г. Красноярск |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А33-681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ацтек": Дондика И.Н., представителя на основании доверенности от 01.02.2019 N 3; Борбышева А.Н., представителя на основании доверенности от 01.02.2019 N 4,
от ответчика - департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу:
Горбатовой Е.Е., представителя на основании доверенности от 05.09.2019 N 05-01/6540,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ацтек"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" июня 2019 года по делу N А33-681/2019, принятое судьёй Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ацтек" (ИНН 0317005174, ОГРН 1040301951546, далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее по тексту - ответчик, Центрсибнедра, Департамент) об оспаривании приказа от 19.11.2018 N 879 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ", решений и действий по его изданию, обязании департамента восстановить лицензию УДЭ 01179 БЭ в государственном реестре лицензий с внесением соответствующих изменений в автоматизированный банк данных.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 июня 2019 года по делу N А33-681/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Ацтек" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- судом неправильно истолкован закон, подлежащий применению, что повлекло за собой неправильное применение норм материального права;
- протокол комиссии от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ, письмо Забайкальского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 09.10.2018 N ВМ-02-11/185, акт проверки Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 19.06.2018 N Н046в не подтверждают факт неисполнения абзаца "а" пункта 4.1 Лецензионного соглашения;
- оспариваемый приказ был издан до истечения срока устранения нарушений, а заявитель был лишен законных прав на выполнение предписания;
- суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение Арбитражного суда Красноярского края по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования апелляционной жалобы, не согласны с решением суда первой инстанции, просят его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы не признал, согласен с решением суда первой инстанции, просит его оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
ООО "Ацтек" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1040301951546, являлось пользователем недр в Укучиктском месторождении в Республике Бурятия, расположенном в Северобайкальском районе Республики Бурятия в соответствии с лицензией серии УДЭ 01179 БЭ, зарегистрированной Бурятнедра в реестре 29.10.2007 за N 1179, на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча рудного золота на Укучиктском месторождении в Республике Бурятия со сроком действия до 01.11.2032.
Согласно материалам дела Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия в
отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 19.06.2018 N Н-046-в; обществу выдано предписание от 19.06.2018 N Н-046-в со сроком устранения нарушений - до 01.07.2019.
03.09.2018 в адрес департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) поступило письмо Федерального агентства по недропользованию
(Роснедра) от 24.08.2018 N 04-30/12522, содержащее указание на принятие решений в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон от 21.02.1992 N 2395-1) в связи тем, что в ходе осуществления полномочий Роснедр получены данные (письмо Правительства Республики Бурятия от 10.08.2018 N 0108-015-и6458), позволяющие сделать вывод о невыполнении условий пользования недрами по приведенным в приложении к письму лицензиям (в том числе по лицензии УДЭ 01179 БЭ) и наличии оснований для принятия решения о досрочном прекращении срока их действия.
К письму Роснедра от 24.08.2018 N 04-30/12522 приложено письмо Правительства Республики Бурятия N 01-08-015-и6458 от 10.08.2018 с просьбой рассмотреть возможность досрочного прекращения прав пользования недрами недропользователями, допускающими систематические нарушения с приложением перечня недропользователей, систематически не выполняющих условия лицензии (в данном перечне указан и заявитель).
В период подготовки вопроса к рассмотрению комиссией в адрес департамента поступили материалы проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия, в отношении ООО "Ацтек" (акт проверки N Н-046-в от 19.06.2018, предписание N Н-046-в от 19.06.2018).
24.10.2018 комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участком недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также досрочном прекращении права пользования недрами, отнесенным к полномочиям департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Комиссия Центрсибнедра), рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного в соответствии с лицензией на пользование недрами УДЭ 01179 БЭ.
