г. Челябинск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А07-14712/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бояршиновой Е.В. рассмотрел апелляционную жалобу Административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.07.2019 (мотивированное решение изготовлено 16.07.2019) по делу N А07-14712/2019 (судья Кутлин Р.К.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Экология Т" (далее - заявитель, ООО "Экология Т", общество) обратилось в арбитражный суд с требованием к административной комиссии при администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее - административный орган, административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления N 191-2019 от 23.04.2019 о назначении административного наказания по части 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 N 413-з, указывая на неверную квалификацию правонарушения административным органом.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2019 (мотивированное решение изготовлено 16.07.2019) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административная комиссия обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов административный орган указывает, что спор о признание действительным решения административного органа, связанное с нарушением юридическим лицом норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в любом случае подлежит рассмотрению в судах общей юрисдикции. Также административный орган полагает, что нормы Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский района Республики Башкортостан от 25.10.2016 N 106, утвержденные решением Совета Администрации городского поселения город Белебей (далее - Правила N 106) относятся к муниципальному правовому акту, поэтому общество правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 11.9 указанных Правил N 106 по части 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.03.2019 выявлен факт непринятия мер со стороны ООО "Экология Т" по удалению бытовых отходов (мусора), строительного мусора с контейнерной площадки расположенной возле многоквартирного жилого дома N 83 по ул. Красная, г. Белебей, Республики Башкортостан.
10.04.2019 инспектором административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Ивановой С.В. в отношении ООО "Экология Т" составлен протокол об административном правонарушении N 167, в котором зафиксировано нарушение обществом требований пунктов 11.10 Правил N 106 и пункта 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест "Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю".
23.04.2019 административной комиссией при администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан вынесено постановление N 1330-2019 о привлечении ООО "Экология Т" к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал незаконным оспоренное постановление ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях - нарушение установленного муниципальным нормативным правовым актом порядка организации удаления отходов на основании договоров со специализированными предприятиями или собственным автотранспортом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленного муниципальным нормативным правовым актом порядка организации удаления отходов на основании договоров со специализированными предприятиями.
Между тем, согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1 Правил N 1156 - настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Организация вывоза крупногабаритного мусора предусмотрена пунктом 12 Правила N 1156 - вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
В силу пункта 148(1) раздела XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 17 Приложения 1 Требования к качеству коммунальных услуг к Правилам N 354 следует, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Из оспариваемого постановления следует, что с 09.11 часов 19.03.2019 по 16.26 часов 01.04.2019 ООО "Экология Т" не приняло меры по удалению бытовых отходов (мусора), строительного мусора с контейнерной площадки многоквартирного жилого дома N 83 по ул. Красная в городе Белебей, Республики Башкортостан.
Указанное бездействие общества не охватывается диспозицией части 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, поскольку с 01.01.2019 на территории Республики Башкортостан вывоз ТКО из мест накопления является коммунальной услугой, которую оказывает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно территориальной схеме обращения с отходами.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, не обеспечение исполнителем коммунальной услуги своевременного вывоза ТКО из мест накопления образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Поскольку административным органом бездействие общество неверно квалифицировано по части 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, то суд первой инстанции правомерно признал постановление административной комиссии незаконным и отменил.
Довод административной комиссии о том, что спор о признании незаконным постановления административного органа, связан с нарушением обществом норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения является ошибочным, поскольку спорные правоотношения возникли в области обращения с отходами, а основным видом предпринимательской деятельности ООО "Экология Т" является сбор отходов (Код ОКВЭД 38.1).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.07.2019 (мотивированное решение изготовлено 16.07.2019) по делу N А07-14712/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии при администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14712/2019
Истец: ООО "ЭКОЛОГИЯ Т"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН