г. Москва |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А40-2533/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А40-2533/2019
по заявлению ООО "Фирма "Боксер-М"
к 1. Управе Головинского района г. Москвы, 2. Префектуре САО г. Москвы
третьи лица: 1. Госинспекция по недвижимости г. Москвы,
2. ГБУ "Автомобильные дороги САО";
3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
4. Департамент городского имущества города Москвы;
5. ОАО "Российские железные дороги";
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Кузнецов Т.В. по дов. от 09.01.2019, Степанов Д.К. по дов. от 09.01.2019; |
от заинтересованных лиц: |
1. Скачкова Н.В. по дов. от 09.01.2019; 2. Васипёнок Ю.В. по дов. от 09.10.2018; |
от третьих лиц: |
1. Бородкина Т.Ю. по дов. от 30.03.2018; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен; 5. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма "Боксер-М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании действий Управы Головинского района САО г. Москвы, Префектуры САО г. Москвы по освобождению от сборно-разборных строений земельного участка по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., напротив вл. 9 (г. Москва, Пакгаузное шоссе, вблизи вл. 14), в кадастровом квартале N 77:09:0001031 в рамках межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти в соответствии с п. 4.11 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Решением от 29.03.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что имеет вступивший в законную силу судебный акт по делу N А40-112439/2013, которым установлен факт нахождения сборно-разборного строения на территории, принадлежащей Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, Префектура САО г. Москвы, Госинспекция по недвижимости г. Москвы и Управа Головинского района г. Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционными жалобами.
Определением от 27.06.2019 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А40-2533/2019 по правилам, установленным АПК РФ для суда первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент городского имущества города Москвы, ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные по делу требования, просил удовлетворить их в полном объеме. Указал на наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-112439/2013, которым установлены все обстоятельства относительно нахождения спорных строений и земельного участка.
В судебном заседании представители Префектуры САО г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы и Управы Головинского района г. Москвы просили отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с расположением ангаров на земельном участке, находящемся рядом с земельным участком, указанным в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-112439/2013; отсутствием преюдициальности указанного решения суда, в связи с несовпадением лиц, участвующих в рассмотрении дел; законностью действий заинтересованных лиц; отсутствием подтверждения законность нахождения ангаров на земельном участке.
Судебное заседание по делу откладывалось с 12.08.2019 по 19.09.2019 с целью предоставления повторной возможности обеспечения явки представителей Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Департаменту городского имущества города Москвы, ОАО "Российские железные дороги" и изложения своей позиции относительно рассматриваемых правоотношений в части принадлежности земельного участка.
Указанные лица, а также ГБУ "Автомобильные дороги САО", будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы не заявление не представили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей организаций.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, рамках дела N А40-112439/2013 рассматривался вопрос законности действий Префектуры САО г. Москвы и Управы Головинского района г. Москвы по рассмотрению на заседании окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории САО 29.03.2013 (протокол от N 5/15) вопроса об освобождении ООО "Фирма "Боксер-М" земельного участка, представляющего собой несформированный земельный природный ресурс, находящийся в пользовании ООО "Фирма "Боксер-М" в соответствии с договором аренды N 14 от 01.06.2000 г., расположенный в кадастровом квартале 77:09:0001031 с адресом: Тупик НАМИ, путь 40 ст. Лихоборы, Московской ж/д ОАО "РЖД".
В указанном деле рассматривался вопрос нахождения на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001031:49, общей площадью 40,5883 га., сборно-разборного строения размерами 25/15 метров (375 кв.м.).
В рассматриваемом деле общество оспаривает действия Управы Головинского района САО г. Москвы, Префектуры САО г. Москвы по освобождению от сборно-разборных строений земельного участка по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., напротив вл. 9 (г. Москва, Пакгаузное шоссе, вблизи вл. 14), в кадастровом квартале N 77:09:0001031.
Согласно документам, представленным дело, предметом изучении является законность нахождения на земельном участке с адресными ориентирами: г. Москва, Пакгаузное шоссе, вблизи вл. 14, расположенном за пределами земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001031:49, трех сооружений (металлических складских модулей) площадью 250 кв.м., 228 кв.м., 208 кв.м., а также бетонного забора длиной 84 м.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-112439/2013 не имеет преюдициального значение для целей рассмотрения дела N А40-2533/2019, ввиду различного предмета заявленных требований и вопросов, подлежащим установлению.
Оспаривание действий заинтересованных лиц сводится к доводам заявителя о том, что земельный участок, на котором расположения строения, находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем Госинспекция по недвижимости г.Москвы была неправомочна проводить проверку законности его использования.
Согласно п.п. в, к ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе федерального значения Москве осуществляется органами исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в нормах законов города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы N48).
Согласно п. 6 ст. 4 Закона г. Москвы N 48 основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (пп. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы N 48).
Согласно Распоряжению Правительства Москвы от 27.09.2011 N 740-РП "Об изменении типа Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московская имущественная казна", Государственное казенное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее- ПСУ "МКМЦН") осуществляет контроль за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в использовании указанных объектов недвижимости.
ГКУ "МКМЦН" проводит работы по определению границ земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством выхода специалистов на местность и определением с использованием геодезического оборудования фактического положения на местности характерных точек земельного участка (точек забора).
На основании данный полученных после определения границ земель находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются мероприятия по контролю и выявлению незаконного использования земельных участков находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена.