На заседании комиссии Центрсибнедра, результаты которого оформлены протоколом от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ,
- рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ с целью разведки и добычи рудного золота на Укучиктинском месторождении в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия (недропользователь - ООО "Ацтек") по письму Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 24.08.2018 N 04-30/12522 с поручением рассмотреть вопрос в рамках процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со ст. 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в отношении ООО "Ацтек" по лицензии УДЭ 01179 БЭ, исходя из сведений полученных Роснедрами в ходе осуществления полномочий;
- выявлено, что по лицензии УДЭ 01179 БЭ пользователем недр не исполнены обязательства, предусмотренные абзацами "а", "в", "г" и "д" пункта 4.1 лицензионного соглашения, а именно:
1) сведения о прохождении государственной экспертизы в ФГКУ "Росгеолэкспертиза" (сведения из каталога проектов на геологическое изучение недр (СИБД)) проекта геологического изучения глубоких горизонтов месторождения отсутствуют;
2) материалы подсчета запасов рудного золота глубоких горизонтов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не поступали;
3) технический проект разработки лицензионного участка на согласование не поступал;
4) Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия проведена внеплановая проверка (акт от 19.06.2018 N Н-046-з) ООО "Ацтек", по результатам которой Управлением инициирована процедура досрочного прекращения права пользования недрами. Предприятию выдано предписание для устранения нарушений в срок до 01.07.2019 (представить в федеральный и территориальный фонды геологической информации отчет по подсчету запасов рудного золота глубоких горизонтов по лицензии УДЭ 01179 БЭ);
- установлено, что в соответствии с пунктом 10.1 лицензионного соглашения право пользования участком недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий оговоренных в абзацах "а", "в", "г", "д" пункта 4.1, пункта 5.2 соглашения.
Исходя из изложенного, комиссия Центрсибнедра решила рекомендовать Центрсибнедра на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 прекратить право пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ, предоставленной ООО "Ацтек", в связи с возникновением определенных условий, зафиксированных в лицензии, с наступлением которых право пользования прекращается.
В связи с невыполнением условий пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ, на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, учитывая рекомендации комиссии, отраженные в протоколе от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ, ответчиком издан приказ от 19.11.2018 N 879 "О досрочном прекращении прав пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ", которым досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии УДЭ 01179 БЭ, с целевым назначением: разведка и добыча рудного золота на Укучиктинском месторождении, расположенного в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.
Уведомление от 22.11.2018 N РБУ-ЦС-08-13/2565 "О направлении приказа" с приложением приказа от 19.11.2018 N 879 направлено обществу и получено им 03.12.2018.
На основании данного приказа лицензия исключена из Государственного реестра лицензий, внесены соответствующие изменения в автоматизированный банк данных.
Полагая, что указанный приказ ответчика, решение и действия по его изданию не соответствуют Закону от 21.02.1992 N 2395-1, нарушают права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 (далее по тексту - Административный регламент N 315), департамент является органом, уполномоченным на принятие оспариваемого акта, а также совершение оспариваемых решений и действий.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1, обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, предоставившим лицензию, в случае нарушения недропользователем существенных условий лицензии.
По пункту 99 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя:
- регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции;
- рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
- рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
- принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
- реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами.
Согласно пункту 106 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами.
Порядок работы Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами устанавливается приказом Роснедр.
По пунктам 107, 108 и 109 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии.
Согласно подпункту 1 пункта 112 Административного регламента N 315 в приказе Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами, подготовленным в соответствии с пунктом 102 настоящего Административного регламента, указываются основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1.
По пункту 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии). В этом случае Роснедра обязаны прекратить право пользования недрами, при этом порядок досрочного прекращения, установленный статьей 21 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, применению не подлежит.
Таким образом, прекращение права пользования недрами в рассматриваемом случае (по пункту 3 части 1 статьи 20 закона) осуществляется без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 21 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, поскольку уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами с указанием срока на устранение нарушения выдается пользователю недр только в случае, если установлены нарушения, перечисленные в части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1.
Вопрос о прекращении права пользования недрами без процедуры (то есть по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1) также подлежит рассмотрению уполномоченной Комиссией.
Поскольку ООО "Ацтек" допущено нарушение пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, выдача недропользователю уведомления с предоставлением срока на устранение нарушения не является обязательной.
Пунктами 1 и 10 части 2 статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; выполнение условий, установленных лицензий.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами регулируется Законом от 21.02.1992 N 2395-1 и Административным регламентом N 315.
Основания для прекращения права пользования недрами предусмотрены статьей 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами.
Возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии) является основанием, влекущим безусловное прекращение права пользования недрами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции и доводом ответчика, что юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора является возникновение определенного условия, с наступлением которого прекращается право пользование недрами.
В рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством явилось нарушение обществом условий лицензионного соглашения, а именно абзацев "а", "в", "г" и "д" пункта 4.1 лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии УДЭ 01179 БЭ.
Как следует из материалов дела и заявителем документально не опровергнуто, оспариваемый приказ принят Департаментом по недропользованию по Центрально- Сибирскому округу по результатам рассмотрения материалов, представленных Роснедра, Правительством Республики Бурятия, Забайкальским территориальным отделением ФГКУ "Росгеолэкспертиза", в соответствии со сведениями, размещенными в каталоге проектов на геологическое изучение недр, и информации о нарушениях, выявленных Росприроднадзором по Республике Бурятия, в соответствии с установленным порядком и в пределах предоставленной законом компетенции.
