город Москва |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А40-77982/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО УК "Дом-Мастер"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 27 июня 2019 года по делу N А40-77982/19,
принятое судьей Козловой В.Ф.
по иску ПАО "МОЭК"
(ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494)
к ООО УК "Дом-Мастер"
(ОГРН 5077746786618, ИНН 7701722695)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Зуева Л.В. по доверенности от 30.10.2018 б/н
от ответчика Кузякина Н.В. по доверенности от 18.06.2019 N ДМ-49
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО УК "Дом-Мастер" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 201 652 898,45 руб., 5695 461,94 руб. неустойки, неустойки по день фактического исполнения.
Решением суда от 27.06.2019 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 201 652 898,45 руб. задолженности, 5 511 737,36 руб. неустойки, взыскана неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от суммы долга 1 313 211,93 руб. за каждый день просрочки за период с 25.03.2019 по день фактического исполнения обязательства. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Заявил ходатайство о приостановлении производства по данному делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-173271/18.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу, возражал против приостановления производству по данному делу.
Статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплена обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу, в частности, в случае невозможности рассмотрения дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Указанное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и оставлено без удовлетворения в связи с тем, что судом не усматривается обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения настоящего дела до рассмотрения дела N А40-173271/18.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Истцом и Ответчиком заключены договоры снабжения горячей водой потребителей N 01.001033ГВС от 01.10.2008 г. и теплоснабжения N 01.003552ТЭ от 01.09.2011.
Предметом указанных договоров является поставка Истцом горячей воды (горячего водоснабжения) в многоквартирные жилые дома (далее - МКД), управление которыми осуществляет Ответчик, и оплата Ответчиком горячей воды (пункт 1.1. Договора).
Расчёты за горячую воду между сторонами произведены на основании показаний общедомовых приборов учёта (ОДПУ) и индивидуальных приборов учёта, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Как указал истец, по договору от 01.09.2011 N 01.003552 ТЭ в период с января по декабрь 2018 г. ответчику поставлена тепловая энергия общей стоимостью 3 964 223,63 руб., по договору от 01.10.2008 N 01.001033 ГВС в период с октября по декабрь 2018 г. общей стоимостью 55 339 756,59 руб., по договору от 01.05.2008 N 01.001033 ТЭ в период с октября по декабрь 2018 г. общей стоимостью 145 279 563,17 руб., что подтверждается актами приема-передачи, составленными на основании данных посуточных ведомостей показателей приборов учета, а при их отсутствии в соответствии с нормами законодательства и согласованными условиями договора. Стоимость определена на основании тарифов для соответствующих групп потребителей.
Окончательная оплата поставляемой энергии производится до 20 числа следующего за отчетным месяца. Долг за спорный период составляет 2 069 687,50 руб. по договору от 01.09.2011 N 01.003552 ТЭ, 144 466 691,94 руб. по договору от 01.05.2008 N 01.001033 ТЭ и 55 116 519,01 руб. по договору от 01.10.2008 N 01.001033 ГВС.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, учитывая мнения сторон, признал обоснованными и подлежащим удовлетворению требования истца в размере задолженности 201 652 898,45 руб. долга, 5 511 737,36 руб. неустойки, взыскать неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от суммы долга 1 313 211,93 руб. за каждый день просрочки за период с 25.03.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Отказывая в удовлетворении в остальной части иска, суд первой инстанции исходил из того, что ставка рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, составляет 7,5%.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В спорный период расчёты за горячее водоснабжение между сторонами осуществлены с учетом Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, вступивших в действие с 07.03.2012 (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчётный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В пп. в) п. 21 Правил N 124 приведена формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации. Данная формула представляет собой сумму слагаемых объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета, а именно - по показаниям индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ).
ПАО "МОЭК" произвело расчёт за горячую воду на основании посуточных ведомостей учета параметров теплопотребления, а также справок об объемах горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями в МКД, то есть на основании показаний приборов учёта, в том числе индивидуальных (квартирных) приборов учёта.
Так к расчёту были приняты показания ИПУ, передаваемые Ответчиком в спорный период (копии справок об объёмах горячей воды за спорные периоды 2018 года представлены Истцом в материалы дела).
Обязанность в предоставлении сведений об объемах потребленного ресурса возложена подпунктами "д" и "г" пункта 18 Правил N 124 на Ответчика.
Согласно подп. "д" п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору энергоснабжения коммунального ресурса. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
В силу подп. "г" п. 18 Правил N 124 в состав предоставляемой исполнителем информации включаются показания индивидуальных приборов учета.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 15259/13 указал (абзац 2 стр. 3), что в материалы дела должны быть представлены доказательства, предусмотренные подпунктом "д" пункта 18 Правил N 124, для использования в расчетах показаний индивидуальных приборов учета.
