г. Москва |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А40-302289/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" и Комитета по тарифам и ценам Курской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2019, принятое судьей Поздняковым В.Д. (93-3232) по делу N А40-302289/18
по заявлению АО "Спецавтобаза по уборке города Курска"
к ФАС
третье лицо: Комитет по тарифам и Ценам Курской области
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Пудов С.А. по дов. от 20.08.2019; Аленков А.В. по дов. от 05.02.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания ФАС России от 13.12.2018 г. N СП/102622/18.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Представители заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
При исследовании материалов дела установлено, что в ходе анализа материалов тарифного дела АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 2018 года на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ФАС России был выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, что, в свою очередь, повлекло установление тарифа в размере, превышающем экономически обоснованный уровень.
Согласно предписанию ФАС России от 13.12.2018 N СП/102622/18 Комитет по тарифам и ценам Курской области признан нарушившим Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (пункты 16, 34, 35, 39 Основ ценообразования N 484).
Комитету по тарифам и ценам Курской области предписано: 1) в срок до 20.12.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом при установлении тарифа на 2018 год на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Спецавтобаза по уборке города "Курска" по постановлению от 31.08.2018 N 31: - исключить экономически необоснованные расходы по статье "Амортизационные отчисления" в размере 1,260 тыс. руб.; - пересчитать расходы по статьям "Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов", "Расчетная предпринимательская прибыль", "Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" в соответствии с положениями Основ ценообразования N 484, а также с учетом мотивировочной части настоящего предписания; 2) в срок до 20.12.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом при установлении тарифа на 2018 год на захоронение твердых коммунальных отходов для АО "Спецавтобаза по уборке города "Курска" по постановлению от 29.11.2017 N 182: - исключить экономически необоснованные расходы по статьям "Амортизационные отчисления" в размере 0,312 тыс. руб. и "Налог на прибыль" в размере 627,2 тыс. руб.; - пересчитать расходы по статьям "Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи", "Расчетная предпринимательская прибыль" в соответствии с положениями Основ ценообразования N 484, а также с учетом мотивировочной части настоящего предписания; 3) в срок до 20.12.2018 пересмотреть необходимую валовую выручку на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и необходимую валовую выручку на услугу захоронения твердых коммунальных отходов для АО "Спецавтобаза по уборке города "Курска" 2018 года, с учетом пунктов 2, 3 настоящего предписания и учесть полученные результаты при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и на захоронение твердых коммунальных отходов для АО "Спецавтобаза по уборке города "Курска" на 2019 год; 4) об исполнении предписания органу регулирования Курской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2, 3, 4 предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии: - решения Комитета по тарифам и ценам Курской области, принятие которого предписано пунктами 2, 3, 4 настоящего предписания; - протоколов заседания правления Комитета по тарифам и ценам Курской области, на котором принимались вышеуказанные решения; - экспертные заключения Комитета по тарифам и ценам Курской области по установлению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для АО "Спецавтобаза по уборке города "Курска" на 2019 год.
Так, Заявитель и третье лицо выражают несогласие с принятым ФАС России предписанием.
Решением суда первой инстанции подтверждена законность указанного предписания антимонопольного органа, в части учета расходов по отдельным статьям затрат, а именно: "Налог на прибыль", "Арендная плата и лизинг", "Амортизационные отчисления" и "Расчетная предпринимательская прибыль".
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, а также отклоняя доводы апелляционных жалоб, апелляционная коллегия отмечает следующее.
"Налог на прибыль".
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования N 484), расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах "а" - "з" и "л" пункта 29 Основ ценообразования N 484.
Расходы по уплате налогов предусмотрены подпунктом "ж" пункта 29 Основ ценообразования N 484.
Из указанного следует, что налог на прибыль входит в состав расчетной базы по определению расчетной предпринимательской прибыли, в связи с чем, методология определения Комитетом налога на прибыль от расчетной предпринимательской прибыли некорректна.
В оспариваемом предписании ФАС России отметило, что в информационном письме ФАС России от 27.07.2018 N ВК/58887/18 изложена данная позиция, где также указано, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.
Налог на прибыль является обязательным расходом организации, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), при этом уплата налога на прибыль в налоговый орган осуществляется исходя из фактически сложившегося показателя "Прибыль до налогообложения" по фактическим результатам финансовой деятельности регулируемой организации, как правило не соответствует учтённой величине налога на прибыль при формировании необходимой валовой выручки.
