город Томск |
|
1 октября 2019 г. |
Дело N А27-5759/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н. В. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-8520/2019) на решение от 08.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5759/2019 (судья Иващенко А.П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", Кемеровская область, город Новокузнецк, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183, к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, город Кемерово ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789, о признании недействительным предписания N 299-267 от 11.12.2018.
Третьи лица: Прудникова Любовь Александровна, город Новокузнецк, Шемяка Анатолий Николаевич, город Новокузнецк, Порученко Людмила Григорьевна, город Новокузнецк, Порученко Константин Леонидович, город Новокузнецк, Порученко Леонид Федорович, город Новокузнецк, Порученко Ольга Владимировна, город Новокузнецк, Порученко Юлия Леонидовна, город Новокузнецк, Жиляев Николай Федорович, город Новокузнецк, Медведская Лидия Алексеевна, город Новокузнецк, Имроншоев Рахмоншо Зоолшоевич, город Новокузнецк, Петрушина Анна Викторовна, город Новокузнецк, Нагимова Алена Александровна, город Новокузнецк, Аниканова Аксинья Федоровна, город Новокузнецк, Сидорова Наталья Санджиевна, город Новокузнецк, Филимонов Владимир Ильич, город Новокузнецк, Омельченко Александр Сергеевич, город Новокузнецк, Хадарин Александр Анатольевич, город Новокузнецк, Лычко Зоя Михайловна, город Новокузнецк, Цветкова Евгения Дмитриевна, город Новокузнецк, Миличникова Карина Рустамовна, город Новокузнецк, Цветкова Алена Сергеевна, город Новокузнецк, Цветков Дмитрий Николаевич, город Новокузнецк, Захаров Виктор Федорович, город Новокузнецк, Лычко Татьяна Владимировна, город Новокузнецк, Лычко Владимир Александрович, город Новокузнецк, Лычко Иван Владимирович, город Новокузнецк.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭкоТек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Кемеровской области) о признании недействительным предписания N 299-267 от 11.12.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Прудникова Любовь Александровна, город Новокузнецк, Шемяка Анатолий Николаевич, город Новокузнецк, Порученко Людмила Григорьевна, город Новокузнецк, Порученко Константин Леонидович, город Новокузнецк, Порученко Леонид Федорович, город Новокузнецк, Порученко Ольга Владимировна, город Новокузнецк, Порученко Юлия Леонидовна, город Новокузнецк, Жиляев Николай Федорович, город Новокузнецк, Медведская Лидия Алексеевна, город Новокузнецк, Имроншоев Рахмоншо Зоолшоевич, город Новокузнецк, Петрушина Анна Викторовна, город Новокузнецк, Нагимова Алена Александровна, город Новокузнецк, Аниканова Аксинья Федоровна, город Новокузнецк, Сидорова Наталья Санджиевна, город Новокузнецк, Филимонов Владимир Ильич, город Новокузнецк, Омельченко Александр Сергеевич, город Новокузнецк, Хадарин Александр Анатольевич, город Новокузнецк, Лычко Зоя Михайловна, город Новокузнецк, Цветкова Евгения Дмитриевна, город Новокузнецк, Миличникова Карина Рустамовна, город Новокузнецк, Цветкова Алена Сергеевна, город Новокузнецк, Цветков Дмитрий Николаевич, город Новокузнецк, Захаров Виктор Федорович, город Новокузнецк, Лычко Татьяна Владимировна, город Новокузнецк, Лычко Владимир Александрович, город Новокузнецк, Лычко Иван Владимирович, город Новокузнецк (далее также - третьи лица).
Решением от 08.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, его требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отсутствие договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не является нарушением; требование о прекращении начислении платы содержит общие формулировки, оснований производить перерасчет платы не имеется.
От ГЖИ Кемеровской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от третьих лиц в материалы дела не поступили.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для проведения проверки в отношении общества послужило коллективное обращение жителей жилых домов по адресам: ул. Линейная, 16, ул. Линейная, 8, ул. Линейная, 5, ул. Линейная, 14, ул. Линейная, 17, ул. Линейная, 22, ул. Линейная, 27, ул. Линейная, 31, ул. Линейная, 38, ул. Линейная, 46, ул. Локомотивная, 22, ул. Локомотивная, 18, ул. Локомотивная, 37, ул. Локомотивная, 35, ул. Локомотивная, 12 в адрес прокуратуры Куйбышевского района г.Новокузнецка (ГЖИ рег. N 17245/2018/ОБ-ЭП/О от 15.11.2018 г.) о несогласии с начислением платы за коммунальную услугу обращения с ТКО, о неоказании услуги, обращение направлено в адрес ГЖИ Кемеровской области для проведения проверки.
По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт от 11.12.2018 N 295 с указанием на выявленные нарушения.
11.12.2018 обществу выдано предписание N 299267 с требованием об устранении нарушений законодательства в срок до 01.03.2019.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "ЭкоТек" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом допущены нарушения требований по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), прав потребителей коммунальных услуг.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу. Предписание должно быть законным, понятным и реально исполнимым.
Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правил N 354).
