г. Киров |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А29-8865/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей истца Идрисовой О.А., действующей на основании доверенности от 03.06.2019, Курсакова А.Н. по доверенности от 06.06.2019,
представителей ответчика Головастиковой Л.М., действующей на основании доверенности от 21.12.2018, Гросс А.М. по доверенности от 26.12.2018,
представителей третьего лица (Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми) Голубковой Н.Ф. по доверенности от 16.08.2019 и Мингалева С.А., действующего на основании доверенности от 28.05.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2019 по делу N А29-8865/2018, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомстрой-жилье" (ИНН: 1105020750, ОГРН: 1091105000205), акционерное общество "Тепловая сервисная компания" (ИНН: 1105016225, ОГРН: 1041100740240),
- муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Альтернатива" (ИНН: 1105023173, ОГРН: 1141105000134), общество с ограниченной ответственностью "Респект дом" (ИНН: 1105022518, ОГРН: 1131105000113), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания города Печора" (ИНН: 1105019032, ОГРН: 1061105010471), общество с ограниченной ответственностью "Район" (ИНН: 1105022638, ОГРН: 1131105000234), общество с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Плюс" (ИНН: 1105019530, ОГРН: 1071105000460), общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Монолит" (ИНН: 1105022437, ОГРН: 1131105000036), Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ИНН: 1101160250, ОГРН: 1181101000190), администрация муниципального района "Печора" (ИНН: 1105012781, ОГРН: 1021100875575)
взыскании задолженности,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - АО "Коми энергосбытовая компания", АО "КЭСК", Общество, ответчик, заявитель) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 1 669 536 руб. 77 коп. стоимости услуг по передаче электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирных домов г. Печора за период с июня 2016 года по май 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомстройжилье", открытое акционерное общество "Тепловая сервисная компания" (далее - ОАО "ТСК"), муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Альтернатива", общество с ограниченной ответственностью "Респект дом", общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания города Печора", общество с ограниченной ответственностью "Район", общество с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Монолит", Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство), Администрация муниципального района "Печора" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2019 исковые требования удовлетворены частично: с АО "КЭСК" в пользу Компании взыскано 1363191 руб. 04 коп. задолженности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в дополнении к апелляционной жалобе от 04.09.2019 указывает, что суд первой инстанции необоснованно принял расчет истца и взыскал часть объема услуги по передаче электроэнергии, согласившись с доводом МРСК о том, что с июня 2016 года по май 2017 года Общество должно было производить начисления за электрическую энергию, поставленную на общедомовые нужды МКД, в которых отсутствуют установленные и введенные в эксплуатацию общедомовые приборы учета, с учетом площадей чердачных и подвальных помещений спорных МКД. Поясняет, что в спорный период действовал норматив потребления, установленный приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21. Ссылается на пояснения Министерства в письме от 05.02.2019 N 11741 (т. 3 л.д. 139) о том, что площади технических чердаков и подвалов в расчетах при утверждении норматива, установленного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21 не участвовали. Полагает, что отсутствие в спорный период норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, рассчитанного с учетом всей площади общего имущества МКД, включающей площадь чердаков и подвалов в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, не позволяло Обществу, при расчетах с истцом, применять установленный Приказом от 23.08.2012 N 62/21 норматив потребления к иной площади МКД (с учетом чердаков и подвалов). Поскольку особенности конструкции конкретных многоквартирных жилых домов, определяющие состав общего имущества, находят отражение в технической документации; документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом, истец без достаточных правовых оснований использовал для перерасчета информацию о площадях помещений, входящих в состав общего имущества спорных МКД, полученную им от муниципального образования MP "Печора", а также с официального сайта Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми. Сообщает, что в соответствии решением Печорского городского суда от 03.10.2018 по делу N 2-518/2018 действия АО "Коми энергосбытовая компания" по начислению и взиманию платы за электроэнергию за общедомовые нужды исходя из данных о площади общедомового имущества многоквартирного дома, представленных администрацией муниципального района Печора признаны незаконными в связи с неправомерностью их принятия к расчету. В обоснование своей позиции ответчик приложил копии технических паспортов по МКД, информацию с официального сайта Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
ПАО "МРСК Северо-Запада" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы ответчика, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика поддержали доводы жалобы, представители истца огласили доводы отзыва, представители Министерства пояснили правовую позицию по делу.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела в судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 25.09.2019 и 26.09.2019.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2019 по делу N А29-8865/2018 отменить. Сообщает, что для ПАО "МРСК Северо-Запада" органом регулирования при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в рамках долгосрочного периода регулирования 2014-2018 годов учитывались плановые затраты на покупку потерь электрической энергии исходя из утвержденного параметра (9,69%), фактический уровень потерь территориальной сетевой организацией в 2014-2018 годах составил 8,23% и 7,42% в 2016 и 2017 годах соответственно; данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии недополученных доходов ПАО "МРСК Северо-Запада". Обращает внимание суда, что филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" в письме от 05.03.2019 N МР2/5/019-03-1/1798 сообщил об отсутствии разногласий по объемам поставленной до 1 июня 2017 года электроэнергии между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, при этом истец не возражал против применения АО "Коми энергосбытовая компания" при расчете платы за потребление электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД (на примере дома г. Воркута, шт. Северный, ул. Крупской, д. 19) только площадей лестничных клеток данного МКД.