Действующим законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами учет налога на прибыль в плановом режиме предусмотрен от размера нормативной прибыли, которая не была установлена для Заявителя.
Указанный вывод находит свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2019 по делу N А40-219488/2018.
Исходя из вышеизложенного, ФАС России правомерно было принято решение исключить величину налога на прибыль в размере 627,2 тыс. руб. из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации в части тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
"Арендная плата и лизинг".
Расходы на арендную плату и лизинговые платежи по участку транспортирования твердых коммунальных отходов определены Комитетом в сумме 175 764,4 тыс. руб., в том числе расходы на аренду автомобилей - 51,9 тыс. руб., расходы на аренду помещений - 76,7 тыс. руб., расходы на лизинговые платежи - 175 635,8 тыс. руб., согласно договорам аренды и лизинга.
При этом объекты транспортных средств (мусоровозы, грузовые автомобили, погрузчики, бункеровозы, самосвалы и т.п.) не признаны органом регулирования в качестве основных производственных фондов, в связи с чем расходы по данным объектам принимались на основании сумм заключенных договоров без учета особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования N 484.
Процесс транспортировки твердых коммунальных отходов является неотъемлемым этапом деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках утверждения тарифа для регионального оператора. Обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов невозможно осуществить без их транспортировки.
Вышесказанное подтверждается пунктом 1 статьи 257 НК РФ, где указано, что под основными средствами (основными производственными фондами) понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. То есть, чтобы выполнить работу по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов необходимо осуществить эксплуатацию транспортных средств (мусоровозов, грузовых автомобилей, погрузчиков, бункеровозов, самосвалов и т.п.).
Таким образом, такие основные производственные фонды, как мусоровозы, погрузчики, самосвалы и т.п. сохраняют свой статус основного производственного фонда в том числе в части этапов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в рамках процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.
Данную позицию также подтверждает тот факт, что согласно пункту 90 Основ ценообразования N 484 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1638/16 как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов.
То же касается и арендуемых АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" помещений в п. Новокасторное, и. Черемисиново и и. Кшенский.
Кроме того, вышеупомянутые расходы учтены Комитетом по статье "Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов", что прямо указывает на необходимость применения пункта 35 Основ ценообразования N 484 при расчете указанных затрат.
На основании вышеизложенного, расходы на аренду и лизинг транспортных средств, а также на аренду помещений должны быть рассчитаны Комитетом с учетом требований пункта 35 Основ ценообразования N 484, а именно исходя из принципа непревышения размера возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом, при этом излишне учтенные расходы по статье "Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов" должны быть исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 2018 года.
Правильность данного подхода также подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2019 по делу N А40-219488/2018.
При определении расходов по договорам лизинга с позиции возмещения лизингодателю амортизации, налога на имущества и других обязательных платежей, расходы на амортизацию и налог на имущество, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, должны рассчитываться без применения повышающего коэффициента к норме амортизации, поскольку учет данной преференции в регулируемых тарифах противоречит принципу экономической обоснованности с точки зрения необходимости возмещения затрат за счет тарифного источника.
Также, согласно протоколу заседания Правления Комитета от 29.11.2017 N 181- 182 расходы на арендную и концессионную плату и лизинговые платежи в тарифе на захоронение твердых коммунальных отходов утверждены органом регулирования в соответствии с договором лизинга от 12.09.2017 N 03788-МСК-17-Л в размере 1 574,2 тыс. руб.
При этом в протоколе отсутствует факт учета Комитетом особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования N 484.
Кроме того, при определении расходов по договорам лизинга с позиции возмещения лизингодателю амортизации, налога на имущества и других обязательных платежей, расходы на амортизацию и налог на имущество, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, должны рассчитываться без применения повышающего коэффициента к норме амортизации, поскольку учет данной преференции в регулируемых тарифах противоречит принципу экономической обоснованности с точки зрения необходимости возмещения затрат за счет тарифного источника.
Таким образом, данные расходы правомерно были исключены из состава необходимой валовой выручки АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" в части тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
"Амортизационные отчисления".