ГКУ "МКМЦН" выполнено Заключение от 14.12.2018 N 33, Акт обмера приложение N 1 (т.1 л.д. 33,34).
В Заключении от 14.12.2018 N 33 указано, что произведены обмеры, определены границы земельных участков с указанием точек забора, а также указано, что на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001031:49 (земельный участок относящийся к федеральной собственности) расположено только 17.2 кв.м строения.
Остальные три строения расположены за границами земельного участка 77:09:0001031:49.
Следовательно, согласно Заключению от 14.12.2018 N 33 сборно-разборные строения, принадлежащее ООО "Фирма Боксер", расположенные на земельном участке с адресным ориентиром Пакгаузное ш., вл.14 располагаются рядом с земельным участком 77:09:0001031 и не входят в границы земельного участка 77:09:0001031:49. Указанный факт подтверждается Актом Госинспекции по недвижимости города Москвы N 9091607 от 14.12.2018.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков регламентирован постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Положение).
Согласно п. 2.1 Положения признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, являются, в том числе проведение работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), возведение пристроек, надстроек, стен, перекрытий или иных строительных элементов.
В соответствии с пп. 3.3.2 Положения Госинспекцией по недвижимости, в случае выявления признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков составляется Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В силу п. 3.3 приложения 1 к Постановлению N 819-ПП, Госинспекцией по недвижимости проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, Пакгаузное ш, вл.14.
При проведении обследования земельного участка составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельных участков от 14.12.2018 N 9091607, согласно которому земельный участок, используется незаконно, а именно:
Три сооружения (металлические складские модули) площадью 250 кв.м., площадью 228 кв.м., площадью 208 кв.м. и бетонный забор длинной 84 метра, размещенные на земельном участке с адресными ориентирами: Пакгаузное шоссе, вблизи вл.14, за границами земельного участка 77:09: 0001031:49.
На земельном участке не поставленном на государственный кадастровый учет и государственная собственность на который не разграничена неустановленными лицами размещены три сооружения (металлические складские модули) площадью 250 кв.м., площадью 228 кв.м., площадью 208 кв.м. и бетонный забор длинной 84 метра.Постройки и забор размещены на земельном участке с адресным ориентиром : Пакгаузное шоссе,вл.14 за границами земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001031:49, находящегося в собственности РФ и являющимся полосой отвода железной дороги.
Разрешение на возведение построек отсутствует. Акт ввода построек в эксплуатацию отсутствует. Постройки на кадастровый и технический учет не поставлены. Имущественные права на постройки не оформлены. Земельный участок для возведения построек не предоставлялся.
Указанный Акт Госинспекции по недвижимости от 14.12.2018 N 9091607 был направлен в Префектуру САО города Москвы для принятия дальнейших мер по устранению допущенных нарушений в соответствии с Постановлением N819-ПП.
Кроме того, Госинспекцией по недвижимости города Москвы была запрошена информация у ОАО "РЖД" по вопросу легитимности договора срочного пользования земельным участком от 15.07.2000 N 14, поскольку на данный договор ООО "Фирма Боксер М" ссылалось при рассмотрении дела N А40-112439/2013.
Согласно ответу ОАО "РЖД": "Земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, Пакгаузное шоссе, вблизи вл.14, используемый ООО "Фирма "Боксер-М" для размещения металлических складских модулей, расположен вне границ земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 77:09:0001031:49.
Договор срочного пользования земельным участком от 15.06.2000 г. N 14 является не действующим, плата за пользование земельным участком не взимается".
В силу положений ст. 6. ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" объектами земельно-правовых отношений могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
По данным Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок расположенный по вышеуказанному адресу, на государственный кадастровый учет не поставлен, земельно-правовые отношения не оформлены.
Вышеуказанный земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, вышеуказанные спорные объекты находятся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенных объектов является внутренним документом Госинспекции по недвижимости, который фиксирует результаты обследования, проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости на земельном участке, расположенном по адресу: Москва, ул. Пакгаузное шоссе, вл.14 в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (п.7 приложения к постановлению Правительства).
Согласно п. 4.1.1 Положения в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции)): Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы (в данном случае - ГБУ "Автомобильные дороги САО", действующего на основании распоряжения Правительства Москвы от 16.08.2011 N 628-РП), получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Пунктом 2.3.5 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ГШ, также предусмотрено, что Префектура административного округа города Москвы обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая требования Приложения N 1 к Постановлению N 819-ПП, обеспечение (организация) демонтажа и действия по демонтажу строений в данном случае, будут производиться на основании акта Госинспекции по недвижимости от 14.12.2018 N 9091607 и с соблюдением установленного порядка пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Заявитель в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции, по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не представил никаких доказательств, подтверждающих законность занятия им проверяемого земельного участка, а также возведения на нем строений и наличие на них каких-либо прав.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действий Управы Головинского района САО г. Москвы, Префектуры САО г. Москвы соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушаю прав заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем отсутствует предусмотренная ст. 198 АПК РФ совокупность условия для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 6.1 ст. 268 АПК РФ на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.03.2019 по делу N А40-2533/2019 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Фирма "Боксер-М" отказать в полном объёме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2533/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "ФИРМА "БОКСЕР М"
Ответчик: Префектура САО г. Москвы, УПРАВА ГОЛОВИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГБУ "Автомобильные дороги САО", Департамент городского имущества, ОАО "РЖД", ФАУГИ
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24174/19
30.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32195/19
29.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-2533/19
21.01.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-2533/19