г. Воронеж |
|
24 января 2024 г. |
А35-6120/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Протасова А.И.
Аришонковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, Министерства сельского хозяйства Курской области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области
на решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2023 по делу N А35-6120/2023
по заявлению Министерства сельского хозяйства Курской области (г. Курск, ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (г. Курск, ОГРН 1024600968215, ИНН 4629026988)
о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области от 15.06.2023 N 056S19230003018 о привлечении Министерства сельского хозяйства Курской области к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в виде применения финансовой санкции в размере 1 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Курской области (далее -Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (далее - ОСФР по Курской области, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения от 15.06.2023 N 056S19230003018 о привлечении Министерства к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в виде применения к заявителю финансовой санкции в размере 1 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ОСФР по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ОСФР по Курской области указало, что Министерством не оспаривается, что сведения о трудовой деятельности об одном застрахованном лице были представлены на бумажном носителе 17.03.2023, то есть не в форме электронного документа, несмотря на то, что численность работающих в организации за предшествующий отчетный период составляет более 10 лиц. Отсутствие на дату представления сведений у руководителя организации усиленной квалифицированной электронной подписи не свидетельствует об отсутствии вины страхователя.
10.01.2024 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При этом от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Отзыв на апелляционную жалобу был приобщен судом к материалам дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Министерство является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - ФЗ N 27-ФЗ).
15.03.2023 Министерством через АО "ПФ "СКБ Контур" были направлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц по форме ЕФС-1, раздел 1, подраздел 1.1 с кадровым мероприятием "Увольнение" на Синицина Алексея Витальевича (далее - Синицин А.В.) (СНИЛС 110-234-922 93), дата увольнения - 15.03.2023. В соответствии с протоколом проверки отчетности в сведениях выявлена грубая ошибка - "нет сведений о праве подписи представителя страхователя, подписавшего документ". Указанные сведения по форме ЕФС-1 были подписаны Гончаровой Натальей Алексеевной (далее - Гончарова Н.А.) с использованием электронной подписи. В связи с наличием ошибки отчетность фондом не была принята (т. 1 л.д. 21 - 23).
В соответствии с уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, от 15.03.2023 Министерству необходимо было устранить выявленную ошибку в течение пяти рабочих дней (т. 1 л.д. 24).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, сведения об и.о. министра Гончаровой Н.А., назначенной на должность распоряжением Губернатора Курской области от 09.03.2023 N 176-ргл с 10.03.2023 (т. 1 л.д. 37), как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в ФНС России на момент сдачи отчетности 15.03.2023 представлены не были. Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о данном лице - 22.03.2023 (т. 1 л.д. 28 - 36).
17.03.2023 Министерством на бумажном носителе были представлены "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица" по форме ЕФС-1, раздел 1, подраздел 1.1 с кадровым мероприятием "Увольнение" от 13.03.2023 на Синицина А.В. (СНИЛС 110-234-922 93), что подтверждается отметкой специалиста (т. 1 л.д. 26 - 27).
В соответствии с персонифицированными сведениями о физических лицах за март 2023 года, численность зарегистрированных у организации работающих застрахованных лиц составляет более 10 человек (68), в связи с чем, фонд пришел к выводу, что сведения по форме ЕФС-1, раздел 1, подраздел 1.1 необходимо было предоставить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
28.04.2023 ОСФР по Курской области был составлен акт N 056S18230002263 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (т. 1 л.д. 15 - 16).
26.05.2023 в адрес ОСФР по Курской области Министерством были направлены возражения на акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, согласно которым страхователь не признавал факт правонарушения и отрицал свою вину. Также страхователь просил обратить внимание на то, что сведения о трудовой деятельности по форме ЕФС-1, раздел 1, подраздел 1.1 за март 2023 года были представлены на застрахованное лицо Синицина А.В. (СНИЛС 110-234-922 93) как в электронном виде 15.03.2023 (не принят), так и на бумажном носителе 17.03.2023 - принят (т. 1 л.д. 17 - 20).
Фонд, рассмотрев приведенные страхователем доводы, пришел к выводу о том, что страхователем не была принята во внимание ст. 8 ФЗ N 27-ФЗ, согласно которой представление сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме ЕФС-1, раздел 1, подраздел 1.1 за март 2023 года не должны представляться на бумажном носителе, так как среднесписочная численность работающих у страхователя застрахованных лиц составляет более 10 человек. Обстоятельств, исключающих вину страхователя, ОСФР по Курской области не выявлено. Кроме того, установление обстоятельств, смягчающих вину страхователя в случае представления сведений по форме ЕФС-1, не предусмотрено ФЗ N 27-ФЗ.
