г. Пермь |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А60-19451/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Объединенная компания Русал Энергосеть" (ИНН 7709806795, ОГРН 5087746246671): Чичкин В.А., паспорт, доверенность от 16.03.2018;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенная компания Русал Энергосеть" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2019 года
по делу N А60-19451/2019,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенная компания Русал Энергосеть"
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу N 03-17/24-2019 от 01.03.2019, а также представления от 01.03.2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенная Компания РУСАЛ Энергосеть" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Свердловской области о назначении административного наказания в виде штрафа по делу N 03-17/24-2019 от 01.03.2019 об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, а также признании незаконным и отмене представления УФАС по Свердловской области об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 01.03.2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2019 (резолютивная часть решения объявлена 27.06.2019) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление от 01.03.2019 N 03-17/24-2019, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в части привлечения ООО "Объединенная Компания РУСАЛ Энергосеть" к административной ответственности в виде штрафа, размер которого превышает 100 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суд не указал мотивы, по которым отклонил доводы заявителя о раскрытии информации, предусмотренной абз. 7 подп. "б" п. 11, абз. 11 подп. "б" п. 11, абз. 18 подп "б" п. 11 Стандартов раскрытия информации; считает, что суд не оценил доводы общества о незаконности постановления и представления в связи с тем, что на момент составления протокола об административном правонарушении Стандарты в редакции от 30.01.2019 не содержали требований, предусмотренных абз. 7, 11, 18 подп. "б" п. 11 Стандартов.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов был произведен через служебный персональный компьютер осмотр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") официального сайта ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" по адресу: www.energo.rusal.ru.
Для фиксирования нарушения установленных Стандартами порядка, способов и сроков опубликования информации на официальном сайте Общества Свердловским УФАС России был составлен акт осмотра интернет - сайта от 14.01.2019 (п. 4.2 письма ФАС России от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)").
Информация о наличии официального сайта ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" в сети "Интернет" по адресу: www.energo.rusal.ru содержится в постановлениях Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.10.2016 N 120-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях" (утратило силу с 01.01.2018), от 30.10.2017 N 114-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях".
В ходе осмотра официального сайта Общества в сети "Интернет" выявлено отсутствие вышеуказанных сведений, предусмотренных: абз. 7 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты до 01.03.2018 за 2017 г.;
абз. 11 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты до 01.03.2018 за 2017 г.;
абз. 18 пп. "б" п. И Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 02.04.2018 за март 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 30.04.2018 за апрель 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 31.05.2018 за май 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 02.07.2018 за июнь 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 31.07.2018 за июль 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 31.08.2018 за август 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 01.10.2018 за сентябрь 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 31.10.2018 за октябрь 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 30.11.2018 за ноябрь 2018 г.;
абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, которые должны были быть раскрыты не позднее 29.12.2018 за декабрь 2018 г.
Свердловским УФАС России установлено, что сведения об отсутствии информации у Общества по абз. 7, 11, 18 пп. "б" п. 11 Стандартов с указанием причин ее отсутствия на официальном сайте Общества не раскрыты, что подтверждается скриншотами сайта, которые были сделаны 14.01.2019.
УФАС по Свердловской области вынесло в отношении ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" постановление о назначении административного наказания в виде штрафа по делу N 03-17/24-2019 об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ от 01.03.2019 и Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 01.03.2019.
Заявитель, не согласившись с указанными актами, обратился в суд с их обжалованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, вместе с тем, усмотрел основания для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного заявителю административного штрафа до 100 000 руб. и признал оспариваемое постановление незаконным в соответствующей части.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии - территориальной сетевой организацией.
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В части 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных названным документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации информация раскрывается путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии.
Согласно пункту 11 Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает, в том числе, информацию: б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация).
Факты нарушений ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации, как они отражены в постановлении о назначении административного наказания от 01.03.2019, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 18.02.2019 и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы о соблюдении установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации апелляционным судом проверены и отклонены.
