г. Киров |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А31-6533/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2019 по делу N А31-6533/2019, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт" (ИНН 4401053335, ОГРН 105440863334)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт" (далее - заявитель, ООО "КостромаТеплоРемонт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 21.05.2019 N 6.2-Пс/00492019, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Названным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по факту нарушения требований промышленной безопасности, регламентированных положениями части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", выразившегося в эксплуатации опасного производственного объекта - "система теплоснабжения, рег N А17-04107-001" по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, 99, адрес которого не внесен в имеющуюся у Общества лицензию от 01.10.2012 N ВП-17-024330.
Указанные нарушения выявлены в период март-апрель 2019 года при проведении прокуратурой г. Костромы (на основании обращения заместителя руководителя ЦУ Ростехнадзора) проверки деятельности ООО "КостромаТеплоРемонт" по исполнению требований в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов и отражены в постановлении прокуратуры г. Костромы о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.04.2019 (л.д. 19).
Решением от 25.07.2019 Арбитражный суд Костромской области отказал ООО "КостромаТеплоРемонт" в признании оспариваемого постановления незаконным, поскольку пришел к выводам о наличии и доказанности материалами дела в деянии Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, о соблюдении ответчиком порядка привлечения заявителя к административной ответственности, об отсутствии оснований для квалификации допущенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и исходя из конкретных обстоятельств дела, арбитражный суд изменил оспариваемое постановление в части административного наказания, снизив размер назначенного заявителю административного штрафа ниже минимального размера, установленного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, определив его в сумме 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КостромаТеплоРемонт" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить, заменив административный штраф в размере 100 000 рублей на предупреждение. Заявитель считает, что в данном случае, имеется вся необходимая совокупность условий для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и просит учесть следующее: до привлечения к административной ответственности Общество предприняло действия, направленные на устранение выявленных нарушений; особенности статуса ООО "КостромаТеплоРемонт" как теплоснабжающей организации; тяжелое финансовое положение Общества и привлечение его к административной ответственности впервые; отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Более подробно доводы и аргументы Общества со ссылками на конкретные обстоятельства дела приведены в апелляционной жалобе.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из содержания текста апелляционной жалобы Общества следует, что заявитель не согласен с решением суда первой инстанции только в части выводов об отсутствии в данном случае оснований для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны ответчика, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в части вопроса о возможности применения в рассматриваемой ситуации положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.
Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенное Обществом административное правонарушение, выразившееся в эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности "Система теплоснабжения ООО "КостромаТеплоРемонт" по адресу не указанному в лицензии, а значит без соответствующего специального разрешения и вне государственного надзора создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. То, что Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и привлекается к административной ответственности впервые, само по себе не является достаточным для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
По убеждению апелляционного суда, назначенное заявителю оспариваемым постановлением административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, определенного судом в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Такие обстоятельства как финансовое положение Общества, принятие заявителем мер к оформлению лицензии, а также то, что допущенное правонарушение не повлекло за собой причинение фактического вреда, были учтены судом первой инстанции при снижении размера административного штрафа на основании положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1. КоАП.
Судом апелляционной инстанции проверены все доводы апелляционной жалобы, однако они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а сводятся к иной, чем у суда, оценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания для изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2019 по делу N А31-6533/2019 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3 000 рублей по платежному поручению от 30.07.2019 N 516, подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2019 по делу N А31-6533/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению 30.07.2019 N 516.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6533/2019
Истец: Ообщество с ограниченной ответственностью "КОСТРОМАТЕПЛОРЕМОНТ"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Третье лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)