Ответчиком в ходе осуществления полномочий получены данные, позволяющие сделать вывод о невыполнении условий пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ и наличии оснований для принятия решения о досрочном прекращении права, а именно нарушении абзацев "а", "в", "г" и "д" пункта 4.1. лицензионного соглашения.
В соответствии с абзацем 4 статьи 21 Закона от 21.02.1996 N 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, перечень оснований, при которых в адрес пользователя недр направляется уведомление о допущенных нарушениях с предоставленным сроком на устранение нарушений, является исчерпывающим и предусмотрен в Законе от 21.02.1996 N 2395-1.
В рассматриваемом случае право пользования ООО "Ацтек" участком недр прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1996 N 2395-1 (при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами).
В случае прекращения права по указанному основанию (пункт 3 части 1 статьи 20) предоставление срока для устранения нарушений ни Законом от 21.02.1996 N 2395-1, ни Административным регламентом N 315 не предусмотрено.
То есть, в случае принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1996 N 2395-1 направление уведомления о нарушениях и установление сроков на их устранение, законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции исходя из вышесказанного соглашается выводом суда первой инстанции, что досрочное прекращение права пользования недрами по предоставленной лицензии, осуществляемое лицензирующим органом в соответствии с Административным регламентом N 315, выдача предписания и привлечение к ответственности Росприроднадзором лицензиата в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, являются разными процессуальными действиями, не взаимосвязанными между собой; имеют разную правовую природу.
Пользователь недр обязан исполнять условия лицензионного соглашения, поскольку законодательством и лицензионным соглашением предусмотрена возможность наступления негативных последствий при невыполнении условий лицензионного соглашения в установленные в нем сроки. Сроки, установленные предписанием Росприроднадзора, не влияют на сроки исполнения условий пользования недрами, закрепленные лицензионным соглашением и не изменяют их.
Как следует из материалов дела, Центрсибнедра в связи с невыполнением условий пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ, на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, учитывая рекомендации комиссии Центрсибнедра, отраженные в протоколе от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ, издан приказ о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01179 БЭ от 19.11.2018 N 879, которым досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии УДЭ 01179 БЭ с целевым назначением: разведка и добыча рудного золота на Укучиктинском месторождении, расположенного в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.
Указание в оспариваемом приказе на протокол от 19.10.2018 N 18-2018 УДЭ, как следует из пояснений ответчика, является технической опечаткой, поскольку из текста протокола Комиссии Центрсибнедра N 18-2018 УДЭ следует, что протокол датирован 24.10.2018, содержание протокола согласуется с фактическими обстоятельствами, с указанным протоколом заявитель ознакомлен, иной протокол в деле отсутствует.
Согласно материалам дела заявитель имел лицензию серии УДЭ 01179 БЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча рудного золота на Укучиктинском месторождении в Республике Бурятия со сроком действия до 01.11.2032.
В соответствии с разделом 4 "Основные условия пользования участком недр" лицензионного соглашения, являющегося приложением N 3 к лицензии УДЭ 01179 БЭ, недропользователь должен осуществлять разведку и добычу рудного золота на лицензионном участке в соответствии с основными условиями пользования участком недр.
По объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязуется обеспечить:
- не позднее 12 месяцев со дня регистрации лицензии подготовку и согласование в установленном порядке проекта геологического изучения глубоких горизонтов месторождения, при этом проект должен получить положительное заключение государственной экспертизы (абзац "а" пункта 4.1 лицензионного соглашения);
- не позднее 36 месяцев со дня регистрации лицензии завершение разведки месторождения и предоставление подготовленных в установленном порядке материалов подсчета запасов рудного золота глубоких горизонтов на государственную экспертизу запасов (абзац "в" пункта 4.1 лицензионного соглашения);
- не позднее 48 месяцев со дня регистрации лицензии подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта разработки лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных
экспертиз (абзац "г" пункта 4.1 лицензионного соглашения);
- не позднее 66 месяцев со дня регистрации лицензии выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность в соответствии с техническим проектом, но не менее 40 кг золота в год (абзац "д" пункта 4.1 лицензионного соглашения).
Факт неисполнения абзаца "а" пункта 4.1 лицензионного соглашения подтверждается протоколом комиссии от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ, письмом Забайкальского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 09.10.2018 N ВМ-02-11/185, актом проверки Управления Росприроднадзора по Республики Бурятия от 19.06.2018 N Н-046в.