АО "ТСК", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, направило в апелляционный суд отзыв, в котором считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению АО "Тепловая сервисная компания", одной из причин возникновения спора послужило неисполнение истцом требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об обязанности обеспечить оснащение МКД общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов. Поддерживает доводы жалобы АО "КЭСК" о том, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Считает, что независимо от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета, при расчете платы за электроэнергию мест общего пользования, площадь чердаков и подвалов учитываться не должна. В обоснование своей позиции третье лицо приложило копии писем за исх. N 1724 от 12.09.2019, N772 от 13.09.2019 с приложением Перечня домов, находящихся в управлении АО "ТСК", выданным Печорским отделением Северного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Апелляционным судом в судебном заседании исследованы представленные сторонами и третьими лицами письменные пояснения и приложения к ним.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.01.2008 между ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (правопредшественник истца, исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.01.2008 N 28/08-1 (далее - договор), согласно пункту 2.1. которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленным федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций (ТСО), заключивших с исполнителем Договоры об организации передачи электрической энергии (перечислены в приложении N 15), а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Пунктом 3.3.4 договора установлено, что по окончании каждого расчетного периода исполнитель самостоятельно определяет объемы поставленной электрической энергии в порядке, определенном в Приложении N 8 к Договору, и ежемесячно направляет заказчику соответствующие сведения самостоятельно и (или) с привлечением территориальных сетевых организаций.
В силу пункта 7.7 Договора (в редакции протокола разногласий) оплата услуг по передаче электроэнергии производится в следующее порядке: до 25-го числа месяца, предшествующему расчетному, исполнитель выставляет заказчику счет на оплату услуг исходя из плановых объемов передачи электроэнергии, указанных в приложении N 4 к договору. Заказчик производит оплату по выставленному счету: не позднее 10-го числа текущего месяца - 33% стоимости услуг, указанных в счете; не позднее 25-го числа текущего месяца - 33% стоимости услуг указанных в счете. Окончательный расчет производится не позднее 13-го числа месяца, следующего за расчетным, но не ранее трех рабочих дней с момента получения счета-фактуры и акта об оказании услуг по передаче электроэнергии, с учетом платежей, произведенных заказчиком по выставленному счету.
Согласно пункту 8.14. Договора (в редакции протокола разногласий) за несвоевременное исполнение обязательств, в том числе возникшее в результате заявления одной из сторон об оспаривании объемов указанных в выставленных счетах и счетах-фактурах (в том числе путем отказа от подписания актов оказанных услуг или подписания их с разногласиями), которое впоследствии признано необоснованным (сторонами или в судебном порядке), за исключением случаев, когда сторона, оспаривающая объемы, указанные в счете-фактуре, не получила в соответствии с положениями договора от второй стороны необходимые для обоснованного оспаривания материалы и документы, сторона, несвоевременно исполнившая обязательство по оплате или отклонившаяся от подтверждения объемов поставленной электрической энергии, оказанных услуг, потерь электрической энергии, в следующем за расчетным периоде обязана уплатить другой стороне штрафную неустойку (пеню) в размере ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки до полного исполнения денежного обязательства.
В соответствии с Приложением N 8 к Договору объем услуг по передаче электрической энергии определяется истцом по каждой точке поставки на основании: показаний приборов учета; расчетных способов (в отсутствие приборов учета); актов о безучетном потреблении электрической энергии.
Во исполнение принятых по договору обязательств в период с июня 2016 года по май 2017 года включительно (далее - спорный период) истец оказывал ответчику услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные дома на территории муниципального района "Печора" Республики Коми согласно перечню 88 домов, которые в спорный период не были оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета электроэнергии, направил акты об оказании услуг по передаче электрической энергии, выставил к оплате счета-фактуры.
Объемы оказанных услуг по передаче электроэнергии подтверждены ведомостями об объемах переданной электроэнергии за спорный период.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии в полном объеме послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по оплате услуг по передаче электрической энергии основано на подписанном между сторонами договоре.
Из статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям ПАО "МРСК Северо-Запада" на 2016 и 2017 годы осуществлялось в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в рамках долгосрочного периода регулирования 2014-2018 годов.
Органом регулирования в соответствии с действующим законодательством была утверждена необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей ПАО "МРСК Северо-Запада" на каждый год долгосрочного периода регулирования 2014-2018 годов, а также утверждены долгосрочные параметры регулирования.
