город Томск |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А03-1715/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Барнаул) (N 07АП-8883/2019) на решение от 22.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-1715/2019 (судья Куличкова Л.Г.), по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Барнаул), г.Барнаул (ИНН 2225130700, ОГРН 1122225006903) к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Барнаул, о признании незаконными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 90 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату Золовкиной А.Г. пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 124 928, 55 руб., решения о возмещении излишне понесенных расходов N 168-п/в.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Золовкина А.Г.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту - заявитель, Учреждение, ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Барнаул, (далее по тексту - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 90 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату Золовкиной А.Г. пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 124 928, 55 руб., решения о возмещении излишне понесенных расходов N 168-п/в.
Решением от 22.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющие значение для дела обстоятельства не доказаны. Указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя собирать информацию о заключении его работником, работающим по основному месту работы, иных трудовых договоров. Отмечает, что из представленных Золовкиной А.Г. документов не усматривалось наличие работы в иных организациях. Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком Сдвижковой О.В. произведен в соответствии со статьей 14 ФЗ N 255.
В возражениях на апелляционную жалобу Фонд отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правомерность выводов суда первой инстанции и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании решении директора филиала N 1 регионального отделения от 10.09.2018 N 204-н/с проведена выездная проверка заявителя на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) и расходования этих средств за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, N168-п\в полноты и достоверности сведении, представленных страхователем для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением, N204-р правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя, N204-д правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя в Фонд социального страхования плательщиком страховых взносов.
После окончания проверки вынесены решение N 90 от 17.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 125604,94 руб. и решение N 168-п\в от 17.12.2019 о возмещении излишне понесенных расходов на Сдвижкову О.В. в сумме 16245,37 руб.
Полагая, что оспариваемые решения являются незаконными и нарушают права заявителя в области предпринимательской и экономической деятельности, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения Фонда соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение) и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком является страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, имеет право: проверять документы по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.
В свою очередь страхователи обязаны: вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) и его территориальные органы осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
В силу ч. 8 ст. 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страховании в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255- ФЗ).
Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком предусмотрены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённым приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 N 11012н (далее - Порядок).
Статьей 13 Федерального закона N 81-ФЗ предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В части 1 статьи 1 Закона N 255-ФЗ определены условия, размеры и порядок обеспечения застрахованных граждан государственными социальными пособиями, в том числе и ежемесячным пособием по уходу за ребенком до достижении им полутора лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 часть 1 статьи 2.1 Закона N 255- ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, являются застрахованными лицами.
Из статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 01.07.2017 осуществлялась страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производилась в счёт уплаты страховых взносов, а при превышении расходов на выплату пособий, за счет денежных средств, выделяемых Фондом социального страхования.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", соответственно с 01 июля 2017 года не работодателе, а филиалы регионального отделения назначают и выплачивают пособия непосредственно застрахованным лицам по их выбору либо на лицевой счёт в банке или почтовым переводом.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма заявления утверждается Фондом.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
В соответствии с п. "а" ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком указанным лицам назначается и выплачивается по месту работы, службы (п/п а п. 45 Порядка, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В силу подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, страховым случаем признается, в том числе, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Страховым обеспечением по указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункт 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полугора лет (часть 1).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Следовательно, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право получения пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребёнком.
Согласно ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения). При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Поскольку право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы среднего заработка за два календарных года, предшествующие году наступления отпуска по уходу за ребенком.
В соответствии с указанной нормой из расчета исключаются календарные дни, приходящиеся на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ календарные годы (календарный год) расчетного периода, на которые выпадало пособие по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком, по заявлению застрахованного лица могут быть заменены предшествующими годами (годом) в случае, если это приведет к увеличению размера пособия.
Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачёту расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Золовкина Анна Геннадьевна находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 16.03.2015.
Согласно приказу о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком Золовкиной Анны Геннадьевны с 01.12.2015 с сохранением ежемесячного пособия по уходу за ребенком продолжительность ежедневной работы составляет 5,4 часа. До ухода в отпуск по беременности и родам продолжительность рабочего времени составляла 7,2 ч.
На основании приказа N 307 от 12.05.2016 Золовкиной Анне Геннадьевне предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 2 календарных дня с 26.05.2016 по 27.05.2016.
