, 2017, 2018 годы; оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов по субконто в разрезе аналитических данных по счетам 01, 03, 04, 08, 10, 51, 62, 75, 80, забалансовые счета 001, 002, 003, 011 за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; договоры о материальной ответственности; планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017 годы; документы по технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, а также документы по инвентаризации имущества, в том числе прав на результаты научно-технической деятельности, и обязательств ГУП "Севастополь Телеком", проведенные в целях подготовки решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; договоры, на основании которых производилась передача имущества ГУП "Севастополь Телеком" в пользование третьим лицам, а также иные операции с имуществом унитарного предприятия в период с 01.01.2016 по 21.05.2018, разрешение собственника имущества на проведение таких операций.
В этом же Требовании было указано, что в случае отсутствия испрашиваемых документов, необходимо представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия, по каждому пункту отдельно.
В соответствии с реестрами оригиналов документов, передаваемых на запрос о предоставлении информации N 121 от 29.01.2019, АО "Севастополь Телеком" в период с 30.01.2019 по 04.02.2019 представило в КСП г. Севастополя следующие документы: акт от 21.05.2018 приема-передачи (возврата) государственного имущества из хозяйственного ведения ГУП "Севастополь Телеком" в реестр собственности города федерального значения Севастополь; акт от 11.03.2016 приема-передачи транспортного средства в хозяйственное ведение ГУП "Севастополь Телеком"; акт от 22.03.2016 приема-передачи государственного недвижимого имущества в хозяйственное ведение ГУП "Севастополь Телеком"; акт от 10.01.2017 приема-передачи государственного недвижимого имущества в хозяйственное ведение ГУП "Севастополь Телеком"; акт от 22.04.2016 приема-передачи имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения ГУП "Севастополь Телеком" в уставной капитал ООО "СТС" (с N 1 по N 145); акт от 22.04.2016 приема-передачи недвижимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения ГУП "Севастополь Телеком", в уставной капитал ООО "СТС"; учетную политику ГУП "Севастополь Телеком" на 2016 и 2017 годы; заключительную бухгалтерскую отчетность ГУП "Севастополь Телеком"; договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, заключенные в период с 01.01.2016 по 21.05.2018; акты приема-передачи технических планов; планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017 годы (письмо от 04.02.2019 N 269-2-1).
В дальнейшем, 05.02.2019 начальником Отдела N 2 КСП г. Севастополя, Хеновой М.Ю., был составлен Акт N 3, в соответствии с которым, по состоянию на 11:00 часов 05.02.2019 документы, запрошенные у АО "Севастополь Телеком" Требованием N 121, представлены не в полном объеме, а именно не представлены: детализированный отчет по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности независимым аудитором за 2017 год, а также детализированный отчет по результатам проверки достоверности данных промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации; главная книга за 2016, 2017, 2018 годы; оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов по субконто в разрезе аналитических данных по счетам 01, 03, 04, 08, 10, 51, 62, 75, 80, забалансовые счета 001, 002, 003, 011 за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017 годы.
01.02.2019 главным инспектором КСП г. Севастополя, Канельской Л.В., Обществу было вручено требование о предоставлении информации N 136 (далее - Требование N 136), в соответствии с которым, на АО "Севастополь Телеком" была возложена обязанность в срок до 10:00 часов 05.02.2019, представить оригиналы документов, касающихся предмета проверки, а именно: банковские документы по всем банковским счетам ГУП "Севастополь Телеком", в том числе выписки, платежные поручения за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; лицензии на осуществление деятельности ГУП "Севастополь Телеком" в 2016-2018 годах; налоговые декларации по налогу на прибыль ГУП "Севастополь Телеком" за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; расчеты размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города Севастополя, по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2016, 2017 годах и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018, а также документы, подтверждающие перечисление ее в бюджет города Севастополя; документы, подтверждающие достоверность показателя чистой прибыли отчета о финансовых результатах за 2016, 2017 годы и период с 01.01.2018 по 21.05.2018, в том числе первичные документы, подтверждающие получение выручки (доходов) от реализации, прочих доходов, отнесение произведенных расходов на себестоимость продаж, включение в состав прочих расходов; расшифровку просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2016, 30.04.2017 (по данным промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации), 31.12.2017, 21.05.2018, а также документы, подтверждающие проведение мероприятий по ее погашению, в том числе проведение претензионно-исковой работы.