Представленные заявителем в материалы дела письма: от 18.03.2008 вх. N 020 исх. N 08-4; от 19.05.2008 вх. N 239, справка Бурятнедра 15.05.2008 N 868, отчет от 25.10.2008 вх. N 020-0745 от 13.11.2008, отчет по лицензионному соглашению от 20.01.2009, сданный в Бурятнедра 22.03.2010, вх. N 020-0112, протоколы испытаний от 14.10.2009 N 69 от 04.12.2009 N 218, письмо от 15.03.2010, сданное в Бурятнедра 22.03.2010 вх. 020-000105, сметно-финансовый расчет на Укучиктинском золоторудном месторождении в 2010 году от 19.03.2010 не свидетельствуют об обратном.
Из письма Забайкальского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 09.10.2018 N ВМ-02-11/185 следует, что в Забайкальском территориальном отделении ФБУ "Росгеолэкспертиза" для проведения экспертизы проектная документация ООО "Ацтек" по лицензии УДЭ 01179 БЭ на проведение работ по геологическому изучению глубоких горизонтов месторождения не поступала.
Изложенное заявителем документально не опровергнуто.
На Федеральное бюджетное учреждение "Росгеолэкспертиза" с 01.01.2013 целях совершенствования системы проведения экспертизы проектов геологического изучения недр и повышения качества оказания государственных услуг в данной сфере приказом Роснедр от 16.10.2012 N 1101 возложены полномочия по проведению государственной экспертизы проектов геологического изучения недр, поисков и месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 36.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции от 14.07.2008) работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Исходя из письма от 06.03.2009 N 30/1650, адресованного руководителям территориальных органов Федерального агентства по недропользованию Центрсибнедра, согласно статье 36.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе. При этом проекты работ по геологическому изучению недр, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, подлежат утверждению Роснедрами или его территориальным органом, а выполняемые за счет собственных средств, в том числе привлеченных, утверждаются недропользователем.
Таким образом, проведением экспертизы и согласованием представленных пользователями недр проектов на выполнение геологического изучения и разведки участков недр до 01.01.2013 занималось Управление по недропользованию по Республики Бурятия, как территориальный орган Роснедра.
Согласно пояснений ответчика, у департамента, как уполномоченного органа, информация о подготовке, положительной экспертизе и согласовании проекта геологического изучения глубоких горизонтов месторождения, предоставленного ООО "Ацтек" по лицензии УДЭ 01179 БЭ, отсутствует.
Заявителем указанное обстоятельство документально не опровергнуто.
Из содержания акта проверки от 19.06.2018 N Н-046в, следует, что для выполнения требований по предписанию управления от 17.05.2017 N НЗВАТ-304, ООО "Ацтек" заключен договор с ООО "ВВС" на подготовку и согласование проекта геологического изучения глубоких горизонтов месторождения.
Указанный договор и доказательства его исполнения в материалах дела отсутствуют.
В материалы дела заявитель представлены отчеты по формам 2гр, 7гр за 1 квартал 2018 года, сданные заявителем ответчику 26.06.2018 (письмо от 19.04.2018), а также отчеты по формам 2гр, 7гр за 2 квартал 2018 года, сданные ответчику 04.07.2018 (письмо от 04.07.2018).
В свою очередь указанные отчеты не подтверждают выполнение заявителем абзаца "в" пункта 4.1 лицензионного соглашения.
Однако актом проверки от 19.06.2018 N Н-046-в, предписанием от 19.06.2018 N Н- 046-в, протоколом комиссии от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ, протоколами заседания БурТКЗ от 26.11.2004 N 53 и от 30.07.2004 N 45, выписками из государственного баланса полезных ископаемых, сделанных в отношении Укучиктинского месторождения за период с 01.01.2008 по состоянию запасов на 01.01.2018, подтверждается факт неисполнения абзаца "в" пункта 4.1 лицензионного соглашения.
Исходя из акта проверки от 19.06.2018 N Н-046-в предписания от 19.06.2018 N Н- 046-в ООО "Ацтек" не выполняются требования абзаца "в" пункта 4.1 условий лицензионного соглашения лицензии УДЭ 01179 БЭ (обществом не представлен в федеральный и территориальный фонды геологической информации отчет о результатах работ, включая отчет по подсчету запасов), а также на заявителя возложена обязанность по предоставлению в федеральный и территориальные фонды геологической информации отчета по подсчёту запасов рудного золота глубоких горизонтов в срок не позднее 01.07.2019 (доказательства исполнения предписания в материалах дела отсутствуют).
Согласно абзацу 7 статьи 29 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (по участкам недр местного значения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69, для проведения государственной экспертизы запасов в адрес Роснедра заинтересованным лицом направляются определенные перечнем документы.
По смыслу указанных норм, началом исполнения государственной услуги является обращение пользователя недр.
Согласно пункту 11 указанного положения N 69 проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Исходя из указанного, ООО "Ацтек" надлежало в установленный лицензионным соглашением срок представить подготовленные в установленном порядке материалы подсчета запасов рудного золота глубоких горизонтов для прохождения государственной экспертизы и постановки их на государственный баланс.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ООО "Ацтек" за оказанием государственной услуги в целях исполнения своих обязательств (предоставление подготовленных в установленном порядке материалов подсчета запасов рудного золота глубоких горизонтов на государственную экспертизу запасов) в уполномоченный орган не обращалось.
В дополнительных пояснениях Департамента по недропользованию по Центрально- Сибирскому округу указано, что ООО "Ацтек" было получено право пользование недрами на основании лицензии УДЭ 00613 БП в целях поиска и оценки рудного золота на участке Укучикта. Лицензия была оформлена 11.05.2000. Первоначальный срок действия лицензии был определен до 01.03.2005, в последующем продлен до 01.03.2011.
В рамках проведения геологического изучения участка недр "Учикта" ООО "Ацтек" открыло месторождение рудного и россыпного золота, что подтверждается свидетельством об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых N 4 от 15.12.2004.
На основании приказа от 26.10.2007 N 125 Управления по недропользованию по Республики Бурятия на ООО "Ацтек" оформлена лицензия УДЭ 01179 БЭ в целях разведки и добычи рудного золота на Укучиктинском месторождении в Республики Бурятия.
Из вышеуказанных протоколов следует, что по месторождению Укучиктинскому было проведено два заседания Территориальной комиссии по запасам: 30.07.2004 и 26.11.2004.
Данные в протоколах заседания ТКЗ явились основанием для внесения сведений в государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Однако согласно сведениям, указанным в выписках из Государственного баланса полезных ископаемых, сделанных в отношении Укучиктинского месторождения за период с 01.01.2008 по состоянию запасов на 01.01.2018, основания для внесения изменений в государственный баланс не возникали - материалы подсчета запасов рудного золота глубоких горизонтов в рамках проведенных ООО "Ацтек" работ по лицензии УДЭ 01179 БЭ на заседаниях территориальной комиссии по запасам не рассматривались в связи с тем, что протоколы ТКЗ, составленные после 30.07.2004 и 26.11.2004 и в период действия лицензии УДЭ 01179 БЭ обществом не представлялись. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Отчеты по формам 2гр, 7гр за 1 квартал 2018 года, сданные заявителем ответчику 26.06.2018 (письмо от 19.04.2018), а также отчеты по формам 2гр, 7гр за 2 квартал 2018 года, сданные ответчику 04.07.2018 (письмо от 04.07.2018), не свидетельствуют об обратном, а именно о предоставлении обществом в федеральный и территориальные фонды геологической информации отчета по подсчёту запасов рудного золота глубоких горизонтов.
Согласно пункту 3 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее по тексту - Положение от 03.03.2010 N 118), подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения от 03.03.2010 N 118).
В соответствии с пунктом 5 Положения от 03.03.2010 N 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Согласно пункту 23 Положения от 03.03.2010 N 118 решение о согласовании проектной документации подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа.
Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр (пункт 24 Положения от 03.03.2010 N 118).
Уполномоченным органом, обладающим информацией о выполнении пользователями недр обязательств по предоставлению на согласование технических проектов, является Центрсибнедра.
В ходе подготовки вопроса на Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу установлено, что технический проект разработки лицензионного участка на согласование в установленном порядке в департамент не поступал. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени ООО "Ацтек" не представило на согласование и утверждение в установленном порядке технический проект на разработку месторождения, в соответствии с которым осуществляется добыча полезного ископаемого.
Согласно материалам дела сопроводительным письмом от 01.09.2018 ООО "Ацтек" в адрес отделения ФГКУ "Росгеолэкспертиза" направлен проект на проведение разведочных работ на Укучиктинском золоторудном месторождении на 2018-2020 гг. для проведения экспертизы.
Из заявки на проведение экспертизы следует, что заявка от 01.09.2018 на проведение экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр (проекта на проведение разведочных работ на Укучиктинском золоторудном месторождении на 2018- 2020 гг.) подана обществом 10.09.2018 (входящий номер 140).
При этом по информации, размещенной в разделе "Каталог проектов на геологическое изучение" в базе СИБД, которую ведет Росгеолэкспертиза, 10.09.2018 ООО "Ацтек" предоставило проект на проведение разведочных работ на предоставленном участке недр и получило отрицательное заключение экспертизы.
Сопроводительным письмом от 27.12.2018 ООО "Ацтек" направило в адрес отделения ФГКУ "Росгеолэкспертиза" проект на проведение разведочных работ на Укучиктинском золоторудном месторождении на 2018-2020 гг., для проведения повторной экспертизы.
Доказательства проведения повторной экспертизы указанного проекта в материалах дела отсутствуют.
Комиссией Центрсибнедра установлено, что на 10.09.2018 пользователь недр только разработал проект на разведку участка недр и предоставил его на экспертизу.
Проект на добычу на экспертизу не поступал в уполномоченную организацию, государственную экспертизу не проходил.
Факт неисполнения абзаца "д" пункта 4.1 лицензионного соглашения подтверждается протоколом комиссии от 24.10.2018 N 18-2018 УДЭ, выписками из Государственного баланса полезных ископаемых сделанных в отношении месторождения Укучуктинское за период с 01.01.2008 по 01.01.2018, выпиской из государственного баланса по состоянию на 01.01.2008, выписками из государственного баланса полезных ископаемых, сделанных в отношении месторождения Укучуктинское за период с 01.01.2008 по 01.01.2018 (по состоянию на 01.01.2008, на 01.01.2009, на 01.01.2010, на 01.01.2011, на 01.01.2012, на 01.01.2013, на 01.01.2014, на 01.01.2015, на 01.01.2016, на 01.01.2017 и на 01.01.2018).
Доказательства того, что в установленный срок общество осуществило выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность в соответствии с техническим проектом, но не менее 40 кг золота в год, в материалах дела отсутствуют.
Согласно выписке из государственного баланса по состоянию на 01.01.2008 в отношении месторождения Укучиктинское основанием для внесения сведений в государственный баланс по запасам является протокол территориальной комиссии по запасам от 26.11.2004 N 53, согласно которому по Укучиктинскому золоторудному месторождению утверждены запасы рудного золота в следующих значениях: балансовые категории Сг. руда - 40,5тыс.т., золото - 418,3 кг.; забалансовые категории Сг: руда- 57,6 тыс.т, золото 132,4 кг.
Абзацем 2 статьи 31 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусмотрено, что постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2012 N 265 утвержден Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса (далее - Порядок N 265), вступивший в силу с 08.01.2013.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 265 добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с
государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
До вступления в силу Порядка N 265 (с 08.01.2013) действовал Порядок по списанию полезных ископаемых с государственного баланса, предусмотренный Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.07.2009N 207 (далее - Регламент N 207).
Согласно пункту 33 Регламента N 207 добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Таким образом, в период действия лицензии УДЭ 01179 БЭ законным основанием для списания с государственного баланса полезных ископаемых являлась информация, предоставленная пользователем недр о количестве добытого полезного ископаемого в предусмотренной отчетности.
Из анализа представленных в дело административным органом выписок из государственного баланса полезных ископаемых, подготовленных в отношении месторождения Укучуктинское за период с 01.01.2008 по 01.01.2018 (по состоянию на 01.01.2008, на 01.01.2009, на 01.01.2010, на 01.01.2011, на 01.01.2012, на 01.01.2013, на 01.01.2014, на 01.01.2015, на 01.01.2016, на 01.01.2017 и на 01.01.2018), следует, что состояние запасов полезного ископаемого в указанный период не изменялось.
Изложенное свидетельствует о том, что добыча полезных ископаемых ООО "Ацтек" не велась.
Материалами дела подтверждается факт несоблюдения пункта 4.1. лицензионного соглашения, что является основанием для прекращения права пользования недрами в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1.
Поскольку обществом не выполнены обязательства, предусмотренные лицензионным соглашением; указанные в актах нарушения являлись нарушением существенных условий лицензионного соглашения, у ответчика имелись законные основания для издания оспариваемого приказа.
Доводы общества о том, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку судом установлена законность оспариваемого приказа Центрсибнедра.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции и подлежат отклонению.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" июня 2019 года по делу N А33-681/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-681/2019
Истец: ООО "АЦТЕК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