Документы необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком Золовкиной А.Г. и приказ организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком с 28.05.2016 в ходе проверки не представлены.
Исходя из лицевого счета сотрудника с 28.05.2016 до 14.06.2016 производилась оплата за работу за неполный рабочий день и сохранялось пособие по уходу за ребенком в прежнем размере.
Приказом от 15.06.2016 N 239лс считать 14.06.2016 датой окончания отпуска по уходу за ребенком Золовкиной А.Г. сумма пособия ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 19855,78 руб.
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ представлен трудовой договор заключенный с Золовкиной А.Г. N 646 от 01.09.2015, согласно которому она принята на 0,5 ставки по внешнему совместительству.
Датой начала работы 01.09.2015 по 31.05.2016. Работнику устанавливается неполное рабочее время 18 ч. в неделю. Рабочая неделя с одним выходным днем (18/6) по 3 часа в день.
Из представленного табеля учета рабочего времени и расчета заработной платы время работы в количестве 3 ч. подтверждается.
Также представлено дополнительное соглашение к трудовому договору N 105 от 20.04.2011 ООО "Фирма "Технология - стандарт" также заключенного с Золовкиной А.Г. на работу по совместительству. Работнику установлена 40 часовая рабочая неделя.
Согласно представленным табелям учета рабочего времени с 25.05.2016 по 15.06.2016 она работала по 4 часа.
Согласно предоставленным документа, Золовкина А.Г. работала на условиях неполного рабочего времени в ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г.Барнаул) по 5,4 часа (где и являлась получателем пособия по уходу за ребенком).
В этот же период работала в ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ по 3 часа в день, и с 25.05.2016 по 15.06.2016 она работала по 4 часа в день в ООО "Фирма "Технология - стандарт".
В общей сложности Золовкина А.Г. работала более 8 часов в день (12,4 час), следовательно, не могла осуществлять уход за ребенком.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что в такой ситуации пособие становится не компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ условия для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Золовкиной А.Г. не соблюдены, фактически осуществлял уход за ребенком иной член семьи, а Фонд компенсировал утраченный заработок в виде пособия по уходу за ребенком.
Согласно статье 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство) Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров на работу по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено Федеральным законом (ст. 282 ТК РФ).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что он не располагал информацией о внешнем совместительстве, об отсутствии обязанности работодателя собирать информацию о заключении его работником, работающим по основному месту работы, иных трудовых договоров, обоснованно указав на следующее.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Закон у N 165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 4.3 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрена обязанность застрахованных лиц уведомлять страховщика об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.
Работа на условиях неполного рабочего времени в проверяемой организации и работа по совместительству в других организациях в совокупности работа более 8 часов в день Золовкиной А.Г. нарушает условия предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Суд первой инстанции правомерно отказал ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России в признании незаконным решения о возмещении излишне понесенных расходов N 168-п/в на Сдвижкову О.В. в сумме 16245,37 руб. в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 10.10.2016 в ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России приказом о приеме на работу N 431л принимается по совместительству Сдвижкова О.В. на 0,5 ставки.
16.11.2016 прекращается договор по совместительству и приказом N 488лс от 17.11.2016 она принимается в бухгалтерию по основному месту работы на 0,5 ставки.
Приказом N 690-до от 23.11.2016 Сдвижковой О.В. предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 24.11.2016.
Приказом N 495лс от 01.12.2016 Сдвижковой О.В. устанавливается рабочее время 7 часов в день, а именно: пятидневная рабочая неделя продолжительностью 35 часов, с сохранением выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Размер пособия на начало страхового случая составил 13708,82 руб.
С 17.07.2017 по 30.07.2017 приказом N 659-о от 27.06.2017 Сдвижковой О.В. предоставляется ежегодный очередной оплачиваемый отпуск (на 14 дней) с прекращением оплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
31.07.2017 Сдвижкова О.В. выходит на работу на неполный рабочий день, на основании заявления ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (приказ N 404лс от 31.07.2017).
Данный факт рассматривается как вновь наступивший страховой случай и для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком организацией берется заработок, полученный в предыдущих 2 календарных годах. За 2015 год берется заработок по справке 182Н с предыдущего места работы "Краевой центр медицины катастроф" - 376002,34 руб., исключаемые дни - 43. За период 2016 г. взят заработок с предыдущего места работы "Краевой центр медицины катастроф" по справке 182Н в сумме 178325,85 руб. и исключаемые дни в количестве 232 (в том числе исключены дни 2016 г., приходящиеся на работу по совместительству в ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России.
