02 октября 2019 г. |
Дело N А84-1363/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 02 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания до перерыва Гусевой Е.Г., после перерыва Лесик А.В.,
с участием представителей:
от Департамента городского хозяйства города Севастополя: Третьякова Т.А.- представитель по доверенности от 19.08.2019 N 54, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации; Шаяпов Р.А.- представитель по доверенности от 05.07.2019 N 48, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго": Лаптева Е.А. - представитель по доверенности от 09.01.2019, N 61/0/2-19, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации; Липтуга И.В.- представитель по доверенности от 09.01.2019, N 59/0/2-19, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.07.2019 по делу N А84-1363/2019 (судья Мирошник А.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" к Департаменту городского хозяйства города Севастополя с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - заявитель, ООО "Севастопольэнерго", сетевая организация, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент, Департамент городского хозяйства) о признании недействительным решения Департамента городского хозяйства города Севастополя от 20.02.2019 N 906/01-03-01.1-18/02/19 (вх. N1913/0/1-19 от 26.02.2019) об отказе в установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта - Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" для присоединения ЭПУ потребителей в районе зоны ЮБК, база отдыха "Батилиман", по адресу: г. Севастополь, урочище Батилиман (кадастровый номер 91:01:058:001:356) к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту и обязании установить плату по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта Федерального унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" для присоединения ЭПУ потребителей в районе зоны ЮБК, база отдыха "Батилиман", по адресу: г. Севастополь, урочище Батилиман (кадастровый номер 91:01:058:001:356) к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго" по заявлению общества от 12.02.2019 N1540/0/2-19 в установленном законодательством порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГУП 102 ПЭС Минобороны России, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.07.2019 по делу N А84-1363/2019 требования общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" удовлетворены. Суд признал недействительным решение Департамента городского хозяйства города Севастополя от 20.02.2019 N 906/01-03-01.1-18/02/19 (входящий номер 1913/0/1-19 от 26.02.2019) и обязал Департамент городского хозяйства города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём повторного рассмотрения в установленном порядке заявления общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" от 12.02.2019 N 1504/0/2-19 (вх. N 586/01-03-01.1-18/01/19 от 13.02.2019).
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее также - апеллянт) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Считает, что представленный обществом расчёт (калькуляция затрат на технологическое присоединение) был составлен без учёта приказа Министерства энергетики РФ от 17.01.2019 N 10 "Об утверждении укрупнённых нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства", в связи с чем заявление общества от 12.02.2019 было обоснованно возвращено.
От общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" и от Федерального государственного унитарного предприятия "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации поступили отзывы и возражения на апелляционную жалобу, которые были приобщены к материалам дела.
19.09.2019 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 26.09.2019 по ходатайству представителей Департамента городского хозяйства города Севастополя для их ознакомления с отзывами и возражениями апелляционную жалобу. Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии с положениями ст. ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федерального государственного унитарного предприятия "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители Департамента городского хозяйства города Севастополя поддержали доводы апелляционной жалобы, представители общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" против доводов апелляционной жалобы возразили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.01.2019 обществу поступила заявка от 18.01.2019 N 165 от ФГУП 102 ПЭС Минобороны России на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства по линии 10кВ от ВЛ-10кВ ПС-10 -ТП-636 в сторону КЛ-10кВ Р-28-ТП-675, ТП-676 для присоединения ЭПУ потребителей зоны ЮБК, базы отдыха "Батилиман", расположенных в г. Севастополь, урочище Батилиман (л.д.23).
ООО "Севастопольэнерго" направило в Департамент с сопроводительным письмом от 12.02.2019 N 1504/0/2-19 (вх. N 586/01-03-01.1-18/01/19 от 13.02.2019) заявление об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ЭПУ) объектов электросетевого хозяйства по КЛ-10кВ от Р-28 в сторону ТП-675, ТП-676 от ВЛ-10кВ ПС - 110/10кВ N10 яч. 6, для присоединения ЭПУ потребителей в районе зоны ЮБК, базы отдыха "Батилиман", по адресу: г. Севастополь, урочище Батилиман (кадастровый номер 91:01:058001:356), максимальной мощностью 814 кВт. на уровне напряжения 10 кВ. по 3-й категории надежности энергоснабжения к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту от 12.02.2019 N1504/0/2-19) (л.д.21,22).
К указанному заявлению были приложены проект договора на технологическое присоединение, технические условия для присоединения к электрическим сетям от 29.01.2019, заявка ФГУП 102 ПЭС Минобороны России, пояснительная записка, калькуляция затрат (расчётная часть, графическая часть) (л.д.24-38).
Как следует из заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту от 12.02.2019 N 1504/0/2-19 и расчётной части приложенной к заявлению калькуляции затрат, расходы по всем видам работ были учтены в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 08.02.2016 N 75.
Департамент городского хозяйства письмом от 20.02.2019 N 906/01-03-01.1-18/02/19 возвратил заявление и приложенные документы заявителю и сообщил, что в связи со вступлением в действие с 19.02.2019 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 17.01.2019 N10 "Об утверждении укрупнённых нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства" необходимо произвести расчёт платы за технологическое присоединение в соответствии с действующим законодательством (л.д.39).