Из оспариваемого постановления следует, что соответствующие доводы были приведены обществом в письменных объяснениях при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены антимонопольным органом.
Так, в оспариваемом постановлении указано, что в разделе "Отчет о движении активов" указана информация о структуре и объеме затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии сетевыми организациями, регулирование тарифов на услуги которых осуществляется методом индексации на основе долгосрочных параметров, что свидетельствует о раскрытии информации по пп. "б" п. 9 Стандартов, а не по абз. 7, 11 пп. "б" п. 11 Стандартов.
В разделе "Пропускная способность участков электрической сети", в файле "Баланс 2017 год ООО ОК РУСАЛ Энергосеть" указана информация об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей, которая размещена во исполнение абз. 2 пп. "б" п. 11 Стандартов. Вследствие чего, из указанных сведений невозможно определить информацию о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями, которая должна быть размещена во исполнение абз. 11 пп. "б" п. 11 Стандартов.
В файлах "Ремонт. Ввод, вывод оборудования" помесячно раскрыта информация о факте выполнения планово-предупредительных ремонтов, с указанием оборудования, вид" ремонта, времени ремонта (в часах) и месяце ремонта. Данная информация отражает данные о фактически проведенных ремонтах, что не позволяет установить сроки, когда объекты были введены в ремонт, размещение которых предусмотрено абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов.
Частичное раскрытие информации по абз. 18 пп. "б" п. 11 Стандартов не обеспечивает раскрытие указанной информации. Таким образом, в указанных файлах отсутствует информация во исполнение абз. 7, 11, 18 пп. "б" п. 11 Стандартов.
Суд апелляционной инстанции поддерживает приведенную позицию антимонопольного органа относительно доводов заявителя. Основания для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает.
По указанным основаниям доводы жалобы о недоказанности в действиях общества события вмененного правонарушения отклоняются апелляционным судом как основанные на ошибочном толковании норм права.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При наличии возможности для соблюдения установленных стандартами раскрытия информации порядка и сроков опубликования информации общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм права, за нарушение которых установлена административная ответственность.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований закона материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ, доказано.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Постановление вынесено с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что существенных негативных последствий в результате допущенного обществом бездействия по не раскрытию предусмотренной Стандартами информации не возникло, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применения в данном случае положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.
Поддерживая вывод суда о возможности применения в данном случае положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, апелляционный суд принимает во внимание мотивы, указанные обществом, которые суд расценивает как свидетельствующие о тяжести правонарушения, соответствующей тому наказанию, которое применил суд первой инстанции.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Приведенные в жалобе доводы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении (18.02.2019) Стандарты в редакции от 30.01.2019, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64, не содержали требований, предусмотренных абз. 7, 11, 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, в связи с чем привлечение к ответственности незаконно, апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требования, предусмотренные абз. 7, 11, 18 пп. "б" п. 11 Стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 воспроизведены в подп. "г" п. 19 Стандартов в редакции от 30.01.2019.
Таким образом, законодатель в редакции Стандартов от 30.01.2019 также устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, следовательно, их несоблюдение влечет административную ответственность.
Оснований для применения в рассматриваемом случае положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется. Антимонопольный орган правомерно применил при рассмотрении административного дела положения Стандартов в редакции, действовавшей до 15.02.2019.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое заявителем постановление по делу об административном правонарушении N 03-17/24-2019 от 01.03.2019 соответствует закону, оснований для признания постановления незаконным и его отмены не имеется.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Поскольку в действиях ООО ОК РУСАЛ Энергосеть" подтвержден состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении N 03-17/24-2019 от 01.03.2019 признано судом законным по вышеприведенным мотивам, а из содержания оспариваемого представления 01.03.2019 усматривается, что оно выдано с целью устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает правомерным внесение административным органом в адрес заявителя оспариваемого представления об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают верных выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и понимании норм материального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2019 года по делу N А60-19451/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19451/2019
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ РУСАЛ ЭНЕРГОСЕТЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