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В силу пункта 148(21) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, действует до даты (включительно) прекращения предоставления указанной коммунальной услуги соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Пунктом 148(22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; б) заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, основанием для внеплановой проверки в отношении ООО "ЭкоТек" послужило обращение в прокуратуру Куйбышевского района г.Новокузнецка коллективное обращение жителей жилых домов по адресам: ул. Линейная, 16, ул. Линейная, 8, ул. Линейная, 5, ул. Линейная, 14, ул. Линейная, 17, ул. Линейная, 22, ул. Линейная, 27, ул. Линейная, 31, ул. Линейная, 38, ул. Линейная, 46, ул. Локомотивная, 22, ул. Локомотивная, 18, ул. Локомотивная, 37, ул. Локомотивная, 35, ул. Локомотивная, 12, о нарушении ООО "ЭкоТек" правил предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с распоряжением N 295 от 03.12.2018 инспекции проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению региональным оператором ООО "ЭкоТек" обязательных требований, по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне "Юг" Кемеровской области, обязанностью которого является организация и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению ГКО, образующихся в зоне его деятельности по названным адресам.
Как установлено в ходе проверки, обществом не предоставлена информация об ознакомлении жителей или нанимателей жилых домов по названным адресам с проектом договора по обращению с ТКО, условиями договора, и доведению до сведения жителей информации о необходимости заключения такого договора; договоры на оказание услуги обращения с ТКО не заключены; документы, подтверждающие факты оказания услуг по вывозу ТКО конкретно жителям или нанимателям жилых домов по указанным адресам не предоставлены; в отсутствии законных оснований (ввиду отсутствия заключенного в соответствии с установленным законодательством порядке договора на оказание услуги обращения с ТКО), производится начисление платы за не оказанные услуги жителям жилых домов по адресам: ул. Линейная, 16, ул. Линейная, 8, ул. Линейная,5, ул. Линейная, 14, ул. Линейная, 17, ул. Линейная. 22, ул. Линейная, 27, ул. Линейная, 31, ул. Линейная, 38, ул. Линейная, 46, ул. Локомотивная, 22, ул. Локомотивная, 18, ул. Локомотивная, 37, ул. Локомотивная, 35, ул. Локомотивная, 12 с июля 2018 года по ноябрь 2018 года, что подтверждается копиями счетов-квитанций; коммунальная услуга по вывозу ТКО жителям жилых домов по указанным адресам в названный период не оказывалась; контейнерные площадки и контейнеры для сбора ТКО в непосредственной близости к жилым домам по данным адресам отсутствуют.
Таким образом, факт нарушения обществом требований Правил N 354 подтвержден материалами дела, заявителем соответствующими доказательствами не опровергнут.
По мнению заявителя, отсутствие договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не является нарушением.
Суд апелляционной инстанции не принимает данный довод по следующим основаниям.
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В октябре 2017 года Администрацией Кемеровской области ООО "ЭкоТек" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне "Юг" Кемеровской области (соглашение от 27.10.2017). Срок начала работы регионального оператора 01.07.2018.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Таким образом, ООО "ЭкоТек" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для жителей многоквартирных домов и жилых домов зоны "Юг" Кемеровской области, следовательно, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена именно на ООО "ЭкоТек".
При этом общество обязано направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.
Как указывалось выше договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз. 2 пункта 148(1) Правил N 354).
Доказательств совершения конклюдентных действий со стороны общества не представлено, по проверяемым адресам с момента начала деятельности ООО "ЭкоТек" в качестве регионального оператора услуги по обращению с ТКО не оказаны, иного не следует из материалов дела.
Ссылка общества на неверное указание инспекцией в оспариваемом предписании даты (01.01.2018), с которой следует произвести начисление, правомерно отклонены судом, как не влияющие на законность оспариваемого постановления. Поскольку ООО "ЭкоТек" приступило к выполнению обязанностей в качестве регионального оператора с 01.07.2018, начисление населению платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО - также началось с 01.07.2018.
При этом, при наличии неясностей или невозможности исполнения предписания в установленный срок заявитель не был лишен возможности обратиться в инспекцию с заявлением о разъяснении предписания. Доказательств того, что заявитель обращался в инспекцию по указанному вопросу в предусмотренный в предписании срок, из материалов дела не следует.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5759/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5759/2019
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области
Третье лицо: Аниконова Аксенья Федоровна, Жиляев Николай Федорович, Захаров Виктор Федорович, Имроншоев Рахмоншо Зоолшоевич, Лычко Владимир Александрович, Лычко Зоя Михайловна, Лычко Иван Владимирович, Лычко Татьяна Владимировна, Медведская Лидия Алексеевна, Миличникова Карина Рустамовна, Нагимова Алена Александровна, Омельченко Александр Сергеевич, Петрушина Анна Викторовна, Порученко Константин Леонидович, Порученко Леонид Федорович, Порученко Людмила Григорьевна, Порученко Ольга Владимировна, Порученко Юлия Леонидовна, Прудникова Любовь Александровна, Сидорова Наталья Санджиевна, Филимонов Владимир Ильич, Хадарин Александр Анатольевич, Цветков Дмитрий Николаевич, Цветкова Алена Сергеевна, Цветкова Евгения Дмитриевна, Шемяк Анатолий Николаевич