3 октября 2019 г. |
А43-19985/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НвскНН" (603155, г. Нижний Новгород, ул. Б.Печерская, д. 40, пом. П12; ОГРН 1135260012832, ИНН 5260366380)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.06.2019
по делу N А43-19985/2019,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НвскНН" о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода",
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "НвскНН" - Сарян Р.А. по доверенности от 03.06.2019 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "НвскНН" (далее - ООО "НвскНН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 25.04.2019 N 129 решения Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) об отказе в оформлении ордера на производство работ по установке временного ограждения земельного участка, выделенного под строительство гостиницы со встроенной автостоянкой, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Канавинский район, на пересечении улиц Совнаркомовская и Мануфактурная, примерно в 6 метрах на юго-запад от дома 6А по ул.Совнаркомовская, кадастровый номер земельного участка 52:18:0030024:844.
Решением от 25.06.2019 Арбитражного суда Нижегородской области заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НвскНН" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что отказ в оформлении ордера на установку временного ограждения нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку влечет для Общества неблагоприятные последствия в виде невозможности осуществлять подготовительные работы перед получением разрешения на строительство объекта, а также привлечения к административной ответственности за несоблюдение сроков производства работ (размещение временного ограждения за пределами сроков, установленных ранее выданным ордером).
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, 27.11.2018 Учреждение выдало ООО "НвскНН" ордер на производство работ по установке временного ограждения по адресу: г.Н.Новгород, ул.Совнаркомовская, д. 6а (ул.Мануфактурная, 12) со сроком действия с 01.12.2018 по 30.04.2019.
До истечения срока действия ордера 17.04.2019 Общество обратилось в Учреждение с гарантийной заявкой за оформлением нового ордера на производство работ по установке ограждения (тип 5) по указанному адресу.
Письмом от 25.04.2019 исх.N 129 Учреждение отказало Обществу в оформлении ордера на производство работ по установке временного ограждения в связи с не представлением разрешения на строительство, а также схемы установки временного ограждения (стройгенплана).
Посчитав такое решение уполномоченного органа не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода городской Думой г.Н.Новгорода решением от 26.12.2018 N 272 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, действующие с 11 января 2019 года (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород, порядок и периодичность их проведения, направленные на создание безопасных, удобных, привлекательных и комфортных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования город Нижний Новгород (пункт 1.2 Правил).
Выдача разрешения (ордера), в том числе, на обустройство строительных площадок (установка и размещение ограждений, устройство подъездных путей, моек), в порядке, установленном пунктами 13.5 - 13.30 настоящих Правил, отнесено к компетенции администрации города Нижнего Новгорода (пункт 1.9.2 Правил).
Согласно пункту 1.10 Правил разрешение (ордер) (далее - ордер) на производство работ представляет собой документ, дающий право на производство земляных, ремонтных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования город Нижний Новгород, иных работ, связанных с благоустройством территории муниципального образования город Нижний Новгород, выдаваемый уполномоченным органом администрации города Нижнего Новгорода в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов и элементов благоустройства.
В пункте 4.4 Правил определено, что строительные площадки, места производства земляных, ремонтных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций должны быть ограждены. По периметру ограждений должны быть установлены предупредительные надписи и знаки, указатели, сигнальное (аварийное) освещение. При въезде на строительную площадку размещаются информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора (в случаях когда надзор осуществляется), сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
Ограждения строительных площадок, мест производства земляных работ, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций должны соответствовать требованиям "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", "ГОСТ 23407-78. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия".
Ограждение строительной площадки, места производства земляных, строительных, ремонтных работ и работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций устанавливается в зависимости от вида огораживаемой площадки согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, в частности тип 5 (глухое ограждение) RAL 7032, 7042 - для ограждения строительных площадок при новом строительстве (реконструкции) зданий; участков прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций глубокого заложения (более 0,5 м), за исключением случаев, при которых используется тип 2; при строительстве и реконструкции объектов дорожно-мостового хозяйства.
Разделом 13 Правил регулируется порядок проведения земляных работ, в том числе аварийных, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования город Нижний Новгород, требования к обустройству и содержанию строительных площадок, мест производства работ, восстановления благоустройства территории (пункт 13.1 Правил).