В реестре строк счетов ПАО "МОЭК" за спорные периоды 2018 года, по которым не представлены доказательства начислений, представленном Ответчиком, указаны адреса МКД, по которым расчёты производились по показаниям индивидуальных приборов учёта.
Постановлениями Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения и предоставления коммунальных услуг внесены изменения, в частности, законодателем предусмотрено право органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решение об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и определены последствия реализации им такого права.
Правительством Москвы в развитие вышеуказанных норм издано распоряжение от 29.09.2016 N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41", которым установлено, что расчёты за коммунальную услугу по отоплению осуществляются равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 25(1) Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении платы коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объём коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение),оборудованный индивидуальным прибором учёта, - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибораучёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объёма тепловой энергии, потреблённого за прошедший год измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 настоящих правил;
б)в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учёта, - исходя из норматива потребления коммунальной услуг, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Стоимость подлежащей оплате в расчётном месяце тепловой энергии на нужды отопления многоквартирного дома рассчитывается исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
В течение календарного года потребителю:
* в счетах на оплату указывается объём и стоимость подлежащей оплате за расчётный период тепловой энергии (среднемесячный объём потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год);
* в актах приёмки-передачи энергоресурсов указывается как объём и стоимость подлежащей оплате за расчётный период тепловой энергии, так и объём и стоимость фактически поставленной в расчётном периоде тепловой энергии (для целей проведения ежегодной корректировки стоимости и объёма тепловой энергии по итогам года);
* в счёте-фактуре отражается объём фактически поставленной в расчётном периоде тепловой энергии в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
В декабре 2018 года произведена корректировка стоимости, потреблённой в помещениях многоквартирного дома тепловой энергии до фактического объёма потребления за 2018 календарный год в соответствии с пунктом 25(1) Правил N 124.
В актах приемки - передачи энергоресурсов по договорам, указано количество тепловой энергии, фактически поставленное в расчетном периоде, а также количество ресурса, подлежащее оплате за расчетный период, рассчитанное как среднемесячный объём тепловой энергии за предыдущий год. В соответствии с показаниями прибора учета делается корректировка.
Показания общедомовых приборов учёта (справка о фактических начислениях и ведомости учёта (месячные протоколы) параметров теплопотребления по договорам теплоснабжения по спорным месяцам за 2018 год) представлены Истцом в материалы дела.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств оплаты за потреблённые энергетические ресурсы в размере 201 652 898,45 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии).
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Так, согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельств)тощих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года N 1498).
Управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года N 1498).
Однако документы, предусмотренные в п.6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Ответчиком в материалы дела не представлены.
Обязанность по предоставлению сведений о собственниках возложена законодателем на управляющую компанию, которая исходя из своего правового положения, как исполнителя коммунальных услуг предоставляет потребителям услуги в необходимых объёмах и надлежащего качества в соответствии с договорами, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг, а также, управляющая компания обязана осуществлять проверку состоянию и принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта.
Пунктом 7 Правил N 354, а также пунктом 35 Правил организации теплоснабжения в РФ (утв. Постановлением Правительства от 08.08.2012 N 808) установлено, что договор теплоснабжения заключается на основании заявки потребителя тепловой энергии при предоставлении соответствующего комплекта документов.
В рассматриваемом случае собственники нежилых помещений с заявками на заключение договора теплоснабжения в ресурсоснабжающую организацию не обращались.
Доказательства заключения собственниками нежилых помещений в спорный период самостоятельных договоров с Истцом Ответчик в материалы дела также не представил.
Кроме того, до момента заключения договоров теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией собственники нежилых помещений в многоквартирном доме по-прежнему имеют правоотношения по снабжению коммунальными услугами с исполнителем коммунальных услуг, передают показания своих приборов учета этому исполнителю, и только после возникновения правоотношений по снабжению коммунальными ресурсами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (путем заключения письменных договоров), перестают сдавать исполнителю показания своих приборов учета и начинают направлять ему данные об объёмах коммунальных ресурсов, потребленных за расчётный период по договорам ресурсоснабжающей организацией.
Информация о каких-то нежилых помещениях, указанных в апелляционной жалобе, в суд первой инстанции Ответчиком не предоставлялась.
Изменения сторонами в действующие договоры, заключенные между Истцом и Ответчиком, не вносились, следовательно, изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016 не могут распространяться на отношения сторон по договору, заключенному до вступления в законную силу указанных изменений.
Следовательно, порядок расчётов за энергетические ресурсы сохраняется до заключения собственниками нежилых помещений письменных договоров с Истцом.
Ответчиком документально не опровергнут факт выставления им собственникам нежилых помещений счетов на оплату оказанных в спорном периоде услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, и приёму от собственников нежилых помещений денежных средств в оплату названных услуг.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд-
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2019 года по делу N А40-77982/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77982/2019
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМ-МАСТЕР"