г. Пермь |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А60-28210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Побиленской Е.С
при участии:
от истца ООО "ПАРТНЕР" не явились
от ответчика ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала - Свердловской железной дороги ТЦФТО Елисеева Е.В. по доверенности N СВЕРД НЮ-13/Д от 25.04.2019, паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 июля 2019 года
по делу N А60-28210/2019 принятое судьей Манаковой А.Г.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1031652400768, ИНН 1652008413)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании пени за просрочку доставки грузов,
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 543 624,93 руб. пени за просрочку доставки груза (с учетом удовлетворенного судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства истца об уменьшении исковых требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оставив требования ООО "Партнер" без рассмотрения на основании ст. 148 АПК РФ, а в случае удовлетворения исковых требований применить статью 333 Гражданского кодекса РФ.
По мнению ответчика, поскольку истцом пропущен установленный статьей 123 Устава железнодорожного транспорта срок (сорок пять дней) на направление претензии, то требования истца на сумму 422 770,23 руб. подлежали оставлению без рассмотрения.
Кроме того, судом не применены положения ч.1 ст. 111 АПК РФ, а также п. 42 Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии с которыми в случае если будет установлено что дело возникло вследствие нарушения истцом претензионного порядка, что суд праве отнести на истца все судебные расходы.
В жалобе также приводятся доводы о необоснованном отказе судом в применении положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ, а также ссылки на судебную практику по данному вопросу.
Истец направил в суд отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором просит жалобу ОАО "РЖД" оставить без удовлетворения, обжалуемое решение без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по оказанию ответчиком услуг по доставке грузов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными N N ЭЕ717568, ЭД634523, ЭФ763301, ЭЖ138434, ЭЬ774645, ЭЫ402791, ЭА530885, ЭВ062628, ЭД974066, ЭЦ616652, ЭЖ291426, ЭЭ002024, ЭХ126660, ЭХ227607, ЭХ226767, ЭЖ498240, ЭУ731709, ЭЦ729524, ЭУ858060, ЭУ730298, ЭЦ892618, ЭУ783200, ЭЭ410285, ЭБ339210, ЭБ287230, ЭЕ610144, ЭЕ639437, ЭШ625191, ЭЕ776714, ЭШ883168, ЭЦ004296, ЭЦ006398.
Согласно транспортным железнодорожным накладным ответчик принял от истца к перевозке груженые вагоны, обязался доставить груз в сроки, указанные в железнодорожных накладных.
На станцию назначения вагоны прибыли по истечении сроков, что подтверждается проставленными в железнодорожных накладных отметками с датами прибытия груза на станцию назначения.
Ссылаясь на тот факт, что в период с апреля 2018 по март 2019 года Перевозчиком было допущено нарушение сроков доставки груза, истец на основании ст. 97 УЖТ начислил ответчику пени за просрочку доставки вагонов на сумму 543 624,93 руб. (с учетом уменьшения исковых требований).
Направленная истцом претензия от 08.04.2019, оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку факт просрочки доставки груза и размер предъявленной к взысканию санкции подтверждены материалами дела, исковые требования ООО "Партнер" удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, проанализировав нормы материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, в силу следующего.
Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно положению п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Статьей 97 УЖТ РФ предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика.
Факт несвоевременного исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза подтвержден материалами дела.
В связи с этим у ОАО "РЖД" возникла ответственность в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ, в виде уплаты пени в размере 9% платы за перевозку грузов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 29 УЖТ РФ, ответчик в материалы дела не представил.
Таким образом, поскольку факт нарушения срока доставки груза и размер пени подтверждены материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика пени за просрочку доставки груза 543 624,93 руб. судом первой инстанции удовлетворено правомерно.
Доводы ответчика о нарушении истцом установленного статьей 123 Устава железнодорожного транспорта срока на предъявление претензии, подлежат отклонению.
В соответствии с абзацем 1 статьи 123 УЖТ РФ, претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 06.10.2005 предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем пути необщего пользования претензии к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не лишает указанных лиц права на защиту своих интересов в судебном порядке.
Вопреки доводам жалобы, факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истцом доказан, из материалов дела следует, что фактически ответчику было известно о нарушении срока доставки груза и несмотря на неоднократно направленную в его адрес претензии, ответчиком никаких действий по урегулированию спора предпринято не было.
Согласно ст. 124 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
В соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Также, согласно ст. 125 Устава железнодорожного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного ст. 124 данного Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что спор подлежит рассмотрению по существу, является правильным.
Доводы заявителя жалобы о том, что размер неустойки подлежит уменьшению на основании статьи 333 ГК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
Штраф, предусмотренный статьей 100 Устава железнодорожного транспорта РФ, как мера ответственности за нарушение обязательств, связанных с перевозкой, является законной неустойкой (статья 332 ГК РФ).
Размер подлежащей взысканию законной неустойки может быть уменьшен судом в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе, в соответствии со статьей 333 ГК РФ, уменьшить его размер.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, того что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
С учетом представленных ответчиком доказательств арбитражный суд решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ (пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, при применении части 1 статьи 333 ГК РФ суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Принимая во внимание приведенные выше критерии, обстоятельства дела, размер законной неустойки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения предъявленной к взысканию неустойки.
Вопреки доводам жалобы, предусмотренный статьей 97 Устава железнодорожного транспорта РФ размер пени не является завышенным и не влечет с неизбежностью необходимость применения статьи 333 ГК РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности размера неустойки, предъявленного истцом ко взысканию, последствиям нарушения обязательства, ответчиком в соответствии с положениями статей 65, 67, 75 АПК РФ и соблюдением требований статей 266, 268 АПК РФ не представлено.
Также неправомерна ссылка ответчика на неправильное распределение арбитражным судом судебных расходов. Из содержания п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.05 N 30 следует, что суду предоставлено право отнести на истца судебные расходы в случае нарушения им срока предъявления претензии. Поскольку спор возник в результате неправомерного бездействия ответчика, а не из-за нарушения истцом срока предъявления претензии, арбитражный суд первой инстанции правомерно отнес расходы по государственной пошлине на ответчика.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2019 года по делу N А60-28210/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28210/2019
Истец: ООО "ПАРТНЕР"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"