В этом же Требовании указано, что в случае отсутствия испрашиваемых документов, необходимо представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия, по каждому пункту отдельно.
В дальнейшем, 05.02.2019 главным специалистом КСП г. Севастополя, Канельской Л.В., был составлен Акт N 4, в соответствии с которым, по состоянию на 16:30 часов 05.02.2019 документы, запрошенные у АО "Севастополь Телеком" Требованием N 136, не представлены.
06.02.2019 председателем КСП г. Севастополя, Кокаревой Ю.В., в связи с неисполнением Обществом в полном объеме Требований N N 55, 121 и 136, было выдано предписание N 2 (далее - Предписание), которым на Заявителя была возложена обязанность в срок до 16:00 часов 08.02.2019 представить членам контрольной группы КСП г. Севастополя, по месту проведения контрольного мероприятия, оригиналы следующих документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия: детализированный отчет по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности независимым аудитором за 2017 год, а также детализированный отчет по результатам проверки достоверности данных промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации; главную книгу за 2016, 2017, 2018 годы; оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов по субконто в разрезе аналитических данных по счетам 01, 03, 04, 08, 10, 51, 62, 75, 80, забалансовые счета 001, 002, 003, 011 за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности на 2016, 2017 годы; банковские документы по всем банковским счетам ГУП "Севастополь Телеком", в том числе выписки, платежные поручения за 2016, 2017 годы и период с 01.01.2018 по 21.05.2018; лицензии на осуществление деятельности ГУП "Севастополь Телеком" в 2016-2018 годах; налоговые декларации по налогу на прибыль ГУП "Севастополь Телеком" за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; расчеты размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города Севастополя, по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2016, 2017 годах и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018, а также документы, подтверждающие перечисление ее в бюджет города Севастополя; документы, подтверждающие достоверность показателя чистой прибыли отчета о финансовых результатах за 2016, 2017 годы и период с 01.01.2018 по 21.05.2018, в том числе первичные документы, подтверждающие получение выручки (доходов) от реализации, прочих доходов, отнесение произведенных расходов на себестоимость продаж, включение в состав прочих расходов; расшифровку просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2016, 30.04.2017 (по данным промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации), 31.12.2017, 21.05.2018, а также документы, подтверждающие проведение мероприятий по ее погашению, в том числе проведение претензионно-исковой работы.
Не согласившись с предписанием КСП г. Севастополя от 06.02.2019 N 2, АО "Севастополь Телеком" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии со ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объектами проверки муниципального финансового контроля, в том числе являются муниципальные унитарные предприятия.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно Конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 3 Закона N 6-ФЗ).
В статье 10 Закона N 6-ФЗ установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Из части 1 статьи 13 Закона N 6-ФЗ следует, что требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее - проверяемые органы и организации).
Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Закона N 6-ФЗ).
На основании части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (часть 4 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 6-ФЗ, предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.
Таким образом, в действующем законодательстве предусмотрено два основания для вынесения контрольно-счетным органом предписания: выявление нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению или воспрепятствование проведению контрольных мероприятий. В остальных случаях выносится представление.
Соответственно, в предписании, основанном на выявленных нарушениях законодательства, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, обязательно следует указывать конкретное допущенное нарушение, а в предписании, основанном на случае воспрепятствования проведению проверки, должны быть указаны конкретные основания его вынесения, то есть обстоятельства, свидетельствующие о воспрепятствовании проведению проверки.
Из материалов дела следует, что оспоренное предписание КСП г. Севастополя, которым на АО "Севастополь Телеком" была возложена обязанность представить необходимые для проведения контрольного мероприятия документы (информацию), в полной мере соответствует вышеприведенным требованиям законодательства в сфере осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроль.
Судом установлено, что Требованиями N N 55, 121 и 136 на АО "Севастополь Телеком" была возложена обязанность представить главную книгу за 2016, 2017, 2018 годы.
При этом, по состоянию на момент выдачи оспоренного предписания (06.02.2019), указанная форма регистров бухгалтерского учета Обществом в КСП г. Севастополя, представлена не была. Материалы дела обратного не содержат.
В свою очередь, мотивированные пояснения по вопросу отсутствия главной книги были представлены Обществом в КСП г. Севастополя, лишь 08.02.2019.
Из материалов дела следует, что Обществом в КСП г. Севастополя после истечения сроков, установленных Требованиями N N 121, 136, и выдачи оспоренного Предписания, были представлены следующие документы: оригиналы оборотно-сальдовых ведомостей, анализ счетов по субконто в разрезе аналитических данных по счетам 01, 03, 04, 08, 10, 51, 62, 75, 80, забалансовые счета 001, 002, 003, 011 за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018 - письмом от 11.02.2019 N 360-2/1-1; выписки по всем банковским счетам ГУП "Севастополь Телеком", в том числе выписки, платежные поручения за 2016, 2017 годы и период с 01.01.2018 по 21.05.2018 - письмом от 11.02.2019 N 360-2/1-1; лицензии на осуществление деятельности ГУП "Севастополь Телеком" в 2016-2018 годах - письмом от 11.02.2019 N 356-2/1-1; расчеты размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города Севастополя, по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2016, 2017 годах и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018, а также документы, подтверждающие перечисление ее в бюджет города Севастополя - письмами от 11.02.2019 N 360-2/1-1, от 14.02.2019 N 471/1-2/1-1.
Между тем, на момент принятия судом первой инстанции и принятия судебного акта судом апелляционной инстанции АО "Севастополь Телеком" так и не были представлены в КСП г. Севастополя следующие документы: налоговые декларации по налогу на прибыль ГУП "Севастополь Телеком" за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018; документы, подтверждающие достоверность показателя чистой прибыли отчета о финансовых результатах за 2016, 2017 годы и за период с 01.01.2018 по 21.05.2018, в том числе первичные документы, подтверждающие получение выручки (доходов) от реализации, прочих доходов, отнесение произведенных расходов на себестоимость продаж, включение в состав прочих расходов; расшифровку просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2016, 30.04.2017 (по данным промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации), 31.12.2017, 21.05.2018, а также документы, подтверждающие проведение мероприятий по ее погашению, в том числе проведение претензионно-исковой работы.
Между тем, ссылка Общества в письме от 11.02.2019 N 360-2/1-1, касающегося предоставления детализированного отчета по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности независимым аудитором за 2017 год, а также детализированного отчета по результатам проверки достоверности данных промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации, на то, что формирование иных документов, помимо аудиторского заключения, нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено, обоснованно была расценена судом первой инстанции, как исключительно субъективное толкование Заявителем требований законодательства об аудиторской деятельности, а не прямо выраженный ответ об отсутствии на предприятии запрошенных государственным органом результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности независимым аудитором за 2017 год, а также детализированного отчета по результатам проверки достоверности данных промежуточного бухгалтерского баланса учреждения, подготовленного для принятия решения об условиях приватизации.
В свою очередь, Обществом в КСП г. Севастополя так и не была представлена информация о том, что аудиторская проверка в отношении АО "Севастополь Телеком", в 2017 году не проводилась.
На момент выдачи оспоренного предписания, вышеназванные документы контроля за деятельностью унитарного предприятия Обществом в КСП г. Севастополя, представлены не были, прямо выраженный ответ об отсутствии на предприятии таких документов, с указанием причин их отсутствия, Заявитель также контролирующему органу не представил.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предписание КСП г. Севастополя от 06.02.2019 N 2, является законным и не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В этой связи, в удовлетворении требования АО "Севастополь Телеком" обосновано было отказано.
Довод апелляционной жалобы АО "Севастополь Телеком" относительно того, что вышеназванные документы не относятся к предмету контрольного мероприятия - "проверка законности и целевого использования государственного имущества города Севастополя", был заявлен также в суде первой инстанции, и ему была дана надлежащая правовая оценка. В этой связи суд апелляционной инстанции данный довод повторно не оценивает.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 июня 2019 года по делу N А84-1308/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Севастополь Телеком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1308/2019
Истец: АО "Севастополь Телеком"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата г. Севастополя