город Воронеж |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А35-7724/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Администрации города Курска: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" на определение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2019 по делу N А35-7724/2019 об отказе в принятии заявления (судья Клочкова Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" (ОГРН 1153123001778, ИНН 3123359652) к администрации города Курска муниципальному унитарному предприятию "Курскэлектротранс" о признании постановления Администрации города Курска N 848 от 07 мая 2019 г. недействительным в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" обязанности осуществить финансирование расходов Муниципального унитарного предприятия "Курскэлектротранс", необходимых для исполнения постановления и возместить Муниципальному унитарному предприятию "Курскэлектротранс" убытки, возникшие в результате прекращения движения троллейбусов по маршрутам N 2, 3, 7 и 8,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" (далее - ООО "ЭЛИТИУМ", заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации города Курска, муниципальному унитарному предприятию "Курскэлектротранс" о признании постановления Администрации города Курска N 848 от 07.05.2019 недействительным в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" обязанности осуществить финансирование расходов Муниципального унитарного предприятия "Курскэлектротранс", необходимых для исполнения постановления и возместить Муниципальному унитарному предприятию "Курскэлектротранс" убытки, возникшие в результате прекращения движения троллейбусов по маршрутам N 2, 3, 7 и 8.
Определением Арбитражного суда Курской области от 13.08.2019 по делу N А35-7724/2019 ООО "ЭЛИТИУМ" отказано в принятии заявления, поскольку заявленные обществом требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде в связи с неподведомственностью.
Не согласившись с указанным определением, ООО "ЭЛИТИУМ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2019 по делу N А35-7724/2019 отменить и разрешить вопрос по существу.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом ООО "ЭЛИТИУМ" ссылается на то, что постановление Администрации города Курска N 848 от 07.05.2019 обжалуется только в части, в какой оно адресовано конкретному лицу, в связи с чем у него отсутствуют признаки нормативного правового акта, в связи с чем, заявление подлежит рассмотрению именно в арбитражном суде.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В связи с наличием доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
От Администрации города Курска в суд апелляционной инстанции поступило мнение на апелляционную жалобу. Суд, установив отсутствие доказательств направления указанного мнения на апелляционную жалобу иным лица, участвующим в деле, руководствуясь статьями 159, 184, 262, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, протокольным определением от 24.09.2019 отказал в приобщении указанного документа к материалам дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если: исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 2 статьи 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Закрепленное в статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Требование Конституции Российской Федерации об определении компетентного на рассмотрение дела суда законом предоставляет гарантии не только лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенного права, но и лицу, выступающему ответчиком.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П закреплено, что подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:
1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Оспаривание иных нормативных правовых актов АПК РФ не отнесено к компетенции арбитражных судов.
В соответствии с разъяснениями пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" - "признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" оспаривает постановление Администрации города Курска N 848 от 07.05.2019, в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" обязанности осуществить финансирование расходов Муниципального унитарного предприятия "Курскэлектротранс", необходимых для исполнения постановления и возместить Муниципальному унитарному предприятию "Курскэлектротранс" убытки, возникшие в результате прекращения движения троллейбусов по маршрутам N 2, 3, 7 и 8.
Все вышеназванные действия обществу надлежит совершить по причине закрытия движения всех видов транспортных средств по улице Красной Армии от пересечения с улицей Дружининская до пересечения с улицей Добролюбова с 08:00 13 мая 2019 до 20:00 30 июня 2019.
При этом обществу также вменяется обязанность по восстановлению благоустройства разрушенной территории, обеспечение организации и безопасности дорожного движения в период производства работ.
В силу статей 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
При этом отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы принятым позднее вышеназванным Федеральным законом N 257-ФЗ, статья 30 которого устанавливает основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии с частями 2 - 4 данной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов; владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Таким образом, Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по обеспечению безопасности дорожного движения в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 12 данного Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Таким образом, при осуществлении ремонта автодорог органы местного самоуправления с целью обеспечения безопасности дорожного движения могут осуществлять временное ограничение или прекращение движения в предусмотренном действующим законодательством порядке.
