г. Вологда |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А05-2120/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2019 года по делу N А05-2120/2019,
установил:
индивидуальный предприниматель Тарабычин Николай Аркадьевич (ОГРНИП 304290422200094, ИНН 291300030265, далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, далее - Министерство) о признании недействительными распоряжения Министерства от 29.12.2018 N 2179 об утверждении отрицательного заключения проекта освоения лесов и отрицательного заключения от 29.12.2018 N 388 государственной экспертизы проекта освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду заявителю для заготовки древесины в Красноборском районе.
Решением суда от 02 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что с момента принятия уполномоченным органом решения о расширении заказника за счет спорных кварталов, указанные лесные участки приобретают статус особо охраняемых природных территории, следовательно, не могут быть предоставлены истцу для рубки.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является арендатором по договору аренды от 25.08.2009 N 744 (в редакции соглашения от 15.10.2015 N 1), заключенному в отношении лесного участка общей площадью 9205 га, расположенного в кварталах N 71-78, 94 Праводвинского участкового лесничества в Красноборском лесничестве Архангельской области.
Договор заключен на срок по 24.08.2058 и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Предпринимателем в 2018 году разработан проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду для заготовки древесины по договору от 25.08.2009 N 744, на срок действия проекта - с даты положительного заключения государственной экспертизы до 31.12.2028.
Проект предоставлен в Министерство для проведения государственной экспертизы.
По результатам рассмотрения проекта Министерством выдано отрицательное заключение от 29.12.2018 N 388 государственной экспертизы проекта освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду Предпринимателю для заготовки древесины в Красноборском лесничестве.
Указанное заключение утверждено распоряжением Министерства от 29.12.2018 N 2179.
Согласно отрицательному заключению проект освоения лесов не соответствует лесному плану Архангельской области, лесохозяйственному регламенту Красноборского лесничества и законодательству Российской Федерации, а именно: в кварталах 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества в 2019 году проектируется расширение Шиловского заказника регионального значения. В проекте освоения лесов в кварталах 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества планируется проведение рубок лесных насаждений, что противоречит целям создания заказника.
Полагая, что отрицательное заключение экспертизы и распоряжение о его утверждении являются недействительными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В статье 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 12 ЛК РФ проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 данной статьи).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов). Данным приказом установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Состава проекта освоения лесов установлено, что проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов пользования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиям предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В разделе "Создание лесной инфраструктуры" должна содержаться характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также иные сведения (пункт 7 Состава проекта освоения лесов).
В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в Порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7.1 Порядка N 496 установлено, что экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
При выявлении в ходе проведения экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается Лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение (пункт 7.2 Порядка N 496).
Пунктом 10 Порядка N 496 предусмотрено, что отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Как следует из оспариваемого распоряжения, основанием для его выдачи послужил вывод комиссии о несоответствии заявленного в проекте использования лесов в кварталах 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества целям создания (расширения) Шиловского заказника регионального значения.
В соответствии со статьей 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об охраняемых природных территориях) определено, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пунктом 1 статьи 24 Закона об охраняемых природных территориях предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Положение о Шиловском государственном природном биологическом заказнике регионального значения утверждено постановлением Правительства Архангельской области от 14.06.2016 N 215-пп.
Арендуемые Предпринимателем кварталы 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества в границы заказника в соответствии с Положением не входят ( том 1 листы 102-109).
Также судом установлено, что в 2018 году действовал лесохозяйственный регламент Красноборского лесничества Архангельской области, утвержденный постановлением Министерства от 10.12.2015 N 11п.
Новый лесохозяйственный регламент Красноборского лесничества Архангельской области утвержден постановлением Министерства от 22.10.2018 N 35п и вступил в силу с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 1.1.6. и таблицей 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" указанного Регламента кварталы 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества отнесены к зоне эксплуатационных лесов.
Согласно пункту 1.2. и таблице 6 "Виды разрешенного использования лесов" Регламента в отношении кварталов 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества установлен вид разрешенного использования лесов - заготовка древесины (том 1 лист 23).
Согласно пункту 1.1.8 указанного регламента ("Характеристика имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия") на территории Шиловского государственного природного биологического заказника регионального значения запрещается рубка лесных насаждений, за исключением рубок для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, рубок при проведении в соответствии со статьей 53.6 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 07.08.2018 N 358-пп, проектируется расширение Шиловского государственного природного биологического заказника регионального значения. Дополнительно предлагается включить квартала 1-5, 14-19, 23, 29-37, 48-55, 67-72, 89-95, 107-109 Праводвинского участкового лесничества.
Согласно плану мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области на период до 2028 года, являющимся приложением к Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 07.08.2018 N 358-пп, запланировано расширение Шиловского государственного природного биологического заказника на 30 тыс. га.
Однако, ни на дату рассмотрения проекта освоения лесов, ни на дату вынесения обжалуемого распоряжения решение о расширении Шиловского заказника за счет лесных земель, указанных в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области и лесохозяйственном регламенте Красноборского лесничества, не принято; кварталы 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества в границы Шиловского заказника не включены.
Также не определены конкретные сроки расширения Шиловского заказника и даты включения в его территорию указанных лесных кварталов.
Лесной план Архангельской области, утвержденный указом губернатора Архангельской области от 14.12.2018 N 116-у, не содержит информации об отнесении арендуемых Предпринимателем кварталов к особо охраняемым территориям. При рассмотрении карты-схемы распределения лесов по целевому назначению с расположением особо охраняемых природных территорий Архангельской области видно, что кварталы 71, 72, 94 Праводвинского участкового лесничества Красноборского лесничества входят в эксплуатационные леса.
При изложенных выше обстоятельствах дела, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иная оценка Министерством правовых норм и фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2019 года по делу N А05-2120/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2120/2019
Истец: ИП Тарабычин Николай Аркадьевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области