30 сентября 2019 г. |
Дело N А83-15151/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекультивация" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2019 года по делу N А83-15151/2018 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекультивация" (ул. Загородная, 17А, пом. 4-7, г. Ялта, Республика Крым, 298600) к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) о признании незаконным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рекультивация" (далее - ООО "Рекультивация", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 01 августа 2018 года N 1387-п "Об отмене постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 28.04.2017 N 1953-п "О даче разрешения ООО "Рекультивация" на выполнение строительных работ на земельном участке площадью 5,31 га по благоустройству территории с высадкой зеленых насаждений по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Васильевка, в районе перегрузочной станции МУП "Комбинат благоустройства" (ул. ЮБШ, 41)".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.06.2019, в удовлетворении требований ООО "Рекультивация", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Рекультивация" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что обжалованное постановление Администрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Заявителя, соответственно, решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.06.2019 является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании, состоявшемся 16.09.2019, представитель ООО "Рекультивация" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме
В судебном заседании, состоявшемся 16.09.2019, был объявлен перерыв до 23.09.2019.
ООО "Рекультивация", в судебное заседание после окончания перерыва 23.09.2019, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Администрация города Ялты Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом; отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ООО "Рекультивация", Администрации города Ялты Республики Крым необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 18 июня 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 19.04.2017 ООО "Рекультивация" обратилось в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением N 01.1-16/3359 о согласовании проекта благоустройства и предоставлении разрешения на производство работ по благоустройству участка площадью 5,31 га, расположенного в г. Ялта, пгт. Васильевка, в районе перегрузочной станции МУП "Комбинат благоустройства" (ул. ЮБШ, 41).
Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 28.04.2017 N 1953-п ООО "Рекультивация" было дано разрешение на выполнение строительных работ на указанном земельном участке.
В дальнейшем, Прокуратурой г. Ялты была проведена проверка, в ходе которой, было установлено, что каких-либо действий, направленных на проведение конкурсных процедур при вынесении постановления Администрации г. Ялты от 28.04.2017 N 1953-п "О даче разрешения ООО "Рекультивация" на выполнение строительных работ на земельном участке площадью 5,31 га по благоустройству территории с высадкой зеленых насаждений по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Васильевка, в районе перегрузочной станции МУП "Комбинат благоустройства" (ул. ЮБШ, 41)", Администрацией г. Ялты не проводилось. В этой связи, Прокуратура пришла к выводу о нарушении Администрацией г. Ялты требований Федеральных законов от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, вынесла протест на постановление Администрации г. Ялты от 28.04.2017 N 1953-п.
01.08.2018 по результатам рассмотрения протеста Прокуратуры города Ялты на Постановление Администрации г. Ялты от 28.04.2017 N 1953-п, Администрацией города Ялты Республики Крым было вынесено Постановление N 1387-п, которым Постановление Администрации г. Ялты Республики Крым от 28.04.2017 N 1953-п, было отменено.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Рекультивация" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 2202-1 установлено, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, пунктом 2 статьи 23 Закона N 2202-1 установлено, что протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
Из материалов дела следует, что заместитель Прокурора города Ялты Республики Крым внес протест на постановление Администрации г. Ялты от 28.04.2017 N 1953-п "О даче разрешения ООО "Рекультивация" на выполнение строительных работ на земельном участке площадью 5,31 га по благоустройству территории с высадкой зеленых насаждений по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Васильевка, в районе перегрузочной станции МУП "Комбинат благоустройства" (ул. ЮБШ, 41)".
Протест прокурора был обоснован нарушением Администрацией требований Федеральных законов от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Соответственно, следует признать факт того, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону, в том числе при поступлении соответствующего протеста прокурора.
Принимая во внимание, что спорные отношения по благоустройству территории с высадкой зеленых насаждений, возникшие между Администрацией города Ялты Республики Крым и Заявителем, касаются удовлетворения муниципальных нужд и осуществления коммерческой деятельности, более того, основным видом деятельности Общества согласно выписки из ЕГРЮЛ является "43.12.3 Производство земляных работ", а к дополнительным, в частности отнесено "01.61 Предоставление услуг в области растениеводства", то к данных правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, принимаемые органами местного самоуправления решения, а также совершаемые ими действия (бездействие) должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 11.3 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта, предприятия, учреждения и организации и другие юридические лица в сфере благоустройства имеют право: принимать участие в разработке планов социально-экономического развития населенного пункта и мероприятий по благоустройству его территорий; принимать участие в обсуждении проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по благоустройству; требовать прекращения работ, выполняемых с нарушением правил благоустройства; требовать немедленного выполнения работ по благоустройству в случае, если невыполнение таких работ может причинить вред жизни или здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридического лица; принимать участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых, реконструированных и капитально отремонтированных объектов благоустройства; - вносить на рассмотрение предложения по улучшению благоустройства.
Пунктом 11.4 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта установлено, что предприятия, учреждения и организации в сфере благоустройства обязаны содержать в надлежащем состоянии закрепленные за ними на условиях договора с балансодержателем объекты благоустройства (их части).
Соответственно, следует признать факт того, что выполнение строительных работ по благоустройству территории муниципального образования городской округ Ялта, могло проводиться организацией, победившей в результате проведенных конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Администрацией города Ялты Республики Крым действий направленных на проведение конкурсных процедур до вынесения отмененного постановления от 28.04.2017 N 1953-п.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, относительно законности вынесения Администрацией города Ялты Республики Крым постановления от 01 августа 2018 года N 1387-п "Об отмене постановления от 28.04.2017 N 1953-п "О даче разрешения ООО "Рекультивация" на выполнение строительных работ на земельном участке площадью 5,31 га по благоустройству территории с высадкой зеленых насаждений по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Васильевка, в районе перегрузочной станции МУП "Комбинат благоустройства" (ул. ЮБШ, 41)".
Довод апелляционной жалобы ООО "Рекультивация" о незаконности протеста прокурора на постановление от 28.04.2017 N 1953-п, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, исходя из того, что законность и обоснованность вынесения Заместителем прокурора г. Ялты этого протеста не являлось предметом рассмотрения в настоящем споре.
Также, судом апелляционной инстанции признается безосновательным довод апелляционной жалобы ООО "Рекультивация", относительно того, что Администрацией города Ялты не было представлено доказательств проведения проверочных мероприятий, по результатам поступившего протеста Прокуратуры, исходя из того, что отмененное постановление Администрации от 28.04.2017 N 1953-п, было принято в нарушение требований Закона о защите конкуренции, и соответственно, проведения проверочных мероприятий, не требовалось.
Остальные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2019 года по делу N А83-15151/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекультивация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15151/2018
Истец: ООО "РЕКУЛЬТИВАЦИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Шаповал Нина Анатольевна