В связи с закрытием движения автотранспорта по улице Красной Армии г. Курска (на участке от улицы Дружининская до улицы Добролюбова) Администрацией г. Курска вынесено постановление от 07.05.2019 N 848, которым на ООО "Элитиум" возложены следующие обязанности:
- восстановить благоустройство разрушенной территории в срок до 20:00 часов 30.06.2019;
- обеспечить организацию и безопасность дорожного движения в период производства работ по схеме согласованной с отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения города Курска и департаментом транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска, установить соответствующие технические средства организации дорожного движения;
- осуществить финансирование расходов МУП "Курскэлектротранс", необходимых для исполнения настоящего постановления и возместить МУП "Курскэлектротранс" убытки, возникшие в результате прекращения движения троллейбусов по маршрутам N 2, N 3, N 7 и N 8.
Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального и местного значения Курской области утвержден постановлением Администрации Курской области от 15.02.2012 N 103-па.
В силу пункта 4 указанного Порядка, временные ограничения или прекращение движения по автомобильным дорогам вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящего Порядка.
В силу пункта 5 Порядка, акт о введении ограничения принимается: для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - дорожным управлением Курской области, за исключением временных ограничений или прекращения движения в условиях военного и чрезвычайных положений; для автомобильных дорог местного значения - соответствующим органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Порядка, при издании акта о введении ограничения дорожное управление Курской области, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) обязаны не менее чем за 15 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящего Порядка, когда о временных ограничениях или прекращения движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничений или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
В соответствии с обжалуемым постановлением от 07.05.2019 N 848 Администрацией г. Курска закрыто движение всех видов транспортных средств по улице Красной Армии от пересечения с улицей Дружининская до пересечения с улицей Добролюбова с 08:00 часов 13.05.2019 до 20:00 часов 30.06.2019 (п. 1).
Перевозчикам, независимо от форм собственности, осуществляющим перевозки пассажиров на основании свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Курска предписано организовать движение микроавтобусов по ул. Дзержинского при движении в сторону ул. Энгельса, ул. 50 лет Октября и движение автобусов со стороны ул. Энгельса по ул. Красной Армии, ул. Бочарова, ул. Дзержинского (п. 5)
Таким образом, указанное постановление содержит указания, направленные для неопределенного круга лиц (в части прекращения движения на дороге, обеспечения безопасности дорожного движения в период производства работ по ремонту тепловых сетей, приобрело, по сути, обязательный характер в отношении неопределенного круга лиц,), рассчитано на неоднократное применение (указан временной период действия) ; направлено на регулирование общественных существующих правоотношений в области безопасности дорожного движения в границах города Курска
Таким образом, оспариваемое постановление содержит признаки нормативного правового акта, обладает нормативными свойствами.
Настоящий спор вопреки позиции заявителя не является экономическим, поскольку возник из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено Администрацией в пределах установленной компетенции, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принято во исполнение вышеуказанных норм права, затрагивает как права лиц, поименованных в нем, так и права иных лиц, круг которых не определен.
Оснований для иной правовой квалификации оспариваемого постановления Администрации суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка заявителя на то, что требования заявлены только в части возложения обжалуемым постановлением от 07.05.2019 N 848 обязанностей на ООО "ЭЛИТИУМ", апелляционным судом не отклоняется, поскольку не исключает тот факт, что анализ законности возложения на заявителя обязанностей во всяком случае будет зависеть от анализа его содержания, который должен осуществляться соответствующим судом.
Таким образом, заявленные Обществом требования касаются вопроса законности нормативного правового акта и не относятся к подведомственности арбитражного суда.
Из пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае, когда заявление об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, не подлежит рассмотрению и разрешению в Суде по интеллектуальным правам (пункт 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ).
Таким образом, исковое заявление необоснованно подано в арбитражный суд, поскольку не относится к его подведомственности.
С учетом изложенного, в принятии к производству заявления ООО "ЭЛИТИУМ" правомерно отказано судом области на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ.
Отказ в принятии искового заявления не ограничивает истцу доступ к правосудию, поскольку не исчерпана возможность защиты прав и законных интересов в суде общей юрисдикции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ЭЛИТИУМ" на определение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2019 по делу N А35-7724/2019 об отказе в принятии заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2019 по делу N А35-7724/2019 об отказе в принятии заявления оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТИУМ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7724/2019
Истец: ООО "ЭЛИТИУМ"
Ответчик: Администрация города Курска
Третье лицо: МУП "Курскэлектротранс"