15.06.2023 ОСФР по Курской области было вынесено решение N 056S19230003018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, выразившегося в несоблюдении страхователем порядка представления сведений по форме ЕФС-1, раздел 1, подраздел 1.1, в виде штрафа в размере 1 000 руб., направленное заявителю по телекоммуникационным каналам связи 22.06.2023 (т. 1 л.д. 11 - 13).
17.07.2023 фондом в адрес Министерства по телекоммуникационным каналам связи было направлено требование N 056S01230003132 с предложением добровольно оплатить штраф в сумме 1 000 руб. в срок до 28.08.2023 (т. 1 л.д. 74).
Сведений об уплате штрафа материалы дела не содержат.
Посчитав решение ОСФР по Курской области N 056S19230003018 от 15.06.2023 незаконным и необоснованным, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из преамбулы ФЗ N 27-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
Также данной статьей определено, что индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 ФЗ N 27-ФЗ). В п. 2 ст. 6 ФЗ N 27-ФЗ определены сведения, которые указываются в общей части индивидуального лицевого счета, в п. 3 ст. 6 ФЗ N 27-ФЗ - сведения, которые указываются в специальной части индивидуального лицевого счета.
Как следует из п. 1 ст. 8 ФЗ N 27-ФЗ, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.
Пунктом 2 статьи 8 ФЗ N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. В единую форму сведений включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы единой формы сведений определяются Фондом.
Формы и форматы сведений для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, предоставляемые на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Фонда, и порядок заполнения этих форм утверждаются Фондом.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за отчетный период превышает 10 человек, представляет единую форму сведений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за отчетный период.
При представлении единой формы сведений в электронной форме соответствующий орган Фонда направляет страхователю подтверждение приема указанной единой формы сведений в форме электронного документа.
Порядок электронного документооборота между страхователями и Фондом при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Фондом.
С 01.01.2023 сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица представляются по форме "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)", утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 245п (действовало в спорный период).
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этих физических лиц не открыт индивидуальный лицевой счет; при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя - работодателя адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах.
Исходя из п. 2 ст. 9 ФЗ N 27-ФЗ, страхователь представляет предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона сведения в соответствующий орган Фонда в следующем порядке:
- при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования он представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в сроки, устанавливаемые Фондом (каждое застрахованное лицо, работающее у данного страхователя, в свою очередь предъявляет страхователю документы, подтверждающие сведения о нем, и заполняет соответствующие формы);
- при приеме на работу гражданина или заключении с гражданином договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этого физического лица не открыт индивидуальный лицевой счет, а также при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в индивидуальном лицевом счете работающего у данного страхователя застрахованного лица, он представляет сведения об этих лицах в сроки, определенные статьей 11 настоящего Федерального закона (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счете, в свою очередь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведения о них, и заполняют соответствующие формы);
- при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения об уволенных в связи с этим работниках в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
- при прекращении у страхователя-работодателя статуса адвоката, полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, не позднее дня прекращения статуса адвоката, полномочий нотариуса.
В силу п.п. 4 п. 2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.1 статьи 6 ФЗ N 27-ФЗ установлено, что в разделе "Сведения о трудовой деятельности" указываются:
1) место работы:
- наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);
- регистрационный номер страхователя;
2) сведения о выполняемой работе и периодах работы:
- сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
- сведения о переводах на другую постоянную работу;
- сведения о приостановлении и возобновлении действия трудового договора;
- сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;
- реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;
3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, представляются:
1) в случаях перевода зарегистрированного лица на другую постоянную работу, подачи указанным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении ему страхователем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изданы приказ (распоряжение), документ или принято иное решение, которые подтверждают оформление перевода на другую постоянную работу, либо подано соответствующее заявление;
2) в случаях приема на работу, приостановления и возобновления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), иного документа, принятия решения, которые подтверждают оформление, приостановление, возобновление или прекращение трудовых отношений.
Как следует из п. 10 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, формирование сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного Фондом на безвозмездной основе.
Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ N 27-ФЗ органы Фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу ч. 4 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.
Судом установлено, что Министерство действительно является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования с численностью работников более 10 человек.
Из пояснений заявителя усматривается, что сведения о трудовой деятельности сотрудников предоставляются Министерством в фонд в форме электронного документа с использованием программной системы "Контур.Экстерн".
В соответствии с п. 5.4.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 22.09.2010 N 369-пг, министр без доверенности осуществляет действия от имени Министерства, представляет его интересы во всех органах и организациях по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
Распоряжением Губернатора Курской области от 09.03.2023 N 176-ргл с 10.03.2023 исполнение обязанностей министра сельского хозяйства Курской области возложено на Гончарову Н.А.