За 2016 г. взят в расчет заработок, когда женщина работала ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России не полный рабочий день, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, в то же время из расчета исключены дни нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что привело к увеличению среднедневного заработка.
Согласно расчету, произведенному организацией, соответственно среднедневной заработок для расчета пособия составил 1639,89 руб., максимальный среднедневной заработок составляет 1901 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком Сдвижковой О.В. с 31.07.2017 назначено организацией в сумме 19941,01 руб.
Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что целевым назначением пособий по обязательному социальному страхованию (в том числе и в связи с материнством) является возмещение утраченного заработка, т.е. назначение выплат в размере, аналогичном получаемым до наступления страхового случая, в рассматриваемой ситуации - до предоставления отпуска по уходу за ребенком.
Исчисление пособия ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России, основано на неправильном применении норм Федерального закона N 255-ФЗ, пункта 2, 3, 3.1 статьи 14 поскольку противоречит основному принципу осуществления обязательного социального страхования - устойчивости финансовой системы Фонда, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования и повлечет необоснованное завышение размера исчисленного застрахованной пособия по уходу за ребенком.
Средний заработок Сдвижковой О.В. в 2015 г. (т.е. до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам)) составил 1167,71 руб. (на основании справки 182 Н от работодателя "Краевой центр медицины катастроф" 376002,34 руб. /322 дн.).
В расчете организации от 01.08.2017 для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет среднедневной заработок, исчисленный организацией, составил 1639,89 руб. (учитывая, что женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и работала на условиях неполного рабочего времени).
Трудовой кодекс позволяет застрахованным лицам во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия по государственному соцстрахованию (ст. 256 ТК).
В свою очередь, пособие по уходу за ребенком рассчитывается в следующем порядке.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ в этих целях средний дневной заработок, необходимый для расчета пособий, определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующие году наступления отпуска по уходу за ребенком. Причем в соответствии с указанной нормой из расчета исключаются календарные дни, приходящиеся, в том числе на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.
Однако пособие по социальному страхованию не может являться дополнительным материальным стимулированием работника, поскольку цель его выплаты - лишь частично компенсировать сотруднице заработок, который она теряет во время отпуска по уходу за ребенком. Работающим женщинам это пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка. Соответственно, совмещая декретный отпуск до 1,5 лет с работой на условиях неполного рабочего времени, она вправе получить в виде заработной платы не более остальных 60 % от среднего заработка, не теряя при этом права на получение пособия из ФСС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно установил, что при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в рассматриваемой ситуации заработок за период, когда женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работала на условиях неполного рабочего времени, не подлежит включению в средний заработок для расчета пособий.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ календарные годы (календарный год) расчетного периода, на которые выпадали декретные и пособия по уходу за ребенком, по заявлению застрахованного лица могут быть заменены предшествующими годами (годом) в случае, если это приведет к увеличению размера пособия, на основании всего вышеизложенного при назначении пособия в рассматриваемой ситуации заработок за период, когда женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работала на условиях неполного рабочего времени не подлежит включению в средний заработок для расчета пособий.
Таким образом, поскольку работница в 2016 году находилась в отпуске по уходу за ребенком, то дни, приходящиеся на этот отпуск, подлежат исключению из расчетного периода. В связи с изложенным, сумма заработка в 2015 г. - 376002,34 руб., в 2016 г. - 178325,85 руб., исключаемые дни соответственно составят 43 и 270 дней.
В результате среднедневной заработок для расчета пособия составит 1326,14 руб. и размер пособия составит 16125,86 руб. в месяц.
Суд первой инстанции проверил расчет пособия по уходу за ребенком, произведенный Фондом социального страхования, и обоснованно признал его верным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил произведенный страхователем расчет пособия как не соответствующий установленным критериям, поскольку пособие превышает размер среднего заработка работника.
Как правильно указал суд первой инстанции, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись (частьЗ.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 1.32 Закона N 255-ФЗ "Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы подателя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющие значение для дела обстоятельства не доказаны, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1715/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Барнаул) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1715/2019
Истец: ФГБУ "Федеральный центр травмотологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения РФ г. Барнаул
Ответчик: ГУ Филиал N 1 Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