30 сентября 2019 г. |
Дело N А83-18482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителя Администрации города Симферополя Республики Крым - Чиковой Анны Викторовны, доверенность от 24.12.2018 N 24/01-69/5034;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Уварова Владислава Александровича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83-18482/2018, принятое о заявлению индивидуального предпринимателя Уварова Владислава Александровича (ул. 40 лет Победы, д. 47, с. Садовое, Нижнегорский район, Республика Крым, 297152) к Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора: Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Толстого, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Самокиша, 30, каб. N 68, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) о признании незаконным бездействия,
установил:
индивидуальный предприниматель Уваров Владислав Александрович (далее - ИП Уваров В.А., Предприниматель, Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация), в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в незаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта ИП Уварова по ул. Киевской, 137.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.06.2019, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Уварова Владислава Александровича было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Уваров В.А. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Решением 88-й сессии Симферопольского городского совета от 28.06.2018 N 1657, место, на котором ИП Уваровым В.А. ранее был установлен павильон, было исключено из схемы размещения НТО в районе ул. Киевская, 137 в г. Симферополе. Однако, апеллянт указывает на то, что он не был надлежащим образом уведомлен о названном решении Симферопольского городского совета.
Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что на момент обращения ИП Уварова В.А в Администрацию по вопросу продления и оформления договора на размещение НТО, Администрацией уже была утверждена новая схема размещения НТО, в которую не был включен павильон Предпринимателя.
ИП Уваров В.А., явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.
Муниципальное казенное учреждение Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Управления торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом; письменные возражения на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ИП Уварова В.А., Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Управления торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 26 июня 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 28.09.2018 на личном приеме у Главы Администрации города Симферополя Республики Крым ИП Уваров В.А. в устной форме обратился к Главе с просьбой заключить с ним договор на размещение, нестационарного торгового объекта по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 137, общая площадь 30 кв.м., что подтверждается пояснением представленным в суд первой инстанции (том 1 л.д.53).
Рассмотрев устное обращение ИП Уварова В.А., Администрация города Симферополя, 26.10.2018 за исх. N У-11/16388 направила в адрес Предпринимателя письмо, в котором уведомила его о невозможности заключения с ним договора, в связи с не включением его торгового павильона в утвержденную ранее схему НТО.
Полагая, что бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившееся в незаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта ИП Уварова В.А. в г. Симферополе по ул. Киевской, 137, является незаконным, ИП Уваров В.А. обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Крым, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регламентированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Частью 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правовое регулирование отношений по размещению НТО на территории Республики Крым, в том числе, в городе Симферополе, осуществляется в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Порядок), утвержденным Решением 23-й сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от 07.07.2015 N 307.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка, основанием для размещения нестационарного торгового объекта, является Договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключенный Администрацией города Симферополя Республики Крым с победителем конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов.
Из материалов дела следует, что 07.03.2014 ИП Уваровым В.А. был получен паспорт привязки временного сооружения - торгового павильона по ул. Киевской, 137; площадь 30 кв.м., сроком действия до 07.03.2015.
Между тем, согласно приложению 2 к решению Симферопольского городского совета от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", в схему размещения нестационарных торговых объектов по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 137, было включено 11 объектов без проведения конкурса.
В соответствии с п. 2.1. Положения об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение), утвержденного решением 62 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от 16.02.2017 N 1107 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь", нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со схемой НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь была утверждена решением 26-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 20.08.2015 N 361, которым в хеме НТО было предусмотрено 536 мест размещения нестационарных торговых объектов в городе.
При этом, решением 12-й сессии Симферопольского городского совета от 12.02.2015 N 184 "О создании сквера" территория зеленой зоны, ранее именуемой "сквер у 180 квартала" и ограниченной ул. Ростовской, пешеходной дорожкой вдоль ул. Киевской, пешеходной дорожкой вдоль ул. Кечкеметской и территорией, прилегающей к жилому дому N 137 по ул. Киевской, была определенна как сквер.
В дальнейшем, Администрацией города Симферополя были выполнены работы по формированию земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, в районе ул. Киевская, 137 ("сквер у 180 квартала"). Сведения об указанном земельном участке были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07.12.2016, зарегистрировано право муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ Симферополь от 23.01.2018 N 90:22:010201:4762-90/090/2018-1.
Судом также установлено, что Решением 88-й сессии Симферопольского городского совета от 28.06.2018 N 1657, действовавшая ранее схема НТО была оптимизирована с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 04.01.2017 N 402 "Об утверждении Порядка размещение и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республики Крым" (схема НТО была оптимизирована (сокращена) на 155 мест; предусмотрено выделение мест для размещение НТО реализаторам продукции без конкурсных процедур в количестве 73). В том числе, из схемы было исключено 9 мест размещения НТО в районе ул. Киевская, 137 в г. Симферополе. Судом установлено, что из прежней схемы дислокации размещение НТО, утвержденной решением сессии Симферопольского городского совета N 361 было исключено место, на котором ранее был установлен торговый павильон ИП Уварова В.А.
При этом, на момент обращения ИП Уварова В.А. в Администрацию по вопросу продления и оформления договора на размещение НТО, уже была утверждена новая схема размещения НТО в г. Симферополь, в которую объект НТО ИП Уварова В.А., включен не был.
Соответственно, следует признать факт того, что основания для заключения договора на размещение НТО ИП Уварова В.А. по ул. Киевской, 137, у Администрации г. Симферополя объективно отсутствовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 16 апреля 2013 года N 16929/12 разъяснено, что по смыслу главы 24 АПК РФ, к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Между тем, в рассматриваемом случае имеет место факт отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
При этом документального подтверждения наличия судебного акта, вступившего в законную силу, которым было бы признано незаконным Решение 88-й сессии Симферопольского городского совета от 28.06.2018 N 1657, на основании которого была осуществлена оптимизация схемы размещения НТО, в которую не был включен объект торговли, ранее используемый Заявителем, в дело не представлено.
Соответственно, следует признать факт отсутствия признаков незаконного бездействия со стороны Администрации, при наличии принятого решения об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал ИП Уварову В.А. в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 июня 2019 года по делу N А83-18482/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Уварова Владислава Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18482/2018
Истец: ИП Уваров Владислав Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации г. Симферополь Республики Крым, Управление торголви и бытового обслуживания населения