К долгосрочным параметрам регулирования территориальных сетевых организаций относится, в том числе, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
ПАО "МРСК Северо-Запада" в целях установления долгосрочных параметров регулирования на 2014-2018 годы представило материалы, в том числе уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на всех уровнях напряжения за последний истекший год, сформированный сетевой организацией на основании объемных показателей за 2012 год с учетом объемов потребления, сформированных на основании нормативов на ОДН и площадей общедомового имущества, учтенных органом регулирования при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с приказом Службы РК по тарифам от 23.08.2012 N 62/21).
Уровень потерь на долгосрочный период регулирования 2014-2018 годов (в том числе в оспариваемый период 2016 и 2017 годов) для ПАО "МРСК Северо-Запада", утвержденный приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2013 N 99/6, составил 9,69% и определен органом регулирования в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования.
Вместе с тем фактический уровень потерь территориальной сетевой организацией составил 8,23% и 7,42% в 2016 и 2017 годах соответственно.
Расчет нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД на территории Республики Коми в 2012 году уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми (Службой Республики Коми по тарифам) осуществлялся в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306, Правила установления и определения нормативов).
В рамках рассмотрения настоящего дела между сторонами при определении объема услуг по передаче электроэнергии в МКД возник спор относительно площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Заявитель полагает, что в данную площадь истцом необоснованно включена площадь чердаков, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
В Письме Министерства регионального развития России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Указано, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам N 306, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам N 306), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 306).
В этой связи для обеспечения, в том числе, ресурсоснабжающих и сетевых организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВтч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД) определяется по формуле 34 Правил N 306, из которой следует, что между рассчитанным нормативом и общей площадью помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, существует обратно пропорциональная зависимость: чем меньше площадь помещений общего имущества в МКД, тем большее значение принимает рассчитанный норматив, и наоборот, чем больше площадь общедомового имущества, тем норматив меньше.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21, использована общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, указанная в пункте 17 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ от 17.02.2012 N 98-э, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Министерство в письменном отзыве и судебном заседании пояснило, что все заявленные обоснованно недополученные средства филиала ПАО "МРСК Северо-Запада", образовавшиеся по результатам деятельности за 2016 и 2017 годы, были учтены в необходимой валовой выручке в рамках тарифной кампании, проводимой в 2017 и 2018 годах соответственно.
Заслуживает внимания также содержание письма ПАО "МРСК Северо-Запада" от 05.03.2019 N МР2/5/019-03-1/1798 в адрес Министерства, в котором сообщается об отсутствии разногласий по объемам поставленной до 1 июня 2017 года электроэнергии между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. Более того, истец не возражал против применения АО "Коми энергосбытовая компания" при расчете платы за потребление электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД только площадей лестничных клеток (на примере МКД по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Крупской, д. 19).
Таким образом, гарантирующим поставщиком при расчете платы за потребление электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД до июня 2017 года правомерно применялись площади общего имущества в соответствии с пунктом 17 приложения 2 к Правилам N 354 без учета чердаков и подвалов, перерасчет платы с учетом площадей чердаков и подвалов ведет к необоснованному увеличению затрат населения за электроэнергию.
Применительно к рассматриваемому спору для расчета объема переданной по сетям электрической энергии истец использовал информацию о площадях помещений, входящих в состав общего имущества МКД, полученную им от муниципального образования MP "Печора", а также с официального сайта Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома относятся, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудования (технические подвалы).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 24 Правила N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1301) государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (именуются также - БТИ).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Соответственно, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, надлежит определять на основании данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В целях определения объема услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 24 Правила N 491, а также пунктами 3, 9, 11 Постановления N 1301 Обществом от АО "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации" запрошены сведения о размере площади мест общего пользования. Ответы на указанные запросы представлены в материалы дела (т. 3, л.д. 66-71).
На основании представленных сведений Обществом выполнен справочный расчет объема услуги по передаче электрической энергии, поставленного в спорные многоквартирные жилые дома, не оснащенные общедомовыми приборами учета (т. 3, л.д. 81-90), согласно которому стоимость составила 342873 руб. 97 коп.
По расчетам истца стоимость оказанных в спорный период услуг, рассчитанная с применением некорректных данных по площадям общедомового имущества, составила 2012410 руб. 83 коп.
Уточненные исковые требования, заявленные ПАО "МРСК Северо-Запада", равны 1669536 руб. 77 коп. (2012410 руб. 83 коп. - 342873 руб. 97 коп.), следовательно, содержат разницу в стоимости объема электрической энергии, которая передана в электрические сети в период с 1 июня 2016 года по 31 мая 2017 года, выполненного истцом с использованием сверхнормативных данных, и рассчитанного ответчиком с применением норматива, установленного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21.
Вместе с тем, необходимо отметить, что действующий в спорный период норматив, установленный приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21, не был оспорен, следовательно, у ПАО "МРСК Северо-Запада" не возникли основания для перерасчета объемов, исходя из больших площадей (с учетом чердаков и подвалов) помещений МКД.
При таких обстоятельствах при рассмотрении апелляционной жалобы установлено неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2019 по делу N А29-8865/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о взыскании с акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" 1 669 536 руб. 77 коп. стоимости услуг по передаче электроэнергии отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.