г. Москва |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А41-27899/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителей по делу - ООО "Красная горка", ООО "ТК "Петровско-Разумовский", АО "Система "КВАЗАР", ООО "Перспектива" - Лысенко Е.Д., по доверенности от 11.03.2019,
от заинтересованного лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - Кайдалова О.С., по доверенности от 18.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2019 по делу N А41-27899/19, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению ООО "Красная горка", ООО "Перспектива", ООО "ТК "Петровско-Разумовский", АО "Система "КВАЗАР" к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Красная горка", ООО "Перспектива", ООО "ТК "Петровско-Разумовский", АО "Система КВАЗАР" (далее - заявители, Общество) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минмособлимущество), со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в невключении нежилого здания с кадастровым номером 50:12:0060209:85, расположенного по адресу Московская область, городской округ Мытищи, поселок Птицефабрики, шоссе Дмитровское, строение 4, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.1 1.2018 N 15 ВР-1632;
-обязать Министерство имущественных отношений Московской области совершить действия, предусмотренные пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а именно: включить нежилое здания с кадастровым номером 50:12:0060209:85, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Птицефабрики, шоссе Дмитровское, строение 4, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15 ВР-1632, направить измененный перечень, сформированный на 2019 год, в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области или на официальном сайте Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Красная горка", ООО "ТК "Петровско-Разумовский", АО "Система "КВАЗАР", ООО "Перспектива" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Красная горка", ООО "Перспектива", ООО "ТК "Петровско-Разумовский", АО "КВАЗАР" с 28.11.2018 г. являются собственниками объекта недвижимости - многофункционального торгового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Птицефабрики, шоссе Дмитровское, строение 4, внесенного в Единый государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 50:12:0060209:85, площадь которого составляет 22 138 кв. м 27.11.2018 г. Минмособлимуществом издано Распоряжение N 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на 2019 год, в котором объект недвижимости с кадастровым номером 50:12:0060209:85 отсутствует.
Заявители, не согласившись с бездействием Минмособлимущества, выразившегося в невключении нежилого здания с кадастровым номером 50:12:0060209:85 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, обратились в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Статьей 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 5. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Из материалов дела следует, что заявители являются собственниками объекта недвижимости - многофункционального торгового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Птицефабрики, шоссе Дмитровское, строение 4, внесенного в Единый государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 50:12:0060209:85, площадь которого составляет 22 138 кв. м.
Как указывалось ранее, в Распоряжении Минмособлимущества от 27.11.2018 г. N 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на 2019 г. вышеуказанный объект недвижимости не был указан. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный объект не соответствует критериям включения в Перечень, установленным статьей 378.2 НК РФ, а также Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области".
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Таким образом, независимо от того, когда был утвержден вышеуказанный перечень, Министерство обязано было включить в Перечень объекты недвижимости, в отношении которых по состоянию на начало налогового периода у него имелась информация относительно соответствия критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса и статье 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ.
Доказательства существования объективных причин, которые могли бы препятствовать Министерству принять соответствующее решение до 01.01.2019, в дело не представлены.
Действующее законодательство не наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правами при разрешении вопросов налогообложения физических и юридических лиц и не допускает каких-либо видов дискриминации хозяйствующих субъектов при отправлении функций данными органами, в связи с чем, органы фактически обязаны выполнять предусмотренные законом мероприятия и в отведенный законодателем для этого срок.
В рассматриваемом случае, при наличии соответствующей информации о торговом назначении спорного объекта, Министерство соответствующих мер по их включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняло.
Поскольку реализация возникшего у Обществ права на специальное налогообложение в данном случае прямо связана с необходимостью принятия Министерством решения о включении спорного здания в Перечень, то принятие такого решения является не только правом, но и обязанностью Министерства.
При указанных обстоятельствах ссылка заявителей на то, что со стороны Министерства имеет место нарушение права организаций на налогообложение с учетом установленных особенностей уплаты налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, является обоснованной.
То обстоятельство, что заявители не обращались в Министерство с заявлением о включении объектов недвижимости в Перечень на 2019 год не имеет правового значения, поскольку законодательство не связывает включение объекта недвижимости в Перечень с обращением его правообладателя и не подменяет обязанность уполномоченного органа по выявлению всех подлежащих включению в Перечень объектов.
При этом перечень, утвержденный Распоряжением от 27.11.2018 N 15ВР-1632, носит технический характер, необходимый для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении определенного порядка определения налоговой базы в отношении конкретных объектов недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Спорный Торговый центр Заявителей в Перечень на 2019 год включен не был, несмотря на то, что его площадь более 1000 кв. м., а вид разрешенного использования земельного участка под зданием предусматривает размещение торговых объектов, что в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-03 является безусловным основанием для включения в Перечень.
Довод Министерства о том, что вид разрешенного использования объекта обязательно должен включать слово "размещение", а формулировка "для строительства многофункционального торгового центра" не может являться основанием для включения Торгового центра в Перечень, является неправомерным. НК РФ не содержит указания на конкретные формулировки вида разрешенного использования, устанавливая лишь общий признак (возможность размещения торгового объекта на земельном участке), которому такой участок должен соответствовать.
Земельный участок под Торговым центром имеет вид разрешенного использования "для строительства многофункционального торгового центра", то есть предусматривает возможность размещения торговых объектов, в связи с чем расположенное на таком участке здание подлежит включению в Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, Торговый центр подлежал включению в Перечень именно на 2019 год. Министерство в нарушение положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ свою обязанность по включению Торгового центра в Перечень не исполнило.
В соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ Министерство обязано сформировать Перечень не позднее 1-ого числа очередного налогового периода. При этом в соответствии с пунктом 10 той же статьи, выявленные в течение налогового периода объекты, соответствующие критериям включения в Перечень, подлежат включению в него на следующий налоговый период.
Из данных положений НК РФ следует, что Министерство обязано включить в Перечень на 2019 год все объекты, соответствующие требованиям статьи 378.2 НК РФ по состоянию на 1 января 2019 года и не в праве по своему усмотрению не включать в него отдельные объекты.
Таким образом, довод Министерства об отсутствии у него сведений о Торговом центре на дату формирования Перечня не имеет правового значения, поскольку НК РФ установлена обязанность Министерства как уполномоченного органа включить в Перечень все соответствующие критериям объекты по состоянию на 1 января очередного налогового периода.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2019 по делу N А41-27899/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27899/2019
Истец: АО "СИСТЕМА "КВАЗАР", ООО "КРАСНАЯ ГОРКА", ООО "ПЕРСПЕКТИВА", ООО ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС "ПЕТРОВСКО-РАЗУМОВСКИЙ"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