город Омск |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А46-7626/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12107/2019) общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2019 по делу N А46-7626/2019 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ИНН 5503248039, ОГРН 1145543005442) к Сибирскому управлению Ростехнадзора о признании недействительным и подлежащим отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - Болясная Е.С. по доверенности от 07.11.2018 N 119-12/246 сроком действия по 31.12.2019;
от Сибирского управления Ростехнадзора - Ичанская С.П. по доверенности от 31.12.2018 N 12 сроком действия по 31.12.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ОЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Сибирское управление Ростехнадзора, управление, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным и подлежащим отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2019.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.08.2019 по делу N А46-7626/2019 в удовлетворении требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, ООО "ОЭК" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что потребитель не устранил основания для введения ограничения режима потребления (не оплатил задолженность перед заявителем), ввиду чего был обязан после уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления выполнить предусмотренные пунктом 16 (1) Правил ограничения мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступление экономических, экологических или социальных последствий вследствие ведения такого ограничение режима потребления. Потребителем не выполнены все установленные действующим в сфере спорных отношений правовым регулированием мероприятия. Вместе с тем, как следует из жалобы, АО "Омскоблводопровод" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, и в результате предоставления АО "Омскоблводопровод" формального плана мероприятий, не соответствующего требованиям законодательства, не достигнута конечная цель, а именно - безаварийное прекращение технологического процесса, обеспечение безопасности людей и сохранности оборудования. По мнению подателя апелляционной жалобы, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении Сибирского управления Ростехнадзора от 05.04.2019 основано на неправильном применении норм права к установленным обстоятельствам, в связи с чем является недействительным и подлежит отмене.
В письменном отзыве на жалобу управление просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем общества поддержаны доводы жалобы. Представитель заинтересованного лица высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "ПСК") и АО "Омскоблводопровод" (далее - потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.03.2013 N 55040372370100 с соглашением о замене стороны от 28.02.2014 в отношении энергоснабжаемых объектов, указанных в данном договоре.
В связи с систематическим неисполнением потребителем обязанности по оплате потребленной электрической энергии, учитывая значительный размер образовавшейся задолженности (на момент вручения уведомления (11.12.2018) сумма задолженности за потребленную электроэнергию составила 2 229 33 руб. 45 коп., пени - 95 244 руб. 31 коп.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее -Правила ограничения), АО "ПСК" направило в адрес потребителя уведомление от 10.12.2018 N 070-177845-УЭ о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергоснабжаемых объектов, указанных в договоре.
ООО "ОЭК" в рамках исполнения агентского договора от 11.01.2019 N А-ГП-140301-7 обратилось от имени поставщика энергии в административный орган с заявлением о привлечении акционерного общества "Омскоблводопровод" к административной ответственности.
05.04.2019 Сибирским управлением Ростехнадзора по заявлению от 14.03.2019 ООО "ОЭК" вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с предоставлением потребителем Плана мероприятий по обеспечению готовности к ведению полного ограничения.
Заявив о том, что представленный документ носит формальный характер, не соответствует требованиям законодательства об электроэнергетике, а также что данное определение нарушает права и законные интересы ООО "ОЭК" в процессе осуществления им законной предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило основанием обращения ООО "ОЭК" в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из положений статьи 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 Кодекса.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).
Такое определение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд (части 3, 4 статьи 30.1 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
При этом согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
С учетом приведенных положений у заявителя, действующего от имени поставщика энергии, имеется право на обжалование определения управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, так как данное лицо в рассматриваемом случае может быть признано потерпевшим, поскольку предполагаемым административным правонарушением ООО "ОЭК" мог быть причинен имущественный вред.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Абзацем первым пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Указанным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (абзац девятый статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
В приложении к Правилам определены категории данных потребителей, к которым относятся и организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (абзац десятый пункта 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав рассматриваемых мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Во исполнение требований указанного закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, которыми определен порядок осуществления мероприятий, обеспечивающих готовность потребителей к введению ограничения режима потребления электроэнергии.
Указанным нормативным правовым актом в пределах шестимесячного срока установлена периодичность осуществления данных мероприятий.
Пунктом 16 Правил ограничения регламентировано, что потребитель особой категории обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Порядок и перечень мероприятий, которые должен выполнить потребитель особой категории, установлен пунктом 16(1) Правил ограничения.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил ограничения Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Из анализа положений статьи 38 Закона N 35-ФЗ и пункта 16 Правил N 442 следует, что потребителю на осуществление данных мероприятий предоставлен срок - не менее 6 месяцев.
Следовательно, АО "Омскоблводопровод" было обязано выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в течение 6 месяцев после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления.
В связи с наличием задолженности по оплате электрической энергии ООО "ОЭК" направило в адрес АО "Омскоблводопровод" уведомление от 10.12.2018 N 070-177845-УЭ о введении режима ограничения потребления электроэнергии. В связи с этим 18.01.2019 АО "Омскоблводопровод" в установленном порядке предоставило план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии.
При этом доводы заявителя о том, что мероприятия, поименованные в плане, не приведут к желаемому результату, и носят формальный характер, что свидетельствует о невыполнении потребителем мероприятий, обеспечивающих возможность ограничения подачи энергии, суд считает несостоятельными, поскольку в силу закона обеспечение готовности к прекращению подачи энергии, а также выбор конкретных мер, направленных на это, находится в компетенции потребителя.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством, а неправомерные действия потребителя образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий.
Вместе с тем, с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ ООО "ОЭК" обратилось в Сибирское управление Ростехнадзора 14.03.2019, то есть до истечения 6-тимесячного срока.
Оспариваемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено Сибирским управлением Ростехнадзора 05.04.2019, то есть также до истечения 6-тимесячного срока.
В связи с тем, что АО "Омскоблводопровод" выполнило мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии до истечение 6 месяцев после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления, предоставив в установленном порядке план мероприятий, в его действиях отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
С учетом изложенного основания для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ по состоянию на 05.04.2019 в отношении АО "Омскоблводопровод" отсутствовали. Основания для иного вывода апелляционным судом не усматриваются.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оставив без удовлетворения требования общества.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по данной категории дел в соответствии со статьей 208 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2019 по делу N А46-7626/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7626/2019
Истец: ООО "ОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Сибирское управление Ростехнадзора