В силу пункта 13.2 Правил работы производятся согласно ордеру, выдаваемому уполномоченным администрацией города Нижнего Новгорода органом (далее - уполномоченный орган).
Производство работ без ордера запрещается.
Согласно пункту 13.3 Правил ордер выдается при производстве работ по обустройству строительных площадок (установка и размещение ограждений, устройство подъездных путей, мойки).
При этом согласно пункту 13.4 Правил не требуется получение ордера на производство земляных работ в границах земельного участка при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, на которые получено разрешение на строительство либо уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Таким образом, по смыслу вышеназванных правоположений, необходимость получения ордера на обустройство строительных площадок, в том числе на установку ограждений, Правилами предусмотрена до начала осуществления строительных работ.
Иное толкование Учреждения и суда первой инстанции является неверным и ошибочным.
В соответствии с пунктом 13.5 Правил на каждый вид и объем работ оформляется отдельный ордер с указанием точного адреса производства работ. Ордер выдается заказчику работ.
Установлено по делу, что 17.08.2017 Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области и ООО "НвскНН" заключили договор аренды земельного участка площадью 1660,0 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030024:844, сроком на 5 лет с даты подписания акта приема-передачи для строительства гостиницы со встроенной автостоянкой.
Первый ордер на производство работ на установку временного ограждения тип 5 по адресу: г.Н.Новгород, ул.Совнаркомовская, 6а (ул.Мануфактурная, 12) Учреждение выдало Обществу 27.11.2018 N 7-1119 сроком до 30.04.2019.
До истечения срока его действия 17.04.2019 Общество обратилось в Учреждение с новой заявкой на оформление ордера на производство работ по установке ограждения (тип 5) по адресу: г.Н.Новгород, ул.Совнаркомовская, 6а (ул.Мануфактурная, 12).
До настоящего времени Общество не получило разрешение на строительство гостиницы, поскольку оно ведет археологические исследования с проведением историко-культурной экспертизы, исследование почвы, готовило заключение о карстоопасности объекта, инженерно-экологические изыскания земельного участка, что подтверждается как представленными в суде первой инстанции в материалы дела соответствующими договорами с подрядными организациями (л.д.61-73), так и представленными в суд апелляционной инстанции извлечениями из Научно-технического отчета об археологическом обследовании земельного участка с Актом государственной историко-культурной экспертизы документации, Технического отчета об инженерно-экологических изысканиях, из которых следует, что исследовательские работы велись и ведутся по всему периметру земельного участка, что требует наличие его ограждения.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Учреждения отсутствовали основания для принятия решения об отказе Обществу в выдаче ордера.
При этом суд указывает на незаконность и необоснованность указания Учреждением в оспариваемом решении на необходимость представлять разрешение на строительство и схему установки временного ограждения, поскольку на момент обращения отсутствовал нормативный акт (Административный регламент), регулирующий предоставление данной муниципальной услуги.
Кроме того, в соответствии с действующими Правилами наличие разрешения на строительство освобождает хозяйствующий субъект от обязанности оформлять ордер на производство работ.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако не соответствует Правилам благоустройства и нарушает права Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия для осуществления на земельном участке подготовительных работ перед началом строительства и повлекло привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Нижегородской области (дело N А43-22010/2019).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требования Общества являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета спора и установленных обстоятельств в целях восстановления нарушенных прав Общества суд считает необходимым обязать Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода" в течение десяти дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу оформить обществу с ограниченной ответственностью "НвскНН" ордер на производство работ по установке временного ограждения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030024:844.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Учреждения подлежат взысканию в пользу Общества понесенные им судебные расходы.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.06.2019 по делу N А43-19985/2019 отменить.
Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода" от 25.04.2019 N 129.
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода" в течение десяти дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу оформить обществу с ограниченной ответственностью "НвскНН" ордер на производство работ по установке временного ограждения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030024:844.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода" в пользу общества с ограниченной ответственностью "НвскНН" судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19985/2019
Истец: ООО " НвскНН"
Ответчик: Канавинский отдел Упрвления Административно-технического и муниципального контроля Администрации г.Н.Новгорода, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА"
Третье лицо: ООО "НвскНН"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7962/19
03.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7109/19
25.06.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-19985/19
16.05.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-19985/19