В связи с вышеизложенным, начиная с 10.03.2023 Гончарова Н.А. могла осуществлять действия от имени Министерства без доверенности.
Сведения в ЕГРЮЛ об изменении учредительного документа или иных сведений о юридическом лице в случае смены руководителя юридического лица вносятся в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ N 129-ФЗ).
Исходя из п. 1 ст. 8 ФЗ N 129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - Министерства сельского хозяйства Курской области, в отношении Гончаровой Н.А. внесены в ЕГРЮЛ 22.03.2023 на основании заявления о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, направленного 15.03.2023.
Ввиду чего, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, внесены налоговым органом на пятый день, т.е. в установленный срок.
Сведения о трудовой деятельности на Синицина А.В. (увольнение) направлены Министерством 15.03.2023 с использованием системы "Контур.Экстерн" (форма ЕФС-1).
Документ, содержащий сведения о трудовой деятельности, был подписан электронной подписью Гончаровой Н.А. (действие сертификата с 16.12.2022 до 10.03.2024 - т. 1 л.д. 140).
Согласно протоколу проверки отчетности по результатам проверки предоставленных сведений от 15.03.2023 сведения по застрахованному лицу Синицину А.В. не были приняты фондом в связи с отсутствием сведений о праве подписи представителя страхователя, подписавшего документ.
При этом на имя Гончаровой Н.А. также была оформлена электронная подпись как на первого заместителя министра сельского хозяйства Курской области (действие сертификата с 14.03.2023 по 06.06.2024 - т. 1 л.д. 141).
Суды полагают, что в случае подписания сведений о трудовой деятельности на Синицина А.В. данной электронной подписью последние также не могли быть приняты ОСФР по Курской области в связи с тем, что сведения об и.о. министра Гончаровой Н.А. как лице, имеющем право действовать от имени Министерства без доверенности, еще не были внесены регистрирующим органом в ЕГРЮЛ.
Сведения о трудовой деятельности на Синицина А.В. первоначально были подписаны электронной цифровой подписью Гончаровой Н.А., Министерством были приняты все меры по направлению сведений о трудовой деятельности по застрахованному лицу Синицину А.В. в электронном виде.
Сведения, представленные Министерством на бумажном носителе, также были подписаны уполномоченным лицом - и.о. министра сельского хозяйства Курской области Гончаровой Н.А. и предоставлены в ОСФР по Курской области 17.03.2023, приняты фондом без замечаний. При этом на дату принятия указанных сведений записи об и.о. министра Гончаровой Н.А. как лице, имеющем право действовать от имени Министерства без доверенности, в ЕГРЮЛ внесено не было.
Между тем, Гончарова Н.А. была назначена и.о. министра сельского хозяйства Курской области с 10.03.2023 на основании распоряжения Губернатора Курской области от 09.03.2023 N 176-ргл и имела право без доверенности действовать от имени юридического лица - Министерства сельского хозяйства Курской области.
По мнению судов, даже при условии немедленного направления (10.03.2023) Министерством в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Министерства, регистрирующим органом указанные изменения могли быть не внесены до 16.03.2023 (с учетом выходных дней 11.03.2023, 12.03.2023), то есть Министерство было фактически лишено технической возможности представить сведения об увольнении застрахованного лица в электронном виде в срок, установленный п. 5 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, ввиду чего было вынуждено представить их на бумажном носителе по объективным и независящим от него причинам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, при принятии решения о привлечении к ответственности, предусмотренной за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, фондом должны быть соблюдены положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе устанавливающие порядок привлечения к ответственности.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 111 НК РФ при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, суд области правомерно пришел к выводу об отсутствии вины Министерства в совершении вменяемого ему правонарушения.
Факт представления испрашиваемых сведений на бумажном носителе не повлек ущерба для государства, бюджета фонда, застрахованных лиц, страхователь не имеет задолженности по страховым взносам, является добросовестным плательщиком страховых взносов.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение ОСФР по Курской области от 15.06.2023 N 056S19230003018 о привлечении Министерства к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в виде применения к заявителю финансовой санкции в размере 1 000 руб.
При этом восстановление нарушенного права заявителя обеспечивается признанием незаконным оспариваемого ненормативного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих собственную правовую позицию, заявитель жалобы в материалы дела не представил.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2023 по делу N А35-6120/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6120/2023
Истец: Министерство сельского хозяйства Курской области
Ответчик: ОСФР по Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд