город Омск |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А75-7509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аристовой Е. В.,
судей Грязниковой А. С., Краецкой Е. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Миковой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10948/2019) Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение от 26.06.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-7509/2019 (судья Бухарова С. В.) по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН 8601999247, ОГРН 1138600001693) к Администрации города Ханты-Мансийска (ИНН 8601003378, ОГРН 1028600511488) о взыскании 580 469 руб. 69 коп.,
при участии в судебном заседании представителя Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Трифоновой О. А. по доверенности от 18.01.2019 N 17,
установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Администрации города Ханты-Мансийска (далее - администрация) о взыскании 580 469 руб. 69 коп. последующих взносов на капитальный ремонт.
Решением от 26.06.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-7509/2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе фондом ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении иска. В обоснование жалобы её податель указывает на то, что судом нарушено право истца на представление доказательств по делу в связи с отклонением ходатайства об отложении судебного заседания ввиду направления запроса в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Также заявитель жалобы указывает, что частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что региональный оператор заимствует собранные взносы с других домов на их возвратной основе для ремонта домов, включённых в Программу.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителя фонда, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальному образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Ханты-Мансийск в исковой период принадлежали на праве собственности жилые помещения N 5, 6, расположенные в многоквартирном доме N 27 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске, и жилые помещения N 1, 12, расположенные в многоквартирном доме N 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске.
На основании договора подряда от 23.03.2015 N 82/СП, подписанного между фондом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Автоградстрой" (подрядчик), в многоквартирном доме (далее - МКД) N 27 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске проведён капитальный ремонт крыши, а на основании договора подряда от 30.04.2015 N 103/СК, подписанного между фондом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Югратехсервис" (исполнитель), проведён капитальный ремонт крыши в МКД N 31 по ул. Калинина.
Выполненные работы приняты по актам приёмки выполненных работ от 20.08.2015 и от 22.12.2015. Стоимость выполненных работ в общей сумме составила 2 251 513 руб., в том числе: 899 966 руб. 85 коп. - по МКД N 27 и 1 351 546 руб. 51 коп. - по МКД N 31. По платёжным поручениям, представленным в материалы дела, фонд перечислил на расчётные счета подрядных организаций денежные средства в счёт оплаты по договорам.
Распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 01.09.2017 N 169-р МКД N 27 и 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске признаны аварийными и подлежащими сносу.
Как указывает истец, вышеуказанные многоквартирные жилые дома исключены из программы Югорского фонда капитального ремонта, утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 N 568-п; с сентября 2017 года собственникам помещений не начисляются ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В адрес администрации направлена претензия от 18.03.2019 N 33/01-исх/5994 о возмещении последующих взносов в размере 580 469 руб. 69 коп.
Неудовлетворение претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 154, 169 ЖК РФ, абзацем седьмым пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, пунктом 6 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон N 54-оз), пришёл к выводу о наличии оснований, установленных частью 2 статьи 169 ЖК РФ для освобождения администрации от уплаты последующих взносов на капитальный ремонт.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия суда отмечает следующее.
Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включён в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД.
Частью 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Данная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в МКД обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Исходя из положений указанной нормы у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает денежное обязательство по оплате ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот МКД, за исключением случая, установленного пунктом 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 N 658-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Закона N 54-оз решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в МКД в течение шести месяцев со дня официального опубликования утверждённой в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в неё МКД, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого будет являться Югорский оператор, собственники помещений в МКД должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 54-оз собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, а также пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в размере, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в МКД, в большем размере.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 54-оз для формирования окружной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление МКД, в срок до 1 сентября 2013 года представляют в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа информацию о МКД, управление которыми они осуществляют, в форме, утверждённой нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти, определённого правительством автономного округа.
Мониторинг технического состояния МКД в целях реализации настоящего Закона осуществляется в порядке, утверждённом правительством автономного округа (статья 11 Закона N 54-оз).
На основании пункта 1 статьи 12 Закона N 54-оз окружная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год на основании результатов мониторинга технического состояния МКД в порядке, утверждённом правительством автономного округа.
Статьёй 23 Закона N 54-оз предусмотрен возврат средств фонда капитального ремонта в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; в случаях исключения МКД из окружной программы капитального ремонта при её актуализации по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 9 настоящего Закона, а также в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона. Пунктом 5 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что дома подлежат сносу либо реконструкции в срок до 2035 года в случае, если физический износ их конструктивных элементов превышает 70%, или дома признаны аварийными и подлежащими сносу (в редакции Законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2015 N 111-оз, от 09.12.2015 N 134-оз).
В силу части 2 статьи 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в МКД, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот МКД, и об изъятии каждого жилого помещения в этом МКД, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
По условиям пункта 6 статьи 5 Закона N 54-оз обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений МКД прекращается, начиная с месяца, в котором принято решение о признании таких домов аварийными.
Как указано выше, дома N 27, 31 по ул. Калинина в г. Ханты-Мансийске признаны аварийными и подлежащими сносу (распоряжение администрации от 01.09.2017 N 169-р).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на часть 7 статьи 182 ЖК РФ, по условиям которой возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счёт последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом МКД.
Между тем, в силу прямых норм об освобождении собственников от обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт в МКД, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу (часть 2 статьи 169 ЖК РФ), исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно нарушения прав истца ввиду не удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания отклоняются.
Как следует из статьи 158 АПК РФ, отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью.
Применительно к настоящему спору, запрашиваемая в компетентном органе информация признакам надлежащего доказательства отвечать не будет.
По мнению суда апелляционной инстанции, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьёй 71 АПК РФ в полном объёме оценены доводы сторон и представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 26.06.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-7509/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
А. С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7509/2019
Истец: ЮГОРСКИЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА