г. Владимир |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А79-5001/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Александровой О.Ю., Наумовой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.05.2019 по делу N А79-5001/2017, принятое судьей Васильевым Е.В., по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194) к индивидуальному предпринимателю Леонтьеву Владимиру Геннадьевичу (ОГРНИП 310213029200069) об освобождении земельного участка, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, индивидуальный предприниматель Гаврилова Екатерина Андреевна, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Леонтьеву Владимиру Геннадьевичу (далее - Предприниматель) об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 21:01:010806:412 путем сноса временного торгового киоска по реализации товаров повседневного спроса, расположенного по адресу:
г. Чебоксары по ул. Коллективная, и возвратить его Администрации по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Гаврилова Екатерина Андреевна и муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
В ходе рассмотрения дела суд принял к производству встречное исковое заявление Предпринимателя к Администрации, согласно которому Предприниматель просил признать недействительной сделкой односторонний отказ от договора аренды земельного участка от 21.09.2012 N 117/938-МК, оформленный письмом Администрации от 21.11.2016 N 29/08-5840, и применить последствия недействительности в виде признания за Предпринимателем права аренды земельного участка.
Решением от 06.10.2017 по делу N А79-5001/2017 Арбитражный суд Чувашской Республики иск Администрации удовлетворил; в удовлетворении встречного иска Предпринимателю отказал.
Постановлением от 31.01.2018 Первый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.10.2017 оставил без изменения, апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.07.2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.10.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 отменены в части удовлетворения требования Администрации к Предпринимателю об освобождении земельного участка, дело в отмененной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики; в остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.10.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела в отмененной части решением от 08.05.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении иска Администрации отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что Администрация реализовала право на односторонний отказ от исполнения обязательств по договорам аренды, известив об этом Общество, вследствие чего договор аренды прекратил свое действие, а у ответчика отпали правовые основания для пользования земельным участком. Полагает, что Схема размещения нестационарных торговых объектов сама по себе не является разрешением на установку нестационарного торгового объекта, поскольку наличие места в Схеме является лишь основанием для проведения торгов на право заключения договора по размещению нестационарного торгового объекта. Кроме того, отметил, что пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в законную силу с 01.03.2015, в то время как правоотношения между сторонами спора возникли до указанной даты, в связи с чем правила статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть применены при разрешении настоящего спора. Указал, что передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для него преимущественные условия и препятствует другим лицам приобрести вышеуказанные права. Также, по мнению заявителя, судом первой инстанции не учтены противопожарные требования к временным строениям и сооружениям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы по существу апелляционной жалобы не представили.
Определениями от 25.07.2019 и от 22.08.2019 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) был заключен договор от 21.09.2012 N 117/938-МК аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:010806:412, общей площадью 15 кв.м, для размещения временного торгового киоска по реализации товаров повседневного спроса, расположенного в г. Чебоксары по ул. Коллективная.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 20.09.2012 до 20.09.2015.
Письмом от 21.11.2016 N 29/08-5840 истец уведомил Предпринимателя об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка от 21.09.2012 N 117/938-МК и необходимости в течение 30 дней с момента получения уведомления освободить земельный участок и сдать его по акту приема-передачи с проведением демонтажа торгового киоска.
В соответствии с представленным Администрацией актом от 28.06.2017 N 178-Е в результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:010806:412 находится торговый киоск.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требования об освобождении земельного участка послужило Администрации основанием для обращения в суд с иском с требованиями об обязании Предпринимателя освободить спорный земельный участок путем сноса временного торгового киоска по реализации товаров повседневного спроса и возвратить его по акту приема-передачи.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Предприниматель по истечении установленного договором срока аренды продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений истца, в связи с чем договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
При этом при направлении арендатору уведомления о прекращении договора на основании данной нормы права не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
На основании указанных норм после получения Предпринимателем уведомления об одностороннем отказе от договора договор аренды от 21.09.2012 N 117/938-МК прекратил свое действие.
Между тем, правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Кроме того, статьей 6 Закона о торговле установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (части 1, 2). Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 3 статьи 6).
Действующее с 01.03.2015 земельное законодательство (статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации) также связывает возможность использования публичных земельных участков без их непосредственного предоставления и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары утверждаются решением Чебоксарского городского Собрания депутатов в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судом первой инстанции, спорный павильон включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (пункт 3.6.3).
На момент рассмотрения спора судом первой инстанции и принятия обжалуемого судебного акта был принят Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденный постановлением Администрации от 25.04.2017 N 1013 (далее - Порядок).
Однако апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 27.05.2019 признаны не действующими с момента вступления в силу решения суда пункты 1,2,7 подпункты 9, 10 пункта 10, подпункта 7 пункта 11, пункты 37, 43 Порядка.
В указанном определении содержится вывод о том, что субъект малого и среднего предпринимательства в случае предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта на законном основании, даже при истечении срока договора аренды, заключенного до 01.03.2015, не может быть ограничен в праве на использование места, предусмотренного Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, путем заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта вне конкурентных процедур.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации применительно к содержанию положений части 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности отмечал, что положения данного Закона направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация этого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемая норма не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, от 06.12.2018 N 3111-О).
В приказе Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (пункт 3.2.2).
В рассматриваемом случае демонтаж нестационарного торгового объекта, размещенного изначально в соответствии с тем правовым регулированием, которое имело место на момент такого размещения, а в настоящее время располагающегося в месте, обозначенном в утвержденной Схеме, но в отсутствие действующего порядка, определяющегося правила размещения НТО, которым можно было бы руководствоваться, противоречит как целям и принципам Закона о торговле, так и является злоупотреблением правом со стороны Администрации, действующей не только как собственник, но и как публично-правовое образование, на котором лежат обязанности по обеспечению жителей муниципального образования услугами торговли, принятию мер экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17 Закона о торговле).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации об обязании Предпринимателя освободить земельный участок с кадастровым номером 21:01:010806:412 от спорного торгового киоска и возвратить его по акту приема-передачи.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены с учетом вышеизложенного. Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и законность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.05.2019 по делу N А79-5001/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5001/2017
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: ИП Леонтьев Владимир Геннадьевич
Третье лицо: ИП Гаврилова Екатерина Андреевна, МКУ "Земельное управление" г. Чебоксары, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по ЧР
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7761/19
26.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9215/17
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5001/17
20.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1866/18
22.06.2018 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5001/17
31.01.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9215/17
06.10.2017 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5001/17