ООО "Севастопольэнерго" оспорило данный акт в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Департамент городского хозяйства города Севастополя необоснованно уклонился от рассмотрения заявления общества об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и вернул документы письмом от 20.02.2019 N 906/01-03-01.1-18/02/19, поскольку на момент подачи заявления об установлении платы за технологическое присоединение и составления приложенных к данному документу расчётов действовал приказ Министерства энергетики РФ от 08.02.2016 N 75, требованиям которого заявление и приложенные к нему документы соответствовали, в связи с чем последующее изменение правового регулирования не может влиять на обязанность Министерства по рассмотрению по существу заявления общества об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Суд также указал, что действующим законодательством не установлено полномочий Министерства на возврат заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. При отсутствии документов или сведений, необходимых для рассмотрения заявления об установлении платы за технологическое присоединение, Министерство вправе направить заявителю уведомление об их отсутствии с предложением представить недостающие сведения и документы. Поскольку заявление общества Министерством в установленном порядке рассмотрено не было, суд возложил на него обязанность повторно рассмотреть заявление в установленном порядке.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд не находит достаточных оснований для переоценки данных выводов.
Из положений ч. 1 ст. 198, ч. ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица), недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 30 Правил технологического присоединения N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами. Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надёжности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя; обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учётом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (пункт 28 Правил технологического присоединения N 861). В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил технологического присоединения N 861).
В соответствии с пунктом 30.1. Правил технологического присоединения N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы: а) проект договора; б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети); в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором); г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту; д) расчёт необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчёта), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/18 утверждён Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2018 N 53047) (далее -Регламент N 834/18), пунктом 35 которого предусмотрен аналогичный порядок обращения с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и аналогичный пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил технологического присоединения N 861, пунктом 36 Регламента N 834/18 регулирующий орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчёта платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в регулирующий орган документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения уведомления. Регулирующий орган утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
В соответствии с пп. 53 п. 1 Раздела II Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент является органом, на который возложены полномочия по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы. Следовательно, при рассмотрении заявления сетевой организации об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту Департамент обязан руководствоваться приведёнными выше положениями Регламента N 834/18 и Правил N 861.
Проанализировав упомянутые положения Регламента N 834/18, Правил технологического присоединения N 861, регулирующие порядок рассмотрения заявлений об установлении платы по индивидуальному проекту, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии обязанности уполномоченного органа по рассмотрению заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с принятием мотивированного решения об установлении такой платы либо об отказе в её установлении.
Суд обоснованно указал на отсутствие законодательно установленного права Департамента возвращать сетевой организации заявления об установлении платы за технологическое присоединение без рассмотрения по любым основаниям, в том числе при неполноте представленных документов либо при несоответствии их содержания положениям законодательства.
Правовым последствием отсутствия документов и сведений, необходимых для расчёта платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, в соответствии с пунктом 30.3 Правил технологического присоединения N 861, пунктом 36 Регламента N 834/18 является уведомление сетевой организации об их отсутствии и предложение представить документы.
В рассматриваемой ситуации к заявлению ООО "Севастопольэнерго" от 12.02.2019 N 1504/0/2/0 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту был приложен весь необходимый пакет документов согласно перечню, приведённому в пункте 30.1. Правил технологического присоединения N 861, пункте 36 Регламента N834/18, в том числе, калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту, составленная в соответствии с действовавшими на дату обращения заявителя в Департамент (13.02.2019) Укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утверждёнными приказом Минэнерго России от 08.02.2016 N 75.
Укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утверждённые приказом Минэнерго России от 17.01.2019 N 10 (зарегистрированы в Минюсте России 7 февраля 2019 г. N 53709), на положения которых сослался Департамент, вступили в силу 19.02.2019, то есть по истечении десяти дней после дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, - 08.02.2019 (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"). Соответственно, на дату обращения заявителя в Департамент (13.02.2019) данные укрупнённые нормативы не действовали и оснований для их использования при подготовке калькуляции затрат на технологическое присоединение по индивидуальному проекту у заявителя не имелось.
Последующее изменение правового регулирования и установление новых укрупнённых нормативов влияет на определение размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, подлежащей корректировке самим Департаментом либо по его предложению заявителем в соответствии с новыми укрупнёнными нормативами, но не влечёт при этом прекращение обязанности Департамента по исполнению возложенной на него функции по рассмотрению заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в установленный срок.
Доводы апеллянта об обратном противоречат смыслу и содержанию приведённых выше норм права, в связи с чем они не могут быть приняты апелляционным судом.
Решение Департамента городского хозяйства города Севастополя, изложенное в письме от 20.02.2019 N 906/01-03-01.1-18/02/19 о возвращении заявления сетевой организации об установлении индивидуальной платы за техническое присоединение к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго", фактически свидетельствует о прекращении рассмотрения государственным органом заявления сетевой организации от 12.02.2019 в соответствии с установленной процедурой, что препятствует своевременному исполнению заявителем своей обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Федерального унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" для присоединения ЭПУ потребителей в районе зоны ЮБК, база отдыха "Батилиман", по адресу: г. Севастополь, урочище Батилиман.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя.
Поскольку заявление об установлении платы за технологическое присоединение рассмотрено не было, а суд не вправе при рассмотрении дел в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подменять административную процедуру судебной, в качестве способа восстановления нарушенного права суд правомерно права обязал Департамент данное заявление рассмотреть повторно по установленной процедуре.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается, поскольку апеллянт от её уплаты освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.07.2019 по делу N А84-1363/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1363/2019
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Третье лицо: ФГУП "102 ПРЕДПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Департамент городского хозяйства города Севастополя