Подпунктом "д" пункта 29 Основ ценообразования N 484 установлено, что расходы на амортизацию учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, при этом согласно пункту 34 Основ ценообразования N 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Подпунктом 7 пункта 19 Методических указаний N 1638/16 установлено, что к прочим административным расходам относятся расходы на амортизацию непроизводственных активов.
Комитет по расходам на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам, используемым АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" при осуществлении деятельности регионального оператора учел сумму в размере 593,8 тыс. руб.
Кроме того, в составе административных расходов по амортизации непроизводственных активов орган регулирования учел сумму в размере 298,7 тыс. руб. (в целом по предприятию).
Распределение амортизационных отчислений в составе административных расходов по сферам деятельности осуществлялось в соответствии с учетной политикой предприятия пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих. Таким образом, в процентном соотношении административные расходы распределялись органом регулирования в следующих долях: 76,83 % на услуги регионального оператора, 22,78 % на услуги захоронения твердых коммунальных отходов и 0,38 % на прочие услуги. Следовательно, в тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами расходы на амортизацию непроизводственных активов орган регулирования учел в размере 229,49 тыс. руб., а в тарифе на услугу регионального оператора по захоронению твердых коммунальных отходов в размере 68,04 тыс. руб.
Согласно пункту 11 учетной политики АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" по бухгалтерскому учету на 2018 год, принятом в регулируемой организации от 29.12.2017, активы, стоимостью не более 40 000 рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов, то есть по ним начисление амортизации не предусмотрено.
Согласно представленным органом регулирования оборотно-сальдовым ведомостям по амортизационным отчислениям за 2 квартал 2018 года (основных средств и непроизводственных активов), послужившим основанием для учета данных средств, Комитетом были учтены амортизационные отчисления по имуществу, которое в соответствии с учетной политикой АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" не является амортизируемым, в том числе: непроизводственные активы (в объеме 76,83 %) - бойлер Baxi PREMIER plus 300 (0,915 тыс.руб.), эстакада ж/б плит. (0,137 тыс. руб.), основное средство - автомобиль МКЗ-4602 на шасси КАМАЗ Н288 ЕН46 мусоровоз (0,208 тыс. руб.); непроизводственные активы (в объеме 22,78 %) - бойлер Baxi PREMIER plus 300 (0,271 тыс. руб.), эстакада ж/б плит. (0,041 тыс. руб.).
Таким образом, орган регулирования необоснованно учел 1,57 тыс. руб. на амортизацию имущества Заявителя, которое в соответствии с учетной политикой регулируемой организации не является амортизируемым имуществом, в связи с чем ФАС России предписал исключить данную сумму из тарифов Заявителя.
"Расчетная предпринимательская прибыль".
Согласно пункту 29 Основ ценообразования N 484 необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Пунктом 39 Основ ценообразования N 484 определено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах "а" - "з", "л" пункта 29 Основ ценообразования N 484.
Таким образом, расчетная предпринимательская прибыль определялась Комитетом с учетом утвержденных экономически необоснованных расходов на арендную плату и лизинговые платежи, амортизацию, в связи с чем, расчетная предпринимательская прибыль должна быть пересчитана Комитетом с учетом экономически обоснованного уровня данных расходов.
Относительно доводов о нарушении процедуры принятия Предписания ФАС России, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение о ФАС России), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, которым утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение о государственном контроле), реализация указанного положения осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с подпунктами "б" и "г" указанного пункта Положения о государственном контроле государственный контроль (надзор) осуществляется в том числе посредством:
- анализа исполнения обязательных требований при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), а также мониторинга тарифов в сфере обращения с ТКО и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации.;
- мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Следует отметить, что в соответствии с частью 10 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ ФАС России осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В связи с этим, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о ФАС России и подпунктами "а" и "д" пункта 30 Положения о государственном контроле, ФАС России вправе выдать предписание органу регулирования с требованием устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила регулирования), тарифы устанавливаются органом регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования.
Тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Предписание ФАС России направлено на устранение нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, доводы о невозможности пересмотра предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО по итогам выявления ФАС России нарушений законодательства несостоятелен.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителями жалоб не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2019 по делу N А40-302289/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-302289/2018
Истец: АО "СПЕЦАВТОБАЗА ПО УБОРКЕ ГОРОДА КУРСКА"
Ответчик: ФАС
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